Панацея или пустышка: как понять, что у биомедтех-стартапа есть потенциал

Фото: Freepik
Фото: Freepik
История Элизабет Холмс и ее стартапа-аферы Theranos потрясла все предпринимательское сообщество. Рассказываем, можно ли заранее отличить компанию, которая продает воздух, от эффективных биомедтех-решений

Об авторе: Анна Андрейченко, руководитель лаборатории ИТМО «Цифровые технологии в общественном здоровье», медицинский физик.

Пандемия сильно повлияла на каждого человека и систему здравоохранения. Кризис показал, что сфера охраны здоровья и медицинские системы по всему миру нуждаются в модернизации. На этом фоне вырос спрос на биомедтех-стартапы: они смогли предложить инновационные решения для диагностики, телемедицины и «умных» устройств для мониторинга здоровья.

По прогнозам Statista, уже в 2024 году доход рынка медицинских технологий составит $610,20 млрд. Крупнейшим сектором станет сегмент медицинского оборудования. При этом ближайшие пять лет рынок будет расти по 5,23% ежегодно и уже к 2028 году достигнет $748,20 млрд.

Но у проектов на этом рынке есть ряд нюансов. Среди них — чувствительность сферы, с которой работают компании, особенности вывода разработки на широкий круг пользователей и то, что решения сопряжены с наукой.

Фото:Midjourney
Индустрия 4.0 Почему будущее за космической медициной

Какие сложности есть у биомедтех-стартапов

Требования к стартапам в биомедицинской сфере очень высоки — прежде чем они попадут на рынок, им необходимо доказать свою безопасность и эффективность. Соответствие этим стандартам проверяют различные регулирующие органы, например, FDA в США, EMA в Европе и Росздравнадзор в России. Получение разрешений — длительный и очень дорогостоящий процесс, который требует клинико-технических испытаний и подготовки отчетной документации.

Помимо затрат на сертификацию, биомедтех-стартапы также тратят большие средства непосредственно на саму разработку технологии и ее исследования. Лабораторное оборудование, проведение экспериментов и привлечение специалистов — все это необходимо финансировать еще до того, как решение попадет на рынок.

Молодые компании становятся сильно зависимы от финансирования: будь то вложения частных инвесторов, средства непосредственного заказчика или господдержка. Поэтому биомедтех-стартапы постоянно находятся в поисках источников денег, но как понять, что технология, которую предлагает команда, действительно эффективная и имеет под собой научное обоснование?

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 От ESG до медицины: 9 перспективных стартапов с искусственным интеллектом

Как оценить, имеет ли стартап потенциал и доказательную базу

Классический анализ стартапа, который представляет собой продукт без научной составляющей, — это проверка востребованности технологии на рынке, стратегии и плана развития компании, финансовых показателей, а также конкурентного поля. Но с биомедтехом все сложнее.

Если команда предлагает решение, которое потенциально можно внедрить на широкий круг пользователей, то стартап должен просчитать cost-effectiveness (эффективность затрат). Анализ отсеивает решения, которые невыгодны системе здравоохранения: вносят небольшое улучшение в процесс, но требуют значительно больше вложений, чем существующее решение.

Помимо этого, стоит обратить внимание на научную составляющую проекта и экспертность членов команды. На ранних этапах развития стартапа совместных публикаций еще может не быть, поэтому стоит оценить бэкграунд каждого сотрудника: места работы, научные статьи и сферу интересов.

Проанализировать это можно по базовым наукометрическим инструментам:

  • Поисковики и базы публикаций — PubMed, Google Scholar, Scopus и Web of Science. На ресурсах можно проверить базовые метрики статей (например, количество цитирований) и проанализировать другие публикации ученых. Для поиска статей на русском языке можно использовать также eLibrary. Но само по себе наличие статей у ученого — еще не гарантия экспертности. Существуют недобросовестные «хищнические журналы», которые платно публикуют работы без качественного рецензирования. Поэтому, помимо публикации, важно проанализировать и репутацию издания.
  • Импакт-фактор журнала, в котором опубликована статья. Этот показатель отражает, сколько в среднем статей издания цитируется. Чем выше метрика, тем важнее журнал в своей сфере. Вместе с импакт-фактором можно проверить и квартиль издания (индекс востребованности научным сообществом, Q1–Q4) — чем он ниже, тем лучше репутация журнала.
  • Индекс Хирша. Метрика, которая оценивает продуктивность и цитируемость ученого. Чем выше h-индекс, тем большее влияние имеют публикации автора в научном сообществе.

Наравне с этими метриками также стоит проверить зарегистрированные патенты и права на интеллектуальную собственность — это подтвердит новизну решения, которое предлагает стартап. Для полной картины, что из себя представляет научная группа, можно использовать еще и альтметрики. К ним относятся публикации в соцсетях, активность в новостях и блогах, а также общественный интерес к компании.

Еще один индикатор — привлеченные эксперты. Они выступают внешним дополнительным гарантом, что индустрия видит для себя ценность в разработке. И чем больше экспертов из разных медицинских и научных центров и даже разных регионов, тем лучше.

Если потенциальная аудитория продукта — не только передовые медицинские и научные центры, которые больше сфокусированы на фундаментальных исследованиях, но и практикующие врачи, то они тоже должны быть в числе экспертов. В идеале команда должна привлечь их к пилотированию отдельных компонентов продукта.

Также плюсом к репутации стартапа, если команда предлагает IT-продукт, станут Open Source решения от разработчиков. Востребованный в комьюнити софт — это знак, что программисты предлагают новаторские решения высокого качества и заслуживающие доверия.

Фото:Alena Shekhovtcova, Pexels
Социальная экономика Доказательная медицина: что это и как разобраться, к какому врачу идти

Почему даже хорошая подготовка не гарантирует успех стартапа

Некоторые организации также пытаются сформировать подробные гайдлайны для оценки инноваций и «дорожные карты», как это сделала, например, Всемирная организация здравоохранения.

Но несмотря на все инструменты, со 100-процентной вероятностью предсказать успех стартапа невозможно. Это касается не только оценки непосредственно научной, технической или финансовой части. Нельзя также дать четкий прогноз, как продукт будут использовать врачи на практике и как быстро адаптируются к нему.

Иногда полностью оценить эффективность продукта можно только на этапе пилотирования. Например, оказалось, что пока искусственный интеллект плохо прогнозирует исход лечения у пациентов с шизофренией. А давно известный анализ рентген-снимков с помощью ИИ не всегда экономит время врачей. Случается, что медики тратят больше времени на сложные случаи — перепроверяют полученный машиной результат и анализируют его.

Такая ситуация — норма в молодой сфере. Инновации всегда сопряжены с риском, и универсального рецепта успеха, как показывают исследования, нет. Но одно понятно точно — тщательный и многоуровневый анализ стартапов так или иначе отсеет неудачные идеи и позволит ускорить прогресс в здравоохранении.

Обновлено 28.02.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть