Генеральный директор «Авито» Владимир Правдивый называет экономику шеринга «дружелюбной». Она позволяет нам не только разумно распоряжаться собственным имуществом и бюджетом, но и воспитывать в себе уважение к чужому труду, времени и собственности. В интервью РБК глава «Авито» рассказал, как он сам участвует в экономике шеринга, кто основные потребители шеринговых услуг и каковы перспективы развития этого бизнеса в России.
— Что такое экономика шеринга, на ваш взгляд? Это хорошо забытое старое, к примеру, пункты проката, секонд-хенды, колхозы, или новое явление?
— Совершенно новое. В основе российской, равно как европейской и североамериканской моделей экономики шеринга лежит идея рационального использования вещей. Стартовав из эпохи тотального дефицита, мы довольно быстро преодолели период избыточного потребления и осознали, что можем более разумно распоряжаться собственным имуществом и бюджетом. Все, чем мы сегодня владеем, является не целью, а лишь способом решения наших задач.
Современные шеринговые платформы дают человеку очень много возможностей. Мы можем позволить себе гораздо больше за те же деньги. Сегодня мы одновременно и экономим на владении вещами и позволяем себе покупать больше «узкоспециализированных» товаров и вещей — брендовых, сезонных, необходимых лишь на конкретный период времени. Мы с легкостью платим за детский комбинезон, который послужит нам один-два сезона или рюкзак и трекинговые палки для похода. И с такой же легкостью продаем их, когда они становятся не нужны. Я вижу здесь аналогию с конструктором: шеринг позволяет нам собрать конкретную комбинацию вещей под текущие жизненные потребности и интересы, а когда они меняются — быстро и относительно недорого все пересобрать по-новому.
Мы можем быстро решить задачу, на которую раньше ушло бы много сил и времени. Классический пример — новогодний костюм для ребенка: теперь его не нужно мастерить или бежать в магазин! Наряд легко найти на шеринговой платформе за приемлемые деньги — взять напрокат либо купить, а затем продать.
Можно снять видовую квартиру на Невском, когда вы приезжаете в Питер на выходные, или купить хороший брендовый пуховик своему ребенку. В некотором смысле — «реализовать мечту».
Уходит страх сделать ошибку: вы недорого покупаете лыжи, и, покатавшись пару раз, понимаете, что вы не лыжник, после чего запросто тут же их продаете, ничуть не жалея об эксперименте. Так же можно попробовать себя в кулинарии, приобретя специализированные комбайны и другое оборудование.
— Какие характеристики вы могли бы дать экономике шеринга?
— У этой «дружелюбной» экономики есть одно важное качество — эластичность. Самый показательный пример — история про то, как во время Олимпийских игр в Рио в 2016 году Airbnb разместила сотни тысяч приехавших в город туристов с помощью собственного сервиса. Для того, чтобы найти место для такого количества людей, городу бы пришлось построить 257 гостиниц, которые впоследствии не удалось бы заполнить таким количеством постояльцев. Ту же задачу решает каршеринг — сокращает количество личных автомобилей и, что важнее, парковочных мест, которые они занимают на улицах наших городов.
— А что вы думаете про бытующее мнение, что шеринг — это для бедных? Или все-таки шеринг для рациональных и ответственных?
— Шеринг — для всех. Человек, пользующийся услугами шеринга, — это, как правило, городской житель в возрасте от 20 до 55 лет, уже имеющий опыт пользования какими-либо онлайн-сервисами. Но среди наших пользователей есть и 12-летние, и 80-летние продавцы и покупатели. Что очень важно — они понимают, какую выгоду они приобретают с помощью платформы. Это может быть удобство, скорость, мобильность, отсутствие необходимости хранения вещей, спортивного инвентаря, шин. И вы правы, для многих людей сегодня важны именно осознанное потребление и продление жизненного цикла товара.
Шеринг более развит там, где у людей есть потребность в оптимизации и рациональности, он дает возможность позволить себе качественные товары и услуги по доступной цене. В первую очередь, в шеринг вовлеклись жители крупных городов, но мы ожидаем, что с ростом межрегиональной доставки, в числе и доставки «Авито», шеринг будет активнее распространяться и в небольших населенных пунктах.
— Почему «Авито» относит себя к экономике шеринга?
— Я могу смело утверждать, что «Авито» и есть ярчайший и масштабнейший по количеству вовлеченных людей пример «экономики шеринга». С нами обычные люди реально решают свои задачи — один и тот же человек может быть и продавцом, и покупателем: и люди, и бизнес приходят к нам, чтобы продать то, что они перестали использовать, и купить то, что им нужно в моменте.
Если вам 14, вы придете купить на «Авито» велик или гитару, в 22 вы придете сюда, чтобы приобрести свой первый недорогой автомобиль, снять квартиру или продать скейт. Дальше по жизни вы вернетесь за новостройкой, семейным автомобилем и коляской для первенца. Здесь же вы найдете няню ребенку, временную работу жене, помещение и оборудование для того, чтобы начать собственное дело. Юриста и бухгалтера на полставки в ваш стартап вы также можете нанять на «Авито». А через год тут же будете продавать свои товары или услуги многомиллионной аудитории. В этом плане мы значительно больше классического шеринг-сервиса, так как закрываем множество самых важных базовых потребностей современного человека и бизнеса.
— А правда, что компания считает себя основоположником шеринга в России?
— Почти десять лет назад мы запустили свою первую федеральную рекламную кампанию с единственным вопросом к аудитории: «Сколько стоит твой беспорядок?». Эффект был мгновенным: у нас на глазах число уникальных посетителей за месяц подскочило с 3 млн до 10 млн. Люди моментально отреагировали на призыв пересмотреть свой взгляд на вещи, которыми обладали, в пользу рационального и осознанного потребления. Мы считаем, что именно тогда в России возникла массовая экономика шеринга, в которую сегодня вовлечены десятки миллионов россиян. Только на нашей платформе месячная аудитория превышает 47 млн пользователей (данные «Яндекс.Радар» за октябрь 2019 года).
Тогда же у многих вещей появилось новое измерение — интенсивность их использования. У коньков и вечерних платьев, недвижимости и техники сегодня есть четкий срок, ограничивающий наше желание ими владеть. Мы понимаем, что нерационально обладать автомобилем, живя в большом городе. Но имеет смысл вложиться хорошую коляску и продать ее через год, когда ребенок вырастет из нее. Простота, с которой осуществляется покупка и продажа в интернете, и спрос огромной аудитории изменили нас. Призыв «Продай на «Авито»!» стал культурным явлением. Число осознанных потребителей растет — все больше людей понимают, что их вещи могут принести пользу другим людям и будут востребованы ими.
— Какие компании, которые присутствуют на рынке шеринга, вы считаете своими конкурентами и почему?
— По нашим оценкам, «Авито» является самой крупной шеринг-компанией на российском рынке, учитывая оборот и количество сделок. Наша уникальность в том, что мы предлагаем не только возможность покупать товары, но и услуги, на нашем сайте люди находят работу и недвижимость, арендуют и продают автомобили во всех городах и селах. Во многих из перечисленных сегментов присутствуют и другие игроки, которые вместе с нами развивают этот рынок: Profi.ru, Авто.ру, ЦИАН, «Фарпост», «Юла», городские порталы и так далее. Но уникальность «Авито» заключается в единой точке входа на платформу, которая решает сразу множество задач людей и бизнесов. Таких аналогов в мире немного, пожалуй, только норвежский Finn, французский Leboncoin и новозеландский Trademe. По данным Similar Web, «Авито» — второй по размеру такой сервис в мире, уверенно сокращающий разрыв с № 1.
— Многие эксперты говорят, что главный враг шеринга в России — менталитет. У россиян нет уважения к чужой собственности. Как изменить этот менталитет?
— Я с этим абсолютно не согласен. В постсоветский период мы прошли через этапы приватизации жилья, консьюмерский бум начала 2000-ных, период автокредитов и гигантского роста автовладения — мы ускоренно освоили все стадии развития капитализма и становления частной собственности и сейчас уже живем в эпохе прощания с избыточностью потребления и цепляния за вещи.
Сегодня актуальнее стоит вопрос социальной составляющей интернет-торговли. Важная ее часть — возможность оставить комментарий об услуге, которую вам оказали, или о продавце товара, у которого вы его приобрели. Обмануть потребителя стало максимально сложно — это мгновенно сказывается на рейтинге водителя такси или объекта недвижимости для аренды. Как следствие, у покупателя исчезает страх перед покупкой или арендой у неизвестного продавца, рынок становится более прозрачным, и все это способствует развитию малого и среднего бизнеса. И наоборот, многие сервисы, в которых безответственным может быть потребитель, также имеют внутренние рейтинги. Они воспитывают у пользователя более уважительное отношение к чужому труду, времени и собственности.
— А вы сами в шеринге? Какими услугами шеринга вы пользуетесь?
— Я в шеринге с завидной регулярностью и удовольствием. Только несколько примеров: мой домашний рабочий стол был приобретен на «Авито», я постоянно покупаю игрушки Lego сыну на «Авито», дочке купил мерч от Билли Айлиш, который был только на «Авито». На днях здесь же я нашел специалиста, который решил проблему с домашним Wi-Fi, и продал зимние колеса от старого авто; купленная на сезон одежда моих детей регулярно обретает новых хозяев на «Авито».
— Как вас лично изменила работа в «Авито»? Какие новые жизненные правила и ценности у вас появились?
— Меня довольно сильно изменила наша компания и люди, которые в ней работают, и эти изменения в лучшую сторону. «Авито» находится в России, но сочетает в себе лучшие традиции европейского и американского технологического бизнеса. Внутри компании царит атмосфера открытости: наша культура основана на шеринге знаний и опыта и шеринге ценностей наших пользователей. Ценности «Авито», которые мне особенно близки, — это «Мы доверяем своей команде» и Work hard Play hard.
Я считаю «Авито» одним из сильнейших игроков на российском технологическом рынке, и я рад, что вместе с командой нам удается развивать компанию, уже ставшую огромным бизнесом не только в российском, но и глобальном масштабе. При этом я считаю, что мы только начали и можем и будем делать еще очень много для наших текущих и будущих пользователей — практически всех россиян. Это то, что драйвит меня и всю команду.
«Авито» в цифрах и фактах
- «Авито» — самый популярный сайт объявлений в России, по версии сервиса SimilarWeb
- Ежемесячная аудитория «Авито» составляет 47,1 млн человек — около трети населения России (согласно сервису «Яндекс Радар»)
- 53% пользователей «Авито» составляет мобильная аудитория
- На сайте размещено больше 59 млн актуальных объявлений, каждый день пользователи добавляют около 500 тыс. новых объявлений
- Каждую секунду на «Авито» совершаются две сделки
«Авито Товары»
- В 2019 году пользователи «Авито» совершат 116 млн сделок по покупке
«Авито Работа»
- В течение месяца посетители просматривают страницы «Авито Работа» 939 млн раз
- 830 тыс. работодателей в России размещают вакансии на «Авито Работа»
«Авито Авто»
- «Авито Авто» — сайт № 1 в России для продажи автомобилей, согласно опросу агентства «Автостат» и журнала «За рулем»
- 2,5 млн автомобилей было продано на «Авито» в 2018 году
- 700 тыс. актуальных объявлений о продаже автомобилей публикуются на сайте ежедневно
- В раздел «Авто» заходит каждый третий посетитель «Авито» (согласно данным Mediascope по городам с населением свыше 100 тыс. человек)
- В течение месяца посетители просматривают страницы «Авито Авто» 4,1 млрд раз
«Авито Недвижимость»
- На «Авито Недвижимость» самая большая база объявлений о недвижимости в России
- Каждую вторую квартиру в России покупают на «Авито Недвижимость»
- «Авито Недвижимость» работает по всей стране и во всех категориях недвижимости
- В течение месяца пользователи просматривают объявления на «Авито Недвижимость» около 2,8 млрд раз