Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Как бизнес привлекают к инфраструктурным нацпроектам

Фото:РБК Тренды
Фото: РБК Тренды
РБК подсчитало, что в России есть не менее десяти дорожных проектов на сумму более 900 млн руб., которые интересны государству и бизнесу. Разбираемся, как устроены автодорожные нацпроекты и какую роль в них играет бизнес

План до 2024 года

Расходы России на инфраструктуру в период до 2030 года могут превысить 90 трлн руб., подсчитали в McKinsey Global Institute. Для сравнения: доходы федерального бюджета в прошлом году составили около 20 трлн руб.

Полностью профинансировать инфраструктурное развитие только за счет государства практически невозможно. Поэтому власти активно привлекают бизнес к решению этой задачи, в том числе в рамках национальных проектов.

В конце 2018 года правительство утвердило Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Документ стал 13-м по счету и одним из самых объемных нацпроектов из всех сформированных на базе майского указа президента. Только в транспортной части его стоимость составляет 6,35 трлн руб.

Больше половины этих средств (3,26 трлн руб.) планируется получить из внебюджетных источников. Остальное профинансирует федеральная казна и регионы.

В план включен целый ряд крупных федеральных проектов, в том числе «Коммуникации между центрами экономического роста» (1,7 трлн руб.) и «Европа — Западный Китай» (655 млрд руб.). Общие задачи — развить транспортные коридоры, улучшить экономические связи между территориями, существенно повысить грузооборот.

Механизмы привлечения

Для привлечения частных инвестиций в такие проекты в России существует несколько форматов государственно-частного партнерства, включая долгосрочные инвестиционные соглашения и концессии.

В рамках механизма ГЧП частный партнер (инвестор) за свой счет создает или реконструирует объект и передает права собственности на него государству, а взамен получает компенсацию расходов и установленную в соглашении прибыль.

Первые частные средства на основе механизмов ГЧП на федеральном уровне были привлечены в 2009 году по двум проектам — участку платной автодороги М-11 «Нева» и платному обходу подмосковного Одинцово. Объем инвестиций в объекты достиг 59 млрд руб. и 25 млрд руб. соответственно. В том же году была создана госкомпания «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор»), которая выступает заказчиком при проектировании, строительстве и реконструкции дорог и выполняет полномочия концедента.

Если речь идет о бесплатной дороге, затраты и прибыль инвестора компенсируются только из бюджета. Если же проезд по объекту платный, инвестиции возвращаются из средств, собранных за проезд по автомобильной дороге. При этом на стадии эксплуатации, в случае с платной трассой, средства на ее содержание и ремонт также поступают за счет сбора платы, что существенно снижает нагрузку на бюджет в долгосрочной перспективе.

За счет долгосрочности и дополнительных гарантий механизм КЖЦ позволил увеличить долю инвесторов в расходах на создание объектов. Так, в рамках соглашения на сооружения платного обхода Вышнего Волочка на трассе М-11«Нева», подписанного в конце 2014 года, инвестор обязался привлечь около 5 млрд руб., то есть примерно 10% стоимости проекта. К 2016 году доля частных вложений, закрепленная в соглашениях, выросла до 25% и более.

При этом инвесторы привлекаются фактически на готовые площадки. Если в начале 2000-х годов бизнес был вынужден сам формировать проекты и потом ждать помощи от бюджета, то теперь ситуация принципиально изменилась. Государство за свой счет проводит подготовку территорий, обеспечивает прохождение экспертизы и только затем приглашает в проект инвесторов.

Перспективные проекты

В 2020 году стартовали такие проекты как автодорога М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань, Дальний западный обход Краснодара (ДЗОК), обход г. Аксай в составе трассы М-4 «Дон». Идет реконструкция участков трасс М-4 «Дон» и М-1 «Беларусь» (общая стоимость проекта порядка 900 млрд руб.), до трети из которых могут составить частные инвестиции. Все перечисленные проекты входят в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года.

Наиболее крупные проекты, прежде всего новая дорога М-12, разделены на восемь этапов, у каждого из которых определены разные подрядчики. Одна компания просто не потянула бы такой большой километраж.

Существует десять проектов для совместной реализации бизнеса и государства. Работать над ними планируется параллельно.

После завершения работ все участки дорог планируется эксплуатировать на платной основе, что позволит извлечь гарантированную прибыль.

  • Трасса М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань

Новая автодорога (общая стоимость проекта более 700 млрд руб.) должна обеспечить связи между экономическими центрами и агломерациями. После ввода в эксплуатацию М-12 время в пути от Москвы до Казани сократится почти вдвое — с 12 до 6,5 часов.

Трасса станет одним из основных элементов опорной сети скоростных дорог в направлении Урала и частью самого протяженного в мире международного транспортного коридора «Европа-Западный Китай». В состав этого коридора также войдут трассы М-11, участки ЦКАД и другие магистрали.

Помимо экономических, М-12 решает и социальные задачи. «На существующей трассе М-7 «Волга» аварийность раза в три больше, чем на всей федеральной сети. Треть трассы идет по населенным пунктам, она содержит полторы тысячи примыканий к другим дорогам. Местный трафик надо физически отделять от транзита», — поясняет глава Общественного совета при Минтрансе Михаил Блинкин.

Скоростную трассу планируют завершить в 2024 году, при этом все участки магистрали будут строиться параллельно.

  • Дальний западный обход Краснодара

Строительство автодороги в обход Краснодара призвано вывести транзитный трафик за городскую черту. Кроме того, проект позволит увеличить пропускную способность дальних подходов к региональной столице и сократить время в пути к Черному морю.

В феврале прошлого года Главгосэкспертиза дала положительное заключение по проекту. А летом 2019 года на площадке начались земельно-кадастровые работы. В начале сентября 2019 года по результатам конкурсных процедур ГК «Автодор» заключила соглашение на строительно-монтажные работы и эксплуатацию.

Инвестиционную стадию планируется завершить в течение трех лет, после этого объект начнут эксплуатировать на платной основе.

  • Обход города Аксай в составе трассы М-4 «Дон»

Новый 35-километровый участок трассы М-4 «Дон» в Ростовской области — это пятый этап масштабного дорожного проекта «Обход города Аксай». Он предусматривает возведение скоростной магистрали на отрезке с 1036-го по 1072-й км трассы.

Проект поможет разгрузить действующий участок М-4, который давно исчерпал свою пропускную способность. Сейчас при пиковых нагрузках по трассе проезжают до 117 тыс. автомобилей в сутки (норматив — не более 40 тыс.).

В марте Главгосэкспертиза рассмотрела проектно-сметную документацию на новый участок и приняла положительное решение. Подготовка территории уже завершена. Соглашение по результатам конкурсных процедур также заключено в сентябре 2020 года.

  • Реконструкция участка М-4 «Дон» с 715-го по 933-й км

Реконструкция предполагает повышение технической категории дороги, что позволит автомобильному потоку двигаться по ней быстрее и комфортнее. После завершения работ характеристики дороги улучшатся, и этот отрезок трассы станет платным.

  • Реконструкция участка М-1 «Беларусь»

Федеральную трассу М-1 от МКАД до границы с Белоруссией начали обновлять в конце 2000-х годов. Рядом с Москвой построен обход Одинцово. Выход на МКАД с М-1 «Беларусь» протяженностью 18,5 км эксплуатируется на платной основе. Оператором выступает компания «Новое качество дорог» (принадлежит УК «Лидер»).

Теперь Госкомпания «Автодор» реконструирует отрезок с 33-го по 86-й км, от Голицыно до Дорохово. По итогам работ улучшится транспортное сообщение внутри московской агломерации — между столичным регионом и административными центрами.

Кроме того, участок обеспечит транспортный доступ к объектам Минобороны: аэродрому «Кубинка» и парку «Патриот».

Проект реализуется в два этапа. На первом из них (2019—2022 годы) участок с 45-го по 66-й км передадут на реконструкцию в рамках договора подряда. На втором этапе планируется реконструировать отрезок с 66-го по 86-й км и провести комплексное обустройство участка с 33-го по 45-й км.


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: