Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Александр Авербуx: «Главная конкурентная ценность — человеческий капитал»

Фото:Владислав Шатило / РБК
Фото: Владислав Шатило / РБК
Александр Авербуx, Старший вице-президент по стратегии и инновациям Группы компаний «БИОТЭК», рассказал РБК Тренды о том, как диверсификация стала драйвером роста предприятия

Специфика российского рынка фарминдустрии

Рынок, несмотря на изменения спроса в пандемию, демонстрирует признаки стагнации. Количество препаратов и игроков на рынке не уменьшается и конкуренция растет, в том числе в области оригинальных разработок и в создании аналогов. Ценообразование также активно контролируется регулятором.

Российские фармпроизводители развиваются, как правило, следуя одной из базовых стратегий:

  • Создание новых продуктов. Эта стратегия требует больших ресурсов и времени на разработку и регистрацию. Риски значительны, но в случае успеха новый препарат обеспечивает существенный рост. В последние годы в России добились значимых успехов в сфере разработок. К примеру, был создан биоаналог самого дорогого в мире препарата — «Экулизумаба», также разработали биоаналоги лекарств для ВИЧ-инфекции и онкологических препаратов.
  • Создание аналогов оригинальных препаратов, т.е. дженериков — остается наиболее распространенной стратегией.

Импортозамещение предполагает как локализацию производства и разработку российских аналогов, так и создание оригинальных отечественных препаратов. Однако реальный эффект от данной политики будет зависеть также и от возрождения российской индустрии фармсубстанций, которая находится на ранней стадии развития. И без масштабирования и быстрого выхода на зарубежные рынки ей будет сложно конкурировать с китайскими и индийскими производителями.

Куда инновации приведут фармацевтику России Фото:Bloomberg

Фарминдустрия оказалась естественным лидером в глобальной борьбе с пандемией COVID-19, в то время как многие другие сектора экономики существенно пострадали. Однако прогноз по фармрынку в России в этом году остается неоднозначный:

  • DSM Group: динамика рынка за 7 месяцев 2020 в рублях — рост 11%, но падение на 1% в упаковках.
  • Альфарм: прирост рынка за 8 месяцев — 15% в рублях и 5% в упаковках.

В целом аналитики дают консервативную оценку развития в 2021 году.

На передовой борьбы с пандемией

С наступлением пандемии компания быстро диверсифицировала ассортимент, включив в портфель средства, рекомендованные Минздравом РФ для борьбы с COVID-19:

  • «БИОТЭК» стал самым крупным поставщиком препарата «Фавипиравир» для лечения коронавируса (поставлено свыше 40 тысяч упаковок);
  • Первый поставщик, который зарегистрировал экспресс-тесты на антитела для выявления коронавируса (Biozek Medical, Нидерланды). Тесты поставили в больницы и учреждения по всей России.
  • Дезсредства «БИОТЭК» адаптировали под стандарты борьбы с коронавирусом и получили подтверждение эффективности от Роспотребнадзора. Объемы производства на собственных площадках увеличили в разы.
  • Из-за перебоев в логистике компания на ходу изменила процесс закупок импортного сырья и существенно увеличила закупки напрямую у иностранных производителей.

Несмотря на вынужденную корректировку планов, «БИОТЭК» перестроился и достиг намеченных стратегических целей за три квартала 2020 года.

Улучшение качества жизни и защита здоровья людей путем обеспечения эффективными и доступными лекарствами является нашей центральной миссией и отражает философию, заложенную в основу ее деятельности основателем компании «БИОТЭК» Борисом Шпигелем. Мы продолжаем активно участвовать в программах льготного обеспечения граждан лекарственными препаратами самых разных категорий — онкология, ВИЧ, кардиология, диабет, неврология, психиатрия, высокозатратные нозологии. Компания «БИОТЭК» также неоднократно участвовала в благотворительных акциях по поставке лекарств для нужд населения.

Стратегия на меняющемся рынке: диверсификация бизнеса

Из года в год компания стабильно входит в топ-10 крупнейших фармкомпаний России. Сегодня «БИОТЭК» — это вертикально интегрированный холдинг, представленный во всех основных сегментах рынка. Усиление конкуренции, рост регуляторного бремени, ослабление рубля и сокращение маржинальности по рынку — привели к активной диверсификации бизнеса сразу по нескольким направлениям.

Рынок лекарственного обеспечения остается для компании основным и параллельно создаются альтернативные драйверы роста в смежных сегментах:

  • Группа инновационных нутрицевтических препаратов была создана на базе собственного исследовательского центра — витаминно-минеральные комплексы «Ренессанс» (более 30 видов продукции), белковое лечебное питание «Энзовин», обеспечивающее потребности пациентов в стационарах, и уникальная линейка спецпитания для детей-спортсменов «Олимпик», состав которой учитывает возраст, вид нагрузки и потребности ребенка в микроэлементах. Препараты были разработаны совместно с ведущими российскими научно-исследовательскими институтами и с использованием европейского сырья фармакопейной чистоты.
  • Линейки дезинфицирующих средств для индивидуальной защиты и обработки поверхностей в местах общественного пользования.
  • Медицинские изделия, включая диагностические изделия in vitro, для применения вне стационаров и лабораторий, и одноразовые хирургические инструменты, более бюджетные и не менее качественные, чем западные аналоги.

Конкурентные преимущества: четыре основных фактора

  1. Человеческий капитал. В одной команде работают сотрудники с большим стажем — те, кто стоял у истоков основания компании еще в начале 1990-x годов, и имеют огромный опыт за плечами, и молодые специалисты, недавно пришедшие на рынок, обеспечивающие приток свежих идей и новых подходов. Именно такая кадровая политика создает базу для эффективной работы сотрудников разных поколений, позволяет компании оставаться молодой и актуальной, быстрее адаптироваться к изменениям, пробовать и внедрять инновации.
  2. Развитие собственной R&D базы и продуктового портфеля. На разных стадиях разработки находятся свыше 30 лекарственных препаратов — в области кардиологии, неврологии, психиатрии, противовирусных препаратов. Еще свыше десяти нутрицевтических продуктов находятся в разработке и планируются к лончу в 2020-2021.
  3. Подвижность и способность компании к быстрой адаптации к изменениям и внедрению новых идей, благодаря открытости и стратегии поддержки инициатив, выдвигаемых на местах (inclusive strategy). Этот подход также является мотивирующим для молодых специалистов, которых слушают, и реализовывают их идеи.
  4. Сбалансированный и последовательный подход в ведении разных направлений деятельности. Инвестируя в новые направления, нельзя оголять рабочий бизнес, а недоинвестирование может стать причиной провала новой инициативы. Сбалансированный подход требует построения в компании механизмов по поддержке и управлению такими адаптациями (change management).

Один из важных конкурентных факторов — сохранять доступность продуктов «БИОТЭК» для россиян. Мы создаем ценность не только разрабатывая новые продукты, но и поддерживая доступность лекарств для всех слоев населения. Существенная часть препаратов, производимых на нашем заводе Марбиофарм (Йошкар-Ола), находится в низком ценовом сегменте. Посредством оптимизации логистики и производственных процессов мы сумели сохранить рентабельным производство таких препаратов.

Актуальные экспортные рынки в 2020 году

Страны ЕАЭС являются естественными рынками для сбыта фармацевтической продукции вне России. В период май—июль 2020 года, наблюдался всплеск спроса на данных рынках на антиковидные препараты. В качестве дополнительных рынков «БИОТЭК» прорабатывает страны Юго-восточной Азии, в частности — Вьетнам, Малайзию и Индонезию. Прирост населения в этом регионе ведущий в мире, фармрынки развиты и ищут решения для замены дорогих западных оригинаторов качественными аналогами.

«БИОТЭК» развивает сбыт своей продукции в страны Прибалтики и Восточной Европы. Компания начала с выведения на рынок нишевых продуктов, включая дезсредства и отдельные нутрицевтические комплексы, с целью развития бренда, создания первичной клиентской базы и формирования отношений с локальными партнерами, с намерением в дальнейшем расширять присутствие. На этих рынках высокая конкуренция, но именно сейчас, в период пандемии, возникли новые условия, позволяющие осуществить успешный вход на другие рынки.


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: