В 2019 году компания Ericsson ConsumerLab опубликовала исследование, посвященное 10 основным потребительским трендам на ближайшие десять лет. Авторы опросили 12 590 человек — постоянных пользователей AR/VR-устройств дополненной и виртуальных помощников.
Согласно опросу, 6 из 10 потребителей ожидают, что в ближайшем будущем смогут в цифровом формате посещать леса или сельскую местность, ощущая естественные запахи этих мест. Это наиболее сильное ожидание среди предложенных концепций, связанных с запахами, и оно доказывает, что пользователи нуждаются в более глубоком погружении, чем может дать только видео.
По мнению опрошенных потребителей, просмотр ролика или фильма был бы более захватывающим, если бы можно было почувствовать запах происходящего на экране. К 2030 году 56% респондентов хотели бы ощущать ароматы из фильмов, которые они смотрят. Правда, деятели киноиндустрии уже не раз предпринимали попытки передать запахи через экраны.
Аромат полного погружения
Еще в конце 1950-х швейцарский инженер Ханс Лаубе изобрел Smell-O-Vision — систему, которая выпускала пары запахов во время киносеанса. Технологию разработали для демонстрации картины «Запах тайны». Фильм показывали в трех специально оборудованных кинотеатрах в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Чикаго. К каждому зрительскому месту вела трубка, из которой по заранее выставленному таймеру выпускался нужный аромат.
Однако, публика встретила нововведение без восторга. Запахи выходили из отверстий с характерным шипением, а удивленные и растерянные зрители — особенно те, до кого аромат так и не дошел — принюхивались к непривычным ощущениям с не менее громким сопением. Часто запахи появлялись с опозданием и не соответствовали сюжету фильма, а у самых «везучих» распыления вызвали аллергию. Все это только отвлекало от происходящего на экране.
Производители системы старались исправить недоработки, но о новой технологии уже пошла недобрая молва. К тому же, авторы Smell-O-Vision были вынуждены конкурировать с похожей технологией AromaRama, которая вышла в том же 1959 году. Она сопровождала итальянский документальный фильм «За Великой стеной».
На этом случае пахучие вещества поступали в зал через вентиляцию. По ходу фильма зрители должны были ощущать около 100 ароматных композиций, в том числе запах травы, земли, ладана. Но далеко не всегда эти ощущения вызывали у зрителей положительную реакцию.
В статье для New York Times обозреватель Босли Кроутер назвал запахи с очередного сеанса «неуловимыми, угнетающими, небрежными и банальными»: «Легкий аромат, несколько напоминающий мокрую солому, появляется в сценах ловли баклана, а сцена охоты на тигра почему-то сопровождается запахом бананового масла. Несколько раз чувствуется запах дыма или ладана, а сцены парада с цветами становятся почти удручающими из-за струи дешевых духов».
Обе разработки прожили недолго. Дополнять фильмы запахами оказалось неприлично дорого, и окупить такие расходы не представлялось возможным. Свою роль сыграли и негативные отзывы: журнал Time признал Smell-O-Vision одним из ста худших изобретений в истории.
К ароматическим аттракционам в кино вернулись спустя два десятилетия. В 1981 году американцы познакомились с комедией Джона Уотерса «Полиэстер» и аромаскопом — специальной карточкой, на которую наносятся разные запахи. В отмеченное время кинопросмотра нужно потереть нужный участок карточки и вместе с героем почувствовать приготовленный аромат. С этой же технологией столкнулись зрители фильма «Дети шпионов 4D» в 2011 году — тогда аромаскопы выдавались вместе с билетами.
В 2021 году российские разработчики представили умную колонку Illusion Aroma. Устройство предназначено для ароматического сопровождения видео в домашних условиях или в кинотеатрах. Колонка содержит 28 картриджей с различными ароматами, которые смешиваются в нужных пропорциях и распыляются в зависимости от сцены.
Разработчики планируют обучить нейросеть определять запахи по картинке и смешивать их автоматически. На пилотном этапе колонку зарядили уже готовыми запахами, которые часто встречаются в кино, например, ароматами кофе и свежей выпечки.
Идея есть, был бы спрос
С развитием технологий ученые не оставляли попыток обуздать запахи и превратить их в такие же «файлы», как текст, картинка или звук. В конце 1990-х годов молекулярный биолог Джоэл Белленсон и промышленный инженер Декстер Смит так впечатлились пляжным отдыхом во Флориде, что решили передать ароматы отпуска через интернет.
Вот, что вспоминал о своем озарении Белленсон: «Все эти горячие дамы, прекрасные пляжи, флюиды и запахи просто поражали меня. Я глубоко вздохнул и сказал: «Могу ли я каким-то образом поймать их и подарить неудачникам в интернете вкус внешнего мира?».
Ученые занялись разработкой программного обеспечения, которое помогло бы разложить запахи на тысячи химических компонентов, «закодировать» их и передать через USB-устройство или интернет. До этого разработчики уже запустили успешную компанию по разработке ПО для анализа генов, поэтому с воодушевлением принялись за новый кейс.
Джоэл Белленсон:
«Мы хотели создать печатный станок для запахов. Это была не просто новая технология, а попытка переосмыслить чувственный опыт».
К команде Белленсона и Смита присоединились разработчики из легендарных компаний: Sega, Transamerica, NEC, Sprint PCS, Bath & Body Works, а также специалисты по ольфактометрии — это люди, которые измеряют остроту обоняния. Амбициозный стартап готовился навсегда изменить индустрию медиа и развлечений.
Компания привлекла $20 млн от азиатских инвесторов и создала устройство по передаче запахов iSmell. Оно состояло из десятков маленьких капсул с маслами, а запах распространялся с помощью встроенного вентилятора. Набор запахов можно было смешивать, создавая тысячи уникальных ароматов. iSmell подключался к компьютеру через кабель.
К концу 1999 года Белленсон и Смит заключили контракты с Sony и Microsoft, а Dreamworks, Dolby Laboratories и IMAX были готовы использовать технологию в кино. Большую ставку компания сделала на сотрудничество с индустрией видеоигр и не прогадала — больше 5 тыс. разработчиков игр загрузили ПО для игр с запахами.
Однако, успех iSmell длился недолго. И дело не в том, что «синтезатор запахов» иногда ошибался, а пользователи жаловались, что один запах перебивает другой. В 2002 году многообещающая компания закрылась просто потому, что аудитории и частным пользователям она не была нужна. Аналитики не обнаружили реального спроса на устройство, которое передавало бы запахи.
Тем не менее, похожие технологии и гаджеты продолжают появляться, причем, их создатели отдают себе отчет в огромных финансовых рисках. «Прямо сейчас никто не просыпается в три часа ночи с мыслью: «О, я срочно хочу отправить кому-то этот запах». Но однажды так и будет», — говорит Дэвид Эдвардс, основатель устройства для передачи запаха через текст oPhone.
Электронный нос
Большинство устройств по передаче запаха похожи друг на друга — они содержат блок с реальными маслами или другими химическими веществами, которые распыляются и так или иначе попадают человеку в нос. Но команда ученых из Малайзии пошла дальше.
В 2018 году малайзийские ученые из Института воображения провели эксперимент. Они установили в ноздрях 31 испытуемого электроды, через которые подавали слабые электрические токи, воздействуя на нейроны, отвечающие за «расшифровку» запахов. Исследователи смогли вызвать у контрольной группы 10 виртуальных запахов, среди которых фруктовые, древесные и мятные. Ученые не питают иллюзий, что люди захотят вставлять в ноздри трубки с электродами, чтобы передавать друг другу ароматы по видеосвязи. Тем не менее этот этап исследований поможет в будущем создать более совершенную технологию по созданию своего рода электронного носа, который поможет отправлять цифровые запахи, например, через очки. Директор института и профессор Чеок считает, что подобные устройства будут доступны уже через 15 лет.
Технология электрического запаха может пригодиться не только в области развлечений и коммуникаций. Она будет полезна для восстановления обоняния у людей, которые потеряли его в результате болезни, травмы или врожденной аномалии.
Еще один электронный нос, но уже с другой задачей, придумали немецкие инженеры из Технологического института Карлсруэ. Разработанное ими устройство не транслирует запахи, а очень быстро воспринимает и определяет их. Датчик размером в несколько сантиметров способен «унюхать» запах дыма или газа раньше любого другого прибора. Крошечное устройство планируют обучить до такой степени, чтобы внедрить его в смартфон и с помощью него определять свежесть продуктов дома или в магазине.