35% россиян стали иначе участвовать в благотворительности

35% россиян стали иначе участвовать в благотворительности
С 2022 года все больше россиян стали активнее заниматься благотворительностью, однако фокус несколько сместился с системной помощи на адресную

Аналитическая и консалтинговая компания Frank RG с Sber Private Banking опубликовали результаты исследования «Профессиональная благотворительность в России 2023». Это уже второй совместный проект двух компаний, направленный на изучение сферы благотворительности в России и роли крупных филантропов в ней.

По данным исследования, сегодня 60% россиян помогают адресно, то есть конкретным людям, 53% жертвуют фондам, 28% участвуют в акциях и мероприятиях. Среди остальных видов помощи — пожертвования через корпоративный фонд (12%), через свой бизнес (6%) и другие варианты (2%)

Юлия Ульянова, руководитель направления «Наследование и филантропия» Sber Private Banking:

«Исследование позволяет нам лучше понять динамику изменений в поведении российских филантропов и адаптировать наши стратегии работы в сфере благотворительности. Важно осознать, что в 2023 году многие доноры не только увеличивали размер своих пожертвований, но и стремились оказывать помощь напрямую, акцентируя внимание на решении конкретных проблем. Это позволяет нам глубже понимать и отвечать на потребности общества».

Основные выводы

Россияне стали жертвовать больше, но адресно

В 2022 году государство, компании и частные филантропы направили на благотворительные цели и развитие программ корпоративной социальной ответственности до ₽405–436 млрд — это на 12% больше, чем в 2021 году. Из них некоммерческие организации получили ₽129–160 млрд. ₽21–52 млрд составила адресная помощь, то есть пожертвования напрямую, например на личные карты благополучателей. В 2021 году эта сумма составляла ₽16–36 млрд.

Чем системная благотворительность отличается от адресной?

Адресная помощь — это помощь, направленная на разовое решение проблемы конкретного благополучателя. Например, НКО проводит сбор средств на лечение одного пациента.

Системная помощь направлена либо на поддержку большого количества благополучателей в течение какого-либо времени либо на качественное решение проблемы, с которой фонд работает в долгосрочной перспективе. Например, фонд проводит образовательные программы для врачей, которые смогут помогать многим пациентам. Хорошо налаженная системная помощь позволяет охватить больше благополучателей и отличается долгосрочным эффектом.

Опрос 2023 года показал, что большая часть филантропов предпочитают помогать нуждающимся не через НКО, а напрямую — так ответили 60% опрошенных.

«Фондам важно работать с этой аудиторией, рассказывать о необходимости поддержки системных НКО, вовлекать и объяснять, как пожертвования могут быть более эффективными вне зависимости от того, какое направление помощи или какую категорию благополучателей решает поддерживать человек», — говорит Анастасия Кудрякова, старший проектный лидер Frank RG.

Фото:Freepik
Социальная экономика Как жертвовать на благотворительность грамотно: мнения экспертов

Россиян мотивирует желание решить конкретную проблему

Это главный стимул, который побуждает граждан России становиться донорами, так ответили более 50% опрошенных. Общественное мнение — также важный фактор для участия в благотворительных проектах: 21% респондентов стали филантропами, так как это социально одобряемое поведение, и еще 16% — потому что «это принято в моем круге общения». Среди владельцев крупного капитала был популярен ответ «вдохновить себя и окружающих».

Чаще всего помогают детям с инвалидностью, сиротам, бездомным, пожилым и мигрантам

Наиболее популярным направлением пожертвований участники опроса назвали помощь социально уязвимым группам населения. Доля НКО, оказывающих помощь этой категории нуждающихся, составляет 59%. Треть пожертвований в данной категории — это помощь детям, преимущественно оплата лечения и иной медицинской помощи.

Авторы исследования объясняют, что НКО, которые занимаются социально уязвимыми группами населения, традиционно сфокусированы на адресной помощи. Однако ее можно совмещать и с развитием системности. Например, для помощи бездомным животным доноры также склонны жертвовать адресно, при этом 31% фондов этого направления являются системными. Таким образом, потенциал развития системной помощи и в проблемах, где распространена адресная помощь, существует.

Фото:Freepik
Социальная экономика Как прозрачность работает в благотворительности

Больше крупных доноров

В 2023 году все больше НКО ставили себе целью привлечение состоятельных доноров — так ответили 63% опрошенных фондов (в 2022 году — 49%). По итогам 2023 года около 30% всех пожертвований частных лиц составили пожертвования HNWI-благотворителей (HNWI — High Net Worth Individuals, лица с высоким уровнем дохода) с капиталом от $1 млн.

У доноров с высоким доходом свои причины заниматься благотворительностью: помимо внутреннего желания помочь решить проблему (58%) и связи с личным опытом (35%), для них важны и внешние причины, такие как социально одобряемое поведение. Также состоятельные филантропы в большей степени, чем обычные граждане, вовлекаются в благотворительность из-за давления со стороны (7% и 4% респондентов соответственно). Кроме того, для HNWI-благотворителей особенно важны религиозные взгляды — эту причину выбирают 21% состоятельных жертвователей и 13% обычных граждан.

Если массовый благотворитель при выборе НКО для пожертвования ориентируется преимущественно на направление деятельности фонда, то состоятельные филантропы подходят к выбору организации системно, учитывая такие факторы, как социальная составляющая, прозрачная отчетность, репутация фонда и даже личное знакомство с его руководством или кем-то из сотрудников.

Юрий Грибанов, генеральный директор Frank RG:

«Вторая волна исследования российского рынка благотворительности показала, как быстро меняется эта индустрия. Благотворительные фонды вынуждены максимально оперативно адаптироваться к новым внешним вызовам и изменчивой среде. Это настоящая проверка на прочность и в каком-то смысле закалка. Наиболее устойчивы сегодня те фонды, которые смогли собрать профессиональную команду. Все меньше места на этом рынке остается для мечтателей, желающих «причинять добро», не имея компетенции управления командой, маркетинга, PR, фандрайзинга, а также методологических знаний для формирования программ фонда. Профессиональных фондов много — именно они будут формировать лицо индустрии благотворительности».

Обновлено 03.04.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть