Haier Group — китайская корпорация по производству бытовой техники и электроники. Штаб-квартира компании находится в городе Циндао — на востоке провинции Шаньдун. Haier изначально специализировалась на производстве холодильников, но со временем расширила свой ассортимент. Теперь компания выпускает стиральные машины, смартфоны, компьютеры, кондиционеры, кухонную технику, телевизоры, а также устройства для умного дома под разными брендами. Среди них: Haier, Casarte, Leader, GE Appliances, Fisher&Paykel, Hotpoint, Hoover Aqua и Candy.
Основные цифры:
- 10 научно-исследовательских центров,
- 35 промышленных парков,
- 143 производственных центра,
- в 200+ странах представлена продукция компании,
- 1 млрд домохозяйств во всем мире пользуются товарами Haier,
- более 119 млн единиц бытовой техники продано в 2023 году,
- 120 тыс. сотрудников работают на предприятиях корпорации,
- входит в топ-500 крупнейших компаний мира по версии Fortune,
- 261,43 млрд юаней (более $19 млрд) — глобальная выручка компании по итогам 2023 года,
- более ₽119 млрд — выручка компании на российском рынке в 2023 году.
Становление Haier
История Haier началась в 1920-х годах: в Циндао построили фабрику по производству холодильников для китайского рынка. В 1949 году — после создания Китайской Народной Республики — предприятие национализировали. К началу 1980 года фабрика начала испытывать финансовые трудности. Из-за устаревшего оборудования, низкого контроля качества и управления завод мог выпускать не более 80 холодильников в месяц.
Чтобы исправить ситуацию, в декабре 1984 года власти Циндао решили нанять нового управляющего директора — Чжан Жуйминя. Чжан Жуйминь закончил Университет науки и технологий Китая, где получил степень магистра делового администрирования. На тот момент ему было 35 лет. Сначала новый управленец приказал сотрудникам разбить кувалдами 76 неисправных холодильников. Это стало символическим стартом преобразований на предприятии. После этого Чжан Жуйминь отправился в Германию, чтобы перенять опыт немецких партнеров компании по созданию техники. Одним из них был производитель бытовой техники Liebherr Haushaltgerate. Однако, по словам Чжан Жуйминя, только внедрения технологии Liebherr было недостаточно. В Haier тогда процветало кумовство и безразличие к качеству продукции.
Необходимо было полностью менять систему управления. Поэтому Чжан внедрил ряд нововведений. Во-первых, он привязал заработную плату работников к объемам продаж, чтобы повысить производительность. Во-вторых, внедрил практику публичного объяснения ошибок среди сотрудников. К тому же Чжан Жуйминь купил служебный автобус для развоза сотрудников и сам ездил на завод вместе с работниками. Другая важная новелла - он начал собирать обратную связь от клиентов. К примеру, в провинции Сычуань местные жители использовали стиральные машины компании не для стирки белья, а для промывки сладкого картофеля. В ответ на это Чжан поручил сотрудникам перепроектировать технику под эту потребность пользователей.
К 1986 году завод стал прибыльным, а производство росло. Увидев этот успех, власти Циндао попросили компанию взять под контроль ряд других обанкротившихся производителей бытовой техники в городе: заводы гальванического оборудования, а также производства кондиционеров и морозильных камер. Так и произошло расширение бизнеса. Haier начал производить не только холодильники, но и стиральные машины, телевизоры и кондиционеры.
Основные этапы в истории Haier
- На международные рынки корпорация стала выходить в 1990 году. Первая зарубежная страна присутствия Haier Group — Германия. В эту страну было экспортировано 20 тыс. холодильников. Сейчас в Европе компания продает холодильники, морозильники, стиральные машины, домашние кондиционеры, водонагреватели, микроволновые печи, посудомоечные машины, телевизоры, компьютеры и мобильные телефоны. Кроме того, Haier Group построила исследовательские, производственные и маркетинговые центры в Италии, Голландии, Германии и Дании, а также промышленные парки в Италии и завод в Румынии.
- В 1993 году Haier Group продолжил расширять географию своего присутствия. Продукция компании появилась на рынках Ближнего Востока и Африки. Специально для жителей этих стран Haier разработала стиральные машины, холодильники и кондиционеры, предназначенные для работы в тропическом климате. В начале 2000-х годов в странах Ближнего Востока и Африки стали открываться заводы и индустриальные парки корпорации. Они есть в Нигерии, Тунисе и Иордании. В Аммане — столице Иордании — индустриальный парк Haier занимает площадь в 140 тыс. кв. м с производственной мощностью более 1 млн единиц в год. Инвестиции в этот проект составили $40 млн. А в 2023 году в Египте построили завод по производству бытовой техники стоимостью $200 млн. В 2025 году там же откроется промышленный комплекс площадью 200 тыс. кв. м для производства бытовой техники. На его площадях планируется производить 900 тыс. единиц ежегодно. Размер инвестиций в проект составляет $130 млн.
- Выход на американский рынок потребовал от компании расширить линейку своей продукции. Haier начал производить холодильники для вина и мини-холодильники, которые пользовались популярность в отелях и общежитиях колледжей. Стратегия корпорации сработала: доля Haier на рынке электрических холодильников для вина составила не менее 60%. Успех в этих нишевых категориях побудил Haier производить и полноразмерные холодильники в США. Чтобы занять свое место на рынке, где доминировали четыре крупных американских производителя — GE, Whirlpool, Frigidaire и Maytag — в 1999 году Haier решил построить собственный производственный завод в США. Предприятие стоимостью в $30 млн появилось в городе Камдене в Южной Каролине.
- В 2003 году Haier начал экспортировать технику в Болгарию, Мальту, Чехию, Кипр, Албанию и Россию. К 2005 году доходы Haier уже превысили $12 млрд, а в компании работало более 30 тыс. человек.
- В конце 2011 года Haier Group приобрела предприятия по производству бытовой техники Sanyo Electric в Японии и Юго-Восточной Азии. А сделка по приобретению Haier крупнейшего бренда бытовой техники в Новой Зеландии Fisher&Paykel завершилась в декабре 2012 года.
- В 2015 году Haier объединился с ведущей платформой IoT IngDan, принадлежащей Cogobuy Group. Благодаря экосистеме Cogobuy производитель смог представить рынку умные приборы для дома.
- В 2016 году Haier купил подразделение бытовой техники многоотраслевой корпорации General Electric в США за $5,4 млрд. Этой сделка еще больше усилила позиции китайского производителя на американском рынке.
- В 2017 году компания инвестировала в строительство промышленного парка в Пуне (Индия), а в 2019 году Haier купил итальянское предприятие Candy. В этот же год Чжан Жуйминь покинул пост главного исполнительного директора. Его место занял Ли Хуаган. Он закончил Хуачжунский университет науки и технологий в Ухане со степенью бакалавра экономики, а также Китайско-Европейскую международную бизнес-школу в Шанхае.
Haier сегодня
Сегодня Haier занимает 407 место в топе крупнейших компаний мира по версии журнала Fortune. По итогам 2023 года общая выручка составила 261,43 млрд. юаней (более $19 млрд). Доля производителя на мировом рынке крупной бытовой техники в ключевых регионах выглядит так:
- первое место в Азии по объему розничной торговли с долей рынка 26%;
- второе место в США с долей рынка 15,8%;
- первое место в Австралии и Новой Зеландии с долей рынка 14,6%;
- четвертое место в Европе с долей рынка 8,8%.
При этом в процессе становления компания несколько раз сталкивалась с обвинениями в свой адрес. Например, в 2014 году немецкие СМИ сообщили о том, что в смартфонах и планшетах Haier было установлено вредоносное программное обеспечение. Троян маскировался под приложение для рингтонов Death Ring. Он мог не только красть личные данные пользователей, но и загружал другие вредоносные программы. Основные пострадавшие страны — Китай, Индия, Индонезия, Нигерия, Тайвань и Вьетнам.
А в 2018 году Haier извинился перед Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) за фейковую новость. На сайте организации появилась информация о том, что система кондиционирования воздуха Haier получила награду «Бренд глобального лидера в сфере здравоохранения» на конференции «Глобальная очистка воздуха в помещениях и здоровье человека» от экспертов ВОЗ. Позже выяснилось, что ВОЗ не присваивала Haier или любому другому производителю никаких титулов. Haier официально принес извинения и удалил новости со всех своих ресурсов.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.