Подработка в праздники: поиск временного персонала через онлайн-платформы

Подработка в праздники: поиск временного персонала через онлайн-платформы
Аренда оборудования позволяет запустить бизнес без больших инвестиций, превращая конкурентов в партнеров. Шеринг персонала зайдет еще дальше, изменив рынок труда, освободив временных сотрудников от диктата работодателей

Постоянный временный персонал

Сфера, в которой шеринг может произвести настоящий переворот, — это рынок труда. «Сегодня абсолютное большинство работающих людей в мире физически привязаны к месту и графику работы. Неудобные офисные часы «с 9 до 18» ограничивают нас: личные дела — походы к доктору, в налоговую или на родительское собрание — приходится вписывать в расписание рабочего дня, — отмечает управляющий директор «Авито Работа» Артем Кумпель. — Первое, что дает человеку экономика шеринга на рынке труда, — это большая свобода и мобильность. Яркий пример — это сфера такси. Водители самостоятельно решают, сколько времени они готовы потратить на работу, или составляют свой график, руководствуясь суммой денег, которую хотят заработать за день. Они не зависят от обязательств перед работодателем, а сами регулируют свой доход и соотношение свободного и рабочего времени. В удобном для себя графике работают, например, и индивидуальные предприниматели, которые изготавливают предметы мебели, украшения или одежду, а в качестве площадки для продаж используют онлайн-платформы».

Наибольшие выгоды от развития шеринг-экономики получают компании, нанимающие временных сотрудников. По словам Артема Кумпеля, шеринг сотрудников помогает бизнесу перераспределить функционал в моменты пиковых нагрузок в работе. «Например, по вакансиям на «Авито Работа» мы видим, как в преддверии новогодних праздников в розничных компаниях возрастает потребность в курьерах, упаковщиках и сотрудниках в отделы продаж, — поясняет он. — Конечно, рациональнее использовать внешние дополнительные ресурсы на этот конкретный срок».

Шеринг также уместен и удобен, если в вашей компании возникают временные задачи, на выполнение которых просто невыгодно набирать сотрудников или команду сотрудников, продолжает представитель «Авито Работа». Например, презентация нового магазина, услуги или продукта (что случается не так часто) требует найма промоутеров или торговых представителей. И, на самом деле, здесь эффективнее привлечь команду профессиональных исполнителей, чем в короткие сроки пытаться научить собственных сотрудников, которые никогда этого не делали. Российский рынок труда давно освоил эту модель: компании разного масштаба также постоянно привлекают дизайнеров, копирайтеров, программистов на выполнение временных работ. Эти удаленные внештатные сотрудники или фрилансеры могут работать из дома, находясь в другом городе или стране, и время от времени появляться в офисе, если того требует процесс.

При этом такой вектор развития рынка труда выгоден не только бизнесу, но и самим временным сотрудникам. На рынке даже стали появляться b2b-сервисы, специализирующиеся на подборе персонала для проектной занятости. Один из них — Lima, который позволяет компаниям подбирать временных сотрудников, в частности, для ивент-индустрии — выставок, конференций, промоакций и т.п.

Новый подход к подбору персонала должен значительно улучшить положение работников, чьи услуги не нужны на постоянной основе. Начиная с 2014 года компании стали выводить их за штат, и они превратились в своего рода «новых крепостных»: с одной стороны, их труд оплачивается сдельно, с другой — они по-прежнему зависят от своих работодателей.

Естественно, временным сотрудникам не очень-то выгодно сидеть в ожидании звонка от работодателя. Спасти от этого могут маркетплейсы, где потенциальные сотрудники регистрируются сами и предлагают свои услуги сразу множеству компаний. «Наша площадка была запущена в октябре 2019 года, уже пошли первые заказы, — рассказывает гендиректор Lima Владимир Сердюков. — Так, нанятые через платформу сотрудники работали промоутерами на международной выставке индустрии питания и гостеприимства «ПИР Экспо 2019».

По словам предпринимателя, такой вид занятости лучше соответствует психологии миллениалов, которые не хотят сидеть на одном месте. «Человек может постоянно быть временным персоналом — подрабатывать на разных проектах, используя такие площадки, как Lima, в свободное от основной работы время, например в выходные, — отмечает Владимир Сердюков. — На нашей площадке люди могут указывать предпочтительный интервал работы. Для заказчика это тоже понятная модель: они платят только за отработанные сотрудником часы. Он заключает договор оферты на оказание услуг с площадкой, которой перечисляет оплату, а мы затем передаем суммы самим работникам».

«Для компаний выгоды от шеринга персонала очевидны: нет необходимости создавать отделы, занимающиеся наймом и оформлением сотрудников. Кроме того, компания не платит за них налоги, а это большая экономия, — продолжает глава Lima. — Шеринг особенно выгоден для компаний из нишевых сегментов, которым сотрудники нужны для выполнения конкретных задач, а также клининговым компаниям, логистическим фирмам и ретейлерам, которым требуются работники складов и грузчики».

Уберизация рынка труда стала возможной благодаря тому, что сами компании становятся цифровыми. «Сегодня не всегда есть необходимость в том, чтобы конкретный работник сидел за определенным столом, — отмечает Сердюков. — Некоторые подразделения, такие как call-центр или отдел дизайна, можно создать виртуально, набрав туда людей из разных частей мира. После завершения работы над проектом эти отделы можно просто закрыть». Компаниям неизбежно придется сокращать и площади офисов — это еще один фактор, заставляющий их делать выбор в пользу временного персонала.

Главным препятствием к переходу на такой вид занятости предприниматель называет нежелание россиян регистрироваться в качестве самозанятых — это обязательное требование для тех, кто ищет подработку на платформе Lima. «Россия — страна низкой налоговой культуры, здесь все еще сильно недоверие к государству и налоговым органам», — отмечает он.

Полную версию статьи вы найдете на сайте проекта РБК.Pro.

Умножение делением: как шеринг в сфере b2b помогает малому бизнесу

Обновлено 04.12.2019
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть