Как шеринг-платформа помогает бизнесу снизить простои и затраты

Фото: РБК Тренды
Фото: РБК Тренды
Бесплатный сервис по поиску подрядчиков, аутсорсингу производственных мощностей и персонала Business Sharing Platform заработал в мае 2020 года. Это первая в России универсальная шеринг-платформа для бизнеса

Задачи

Создатели проекта Business Sharing Platform хотели, с одной стороны, дать компаниям доступ к свободным производственным мощностям и необходимым кадрам. С другой — обеспечить простаивающие компании и персонал заказами.

Предпосылки и мотивация

Идея шеринг-сервиса возникла задолго до пандемии. Сооснователи платформы — друзья детства Иван Тарасенко и Егор Перевалов — работали в разных сферах, но сталкивались с одинаковыми проблемами.

Тарасенко начинал карьеру в тяжелой промышленности, после этого перешел в судостроение, а затем в космическую отрасль. При реализации крупных судостроительных проектов всегда было трудно найти компании, способные взять на себя работы, которые не выполнялись на предприятии, рассказывает он. Их искали разными путями — через интернет или знакомых. Часто не было возможности проверить надежность компании, и заказчикам приходилось верить потенциальному исполнителю на слово или опираться на информацию из различных баз данных. Нередко компании просто бросали работы, не закончив.

По словам Тарасенко, на некоторых предприятиях космической отрасли даже при их полной загрузке простаивало уникальное оборудование, в том числе различные прессы или оборудование для гальваники. Тем временем Перевалов наблюдал похожие трудности в гостинично-ресторанном бизнесе. К примеру, одному ресторану не хватало площади для открытия кондитерского цеха, а в соседнем заведении такой цех мог стоять без дела.

«В тот момент мы задумались: а почему у нас нет единой площадки для компаний, готовых давать предложения, делать заказы?» — рассказывают сооснователи. Работа над проектом стартовала на чистом энтузиазме. Тарасенко продал машину, Перевалов уволился с работы. И в мае 2019 года они приступили к реализации идеи.

Факторы, используемые при расчете затрат
Факторы, используемые при расчете затрат (Фото: First National Consulting Group)

Решение

Создать универсальную шеринг-платформу, на которой компании самого разного масштаба и специализации смогут делиться своими возможностями, в том числе предлагать услуги, брать в аренду оборудование или персонал, а также искать новых партнеров для развития бизнеса.

Реализация

Подготовительный этап занял три месяца. «Мы изучали рынок, искали конкурентов и удивлялись, что их до сих пор нет», — говорит Тарасенко. Помимо будущей платформы, в России действовало всего две шеринг-площадки для бизнеса. Но они имели узкую специализацию и не позволяли решать широкий спектр задач. Фактически Business Sharing Platform (BSP) стал первой в стране и второй в мире — после канадского стартапа Biz Biz Share — универсальной шеринг-платформой для компаний.

В конце сентября 2019-го началась разработка самого сервиса. По ходу реализации проекта его создателям пришлось решить несколько задач.

  • Монетизация

Сначала основатели BSP планировали зарабатывать на комиссии с каждой заключенной сделки. Но быстро отказались от этой идеи, поскольку посчитали, что на старте клиенты не будут доверять новой площадке. Да и компаниям было бы сложно каждый раз заключать договора друг с другом, включая в них третью сторону.

«Мы задумались о платной подписке на сервис. Ведь по сути здесь все модерируется в ручном режиме, каждую компанию мы отсеиваем и пропускаем через кучу фильтров», — рассказывает Иван Тарасенко.

Но в итоге партнеры решили не брать денег с компаний и монетизироваться с помощью рекламы и платных объявлений, которые поднимаются в поиске. Перегружать сайт рекламой они также не хотят, поэтому в него встроено всего два баннера.

«Мы создали сервис не для того, чтобы его продать. В первую очередь это идейная история. Мы коммерциализируем платформу, чтобы отбить затраты», — объясняют сооснователи.

  • Сортировка объявлений

В поиске на платформе помимо географии — городов и стран — учитывается более 400 узконаправленных видов деятельности. Например, банковская сфера включает в себя около 30 подвидов: форекс, обмен валют, due diligence, бухгалтерия и так далее. Есть разбивка по производству: металлургия, нефтяная промышленность, строительство, электроэнергетика и прочее. А также — по специализациям кадров: сварщики, автожестянщики, официанты, управляющие ресторанами и множество других профессий.

«Такой подход мы подсмотрели на рекрутинговых площадках, — признается Тарасенко. — Там весьма удобная градация. Очень многое изменили, доработали и в итоге решили, что такая разбивка будет наиболее применима».

  • Отбор партнеров и фидбэк

Компании, представленные на Business Sharing Platform, могут не просто выбирать друг друга по всем необходимым параметрам, но и оценивать.

Информация об исполнителях публикуется в специальной карточке. Данные включают в себя адрес, сайт, электронную почту, телефон, краткую историю и профиль компании. В карточку также можно добавить свои достижения, сертификаты или фото своих работ. «Например, если вы построили небоскреб Moscow City, установили промышленные кондиционеры или проложили электросеть, можете прикрепить небольшой фотоотчет, ее увидят все пользователи сервиса», — говорит Тарасенко.

Заказчик сам решает, достойна ли та или иная компания работать с ним — достаточно ли она квалифицирована и отвечает ли ее портфолио запросу.

При выборе можно учитывать и отзывы других участников платформы. После выполнения заказа исполнитель нажимает кнопку «Работа завершена». Заказчик, в свою очередь, кликает «Принять работу». Затем компании выставляют друг другу взаимные отзывы по пятибалльной шкале.

  • Юридический аспект

Для сделки нужно оформлять достаточно много документов, и это не позволяет быстро заключать сделки прямо на платформе. «По сути, у нас — доска объявлений. Через нас не проходит документооборот и никакие транзакции. Мы также не запрашивали у компаний данных, которых не было бы в открытом доступе», — делится сооснователь BSP.

Сервис не берет на себя юридическую ответственность, за документооборот отвечают сами компании. А поскольку на платформе есть система рейтинга, участники сами заинтересованы в корректности предоставляемых данных.

Решив все эти вопросы, партнеры запустили бета-версию сервиса 1 мая 2020 года. Сейчас платформа полностью готова: каждый день регистрируются новые участники, публикуются запросы и предложения.

Основатели сервиса отмечают, что многим компаниям платформа дает возможность удержаться на плаву во время кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Из-за снижения объемов производства в промышленности и спада в сфере услуг оборудование и персонал теперь простаивают чаще, чем раньше. Одновременно в некоторых сферах — например, в доставке или онлайн-сервисах, — нагрузка растет. Компании из отраслей, переживающих спад и бурный подъем, могут встретиться на новой площадке и помочь друг другу, подчеркивает Тарасенко.

Как шеринг-платформа помогает бизнесу снизить простои и затраты
Как шеринг-платформа помогает бизнесу снизить простои и затраты

Результаты

За полтора месяца работы на платформу удалось привлечь около 120 компаний. Создатели считают результаты предварительными. «Рекламную кампанию мы пока не начали, занимаемся рассылкой через электронную почту», — комментирует Тарасенко.

Среди пользователей сервиса есть крупные игроки, такие как НПО «Энергомаш» и ПАО «Протон-ПМ» (входят в госкорпорацию «Роскосмос»), АО «ОДК Пермские моторы» (Пермь), ОКБ «Факел» (Калининград), итальянская Mikro Kapital Group и ее сервис «Город денег».

На платформе представлен бизнес различного масштаба и направлений. Так, кофейни сдают в аренду кофемашины, сувенирная компания ищет для сотрудничества стекольный завод, а НПО «Энергомаш» предлагает услуги научно-испытательного комплекса. «То есть у нас очень высокодисперсная история — все самое-самое разное», — отмечает сооснователь BSP.

По его словам, Business Sharing Platform пока не получила ни одного плохого отзыва от пользователей.

Планы и перспективы

К концу июня BSP планирует запустить англоязычную версию, расширить базу данных и начать рекламную кампанию.

Главная цель до конца 2020 года — получить 50 тыс. зарегистрированных на платформе компаний. Тарасенко ожидает, что при таком масштабе сайт уже не придется рекламировать, и аудитория будет расти за счет эффекта сарафанного радио.

В перспективе партнеры намерены внедрить метрику для исследований. При достаточном трафике и активности пользователей данные сервиса можно использовать для аналитики, уверены его создатели.

«Экономика шеринга сейчас активно развивается во всех сферах, и работа нашей платформы является отражением новых экономических и бизнес-трендов», — заключают основатели сервиса.


Больше информации и новостей о трендах шеринга в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Обновлено 22.06.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть