14 октября 2021 года состоялся первый в России конгресс «ESG- (Р) Эволюция», организованный РБК. Тема одной из дискуссий — как должен меняться бизнес под влиянием ESG-трендов. РБК Тренды собрали самые интересные тезисы из обсуждения.
Экология — на первом месте
ESG (англ., E — environment, S — social, G — governance) — это не только про экологию, но еще и про устойчивое социальное развитие и новые принципы корпоративного управления. И все же забота о планете в этой аббревиатуре стоит на первом месте. По данным Nielsen, 57% опрошенных россиян заявили, что для них «чрезвычайно важно» или «очень важно», чтобы компании осуществляли программы по защите окружающей среды. «Зеленая повестка» должна стать стратегией для всех компаний, которые хотят не просто выживать, а конкурировать в современном мире.
Дэвид Крофт, глобальный директор Reckitt Benckiser по устойчивому развитию, защите окружающей среды и правам человека:
«Сегодня недостаточно просто производить хороший продукт и говорить на одном языке с покупателем. Мы должны помогать решать проблемы общества. Забота об окружающей среде — важный элемент, влияющий на наши взаимоотношения с потребителями. <...> Мы внедряем новые технологии: «зеленую» энергетику, более эффективное использование воды. Например, на нашем заводе в Москве мы с 2014 года снижали углеродные выбросы. <...> Так мы пытаемся сыграть более активную роль в предотвращении глобального потепления».
Виктор Евтухов, заместитель министра промышленности и торговли РФ:
«Уже сегодня наши компании разрабатывают различные безуглеродные технологии, внедряют технологии улавливания, утилизации углекислого газа. Прорабатываются возможности применения водорода в качестве восстановителя металлургических процессов вместо угля и природного газа. <...> Я бы отметил тенденцию развития экологичных способов получения электричества. Например, в Сибири более 50% электроэнергии уже производится на гидроэлектростанциях».
Главная задача — снижение отходов производства и потребления
В рамках экологической повестки в 2021 году широкое распространение получил озвученный президентом РФ принцип «загрязнитель платит», который работает и в сфере обращения с отходами. Основной регулятор этого принципа — система расширенной ответственности производителя (РОП). Механизм оказался эффективен во многих странах, например, после внедрения РОП в Великобритании объем переработанного сырья вырос на 68%. В России законопроект должен вступить в силу с 2022 года, но многие компании уже практикуют «умную» утилизацию отходов.
Андрей Бугров, старший вице-президент ГМК «Норильский никель»:
«Норильский никель» с советских времен унаследовал огромное количество промышленного мусора. В ближайшие 10 лет мы собираемся завершить очистку территории в Норильском регионе: избавиться от неиспользуемых объектов, а это 467 заброшенных сооружений, собрать, переработать и вывезти 1,3 млн тонн отходов производственной деятельности, более 2 млн тонн мусора, 600 000 тонн металлолома.
Наши специалисты постоянно думают, как создать большее из меньшего количества ресурсов, поэтому 99% неопасных отходов производства компании используются на предприятиях группы. Например, при приготовлении закладочных смесей, засыпке карьеров или в качестве флюса при плавке металла».
Бренды должны решать проблемы общества
Согласно ESG-критериям, бизнес должен нести ответственности перед сотрудниками, поставщиками и обществом. Для этого компании могут участвовать в благотворительности, улучшать условия труда, инвестировать в регионы, где производится продукция.
Так, «Норильский никель» укрепляет отношения с коренными народами Севера и финансирует программу по развитию региона. В 2020 году компания подписала соглашение на ₽2 млрд с тремя ассоциациями, представляющими 90% местного населения полуострова Таймыр. Важную роль в этом процессе играют агентства по развитию Норильска, Мончегорска, Печенгского района на Кольском полуострове. Другой пример — французский производитель электрооборудования Schneider Electric SE, лидер ESG-рейтинга. В 2020 году компания поддерживала 19 000 семей коренных народов Амазонки в Бразилии с помощью продуктов питания, средств личной гигиены, цифровых медицинских сервисов и аварийного речного транспорта.
Корпоративная культура — ключ к успешной ESG-трансформации
Инвестфонд Mobius Capital Partners заявил, что «недостающим компонентом» интеграции ESG в бизнес стала корпоративная культура. Это дополнительный фактор повышения прибыльности предприятий в долгосрочной перспективе. По данным информационно-аналитической компании Morningstar, ESG-фонды приносят в среднем более высокую доходность по сравнению с их традиционными аналогами.
ESG-фонды — фонды, которые вкладывают деньги в акции компаний с высоким показателем ESG.
Владимир Потапов, глава «ВТБ Капитал Инвестиции», старший вице-президент банка «ВТБ»:
«Вопрос корпоративного управления всегда закладывался ключевыми инвесторами в ставке риска. Компании, которые серьезно относились к корпоративному управлению, всегда имели меньший дисконт. <...> Трансформация произойдет, когда поменяется культура. Мы проводим просветительскую деятельность, помогаем корпоративным клиентам в водовороте ESG-рисков трансформировать бизнес, чтобы соответствовать принципам. <...> Быть ESG-лояльными выгодно: акции компаний, которые учитывают принципы устойчивого развития, ведут себя лучше».