Виртуальный аватар: как компании зарабатывают на пользователях смартфонов
С мая 2021 года данные пользователей iOS находятся под защитой. Компания Apple выпустила обновление операционной системы, которое запрещает мобильным приложениям собирать информацию о своих пользователях. Это вызвало ответную реакцию у рекламодателей: их расходы на рекламу на Android выросли на 8-21%.
Согласно исследованию Clario, лидерами по сбору персональных данных являются Facebook (79,5% от всех легально доступных для сбора данных), Instagram (69,2%) и Tinder (46,1%). Эти сервисы обращают внимание не только на лицо, голос, поисковые запросы, контакты и доступ к фото, но также могут по картинке распознавать геолокацию и объекты вокруг. Проще говоря, создают наш виртуальный аватар или портрет пользователя. Этот термин придумали и описали авторы под псевдонимом Мерси Шелли в романе «Паутина». Анализ данных значительно увеличивает успех компаний у рекламодателей: они могут предложить гораздо больше товаров из разных сфер. В России в такой список приложений наверняка попали бы «Яндекс» и «ВКонтакте».
Доксинг и корпоратократия: как страны борются со сбором данных
В правительстве Австралии предложили закон, исходя из которого Facebook должен был платить за публикацию новостных ссылок, ведущих на австралийские новостные агентства и сайты. Администрация Facebook просто удалила новости местной прессы из ленты, в связи с чем у СМИ упали охваты. Тогда власти Австралии отказались от своей инициативы.
Что-то похожее происходит в Гонконге — там власти хотят внести изменения в закон о защите информации для того, чтобы бороться с доксингом — сбором и публикацией личных данных людей без их ведома. Там доксинг начался два года назад, когда во время митингов протестующие начали выкладывать в Сеть информацию о полицейских, чиновниках и их родственниках.
Заклеивать камеру бесполезно: какие системы собирают данные
Ваша техника (смартфоны, ноутбуки, «умные» колонки, «умные» дома) в любом случае вас слушает. Заклеивать камеру на нотбуке бесполезно — данные с нее можно собрать только в том случае, если работают приложения, использующие видеосвязь. Помимо приложений есть резидентные модули — это программное обеспечение, которое добавляют в технику еще на производстве. Его используют даже при производстве технологий предотвращения утечек (Data Leak Prevention), контролирующую утечку данных с предприятий.
На самом деле Apple в любом случае передает пользовательские данные государственным органам — это связано с трансценденцией. То, что предлагает компания в новой iOS 14.5 скорее похоже на защиту от внешнего воздействия: информация не станет доступна третьим лицам.
Еще один вариант безопасного сбора данных начали предлагать сайты. Они используют cookie (или «куки») — небольшие файлы с информацией о пользователях. Файлы заменяют логин и пароль при регистрации и хранятся в браузере. Благодаря cookie пользователям не приходится каждый раз вводить свои данные, однако регистрация может быть в разы безопаснее, так как файл из браузера скачать гораздо легче, чем взломать аккаунт.
Предикативная аналитика: как Big Data поможет компаниям предсказывать будущее
Основной целью разработчиков и крупных корпораций сейчас является развитие предикативной аналитики. Этот инструмент позволит им предлагать рекламу, исходя из прошлого. Допустим, пользователь давно не обновлял телефон. Система проанализирует историю его покупок — модель, комплектацию, новизну — и предложит что-то похожее.