Об отчете: «Глобальный инновационный индекс» (ГИИ) издается с 2007 года Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) совместно с сетью академических партнеров. В исследовании анализируются 132 страны по 81 показателю. Итоговый рейтинг представляет собой среднее двух субиндексов: ресурсов инноваций (институты, человеческий капитал и наука, инфраструктура, уровень развития рынка и бизнеса) и результатов внедрения инноваций (развитие технологий и экономики знаний, развитие креативной деятельности).
Полный текст ГИИ-2022 можно найти на сайте ГИИ.
Лидерами «Глобального инновационного индекса» в 2022 году стали Швейцария, США и Швеция. В первую десятку также вошли Великобритания, Нидерланды, Южная Корея, Сингапур, Германия, Финляндия и Дания.
Россия в ГИИ-22 заняла 47 строчку. Страна сохраняет свою позицию в конце первой трети рейтинга на протяжении последних нескольких лет: в 2021 году она заняла 45 место, в 2020-м — 47, в 2019-м и 2018-м — 46.
Кроме того, среди 36 стран с доходом на душу населения выше среднего Россия заняла седьмое место. Согласно индексу, инновационный потенциал страны используется на 61%.
Если рассматривать субиндексы отдельно, то позиция России по результатам инноваций — 50 место. По сравнению с 2018 годом РФ поднялась на шесть строчек по результативности, но опустилась на три строчки по темпам роста ресурсной базы — с 43 места на 46-е. Эксперты из ИСИЭЗ НИУ ВШЭ отмечают, что уменьшение разрыва между позициями по двум субиндексам означает рост эффективности инновационной деятельности.
Сильные стороны российских инноваций
По большинству компонентов инновационного индекса в 2022 году наблюдается повышение позиций: заметнее всего продвинулись вперед показатели, характеризующие развитие внутреннего рынка (с 61 строки на 48-ю) и развитие креативной деятельности (с 56 строки на 48-ю). Показатели человеческого капитала и науки сдвинулись с 29 места на 27-е, укрепив и так высокую позицию.
Показатели развития бизнеса остались на той же позиции — 44 строке, а инфраструктурный компонент поднялся с 63 места на 62-е.
Каждый из перечисленных компонентов включает в себя несколько субкомпонентов. Некоторые из них авторы отчета отдельно выделяют как сильные стороны и конкурентные преимущества инновационной системы России. В частности, это:
- торговля, диверсификация производства и масштаб рынка — 5 место в общем рейтинге;
- высшее образование — в том числе, по количеству выпускников школ, успешно поступивших в университет (16 место) и по количеству выпускников в области науки и техники (14 место);
- занятость в сфере науки (20 место) и трудоустройство женщин с учеными степенями (13 место);
- приобретение знаний (32 место) и доходы от интеллектуальной собственности (17 место);
- количество патентных заявок (9 место) на полезные модели и изобретения (17 место);
- создание нематериальных активов — в том числе, по количеству новых товарных знаков (18 место);
- развитие информационно-коммуникационных технологий (34 место).
Что мешает инновационному развитию России
Заметное сокращение позиций произошло у двух компонентов: «институциональные условия» (с 67 позиции на 89-ю) и «результативность научно-технической и инновационной деятельности» (с 51 места на 48-е).
Среди показателей, которые ухудшают позиции России в общем рейтинге, выделяют следующие:
- неразвитость законодательной базы (91 место), проблемы с качеством регулирования (98-е) и соблюдением верховенства права (108-е);
- экологическая устойчивость (122 место; −27 строк по сравнению с ГИИ-2018);
- предпринимательская среда (101 место; −56 строк) и политика в сфере развития бизнеса и предпринимательства;
- кредитование (90 место), в том числе финансирование стартапов и масштабных проектов (61 место);
- количество получателей венчурного капитала (100 место);
- компании, предлагающие обучение сотрудников (95 место);
- количество сертифицированных компаний по международным стандартам менеджмента организаций и предприятий ISO 9001 (105 место);
- знания работников (43 место) — несмотря на то, что позиция все еще довольно высокая, за 5 лет Россия потеряла по этому субкомпоненту 20 строк из-за полного отсутствия данных (или наличия только устаревших данных) по некоторым индикаторам в базе ЮНЕСКО;
- школьное образование (58 место) — по той же причине по этому субкомпоненту Россия опустилась на 31 строку за 5 лет.