Цифровая история: как с помощью технологий изучать прошлое

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Новая реальность исторического знания — это оцифрованные источники, большие данные и искусственный интеллект. Рассказываем о трендах исторической науки и о том, как цифровизация сделала историю ближе

Об авторе: Александра Жидкова, кандидат исторических наук, сотрудник Центра прикладной истории Института общественных наук РАНХиГС.

Задача цифровых историков обманчиво проста: сохранить способность анализировать прошлое, при этом используя компьютерные методы для изучения исторических источников. Образ историка, работающего с большими данными, уже стал реальностью мира науки, но при этом пока далек от традиционного восприятия профессии. Цель Центра прикладной истории и действующей при нем Школы современного историка — показать, что наука многообразна, междисциплинарна и постоянно меняется.

История в 3D

В XXI веке технологии 3D-моделирования стали незаменимым инструментом для реконструкции и визуализации исторических артефактов. Они используются для презентаций, исследовательских целей, цифровой консервации объектов культурно-исторического наследия.

Сегодня можно рассмотреть предметы из коллекций крупнейших мировых музеев в 3D, не отходя от экрана компьютера. Помимо коллекций, публикуемых музеями, существуют и платформы — хранилища 3D-изображений. Одна из наиболее масштабных — Sketchfab. Культурные институции могут размещать там 3D-модели в открытом доступе. Только в рамках запуска инициативы открытого доступа на платформу были загружены около 2 тыс. 3D-моделей из Смитсоновского института США и 25 других музеев.

3D-модель фигурки лошади из слоновой кости, Смитсоновский институт

Одним из трендов гуманитарного образования становятся технологии объектно-ориентированного обучения (object-based learning, OBL), которые позволяют использовать произведения искусства, артефакты, цифровые модели для глубинного изучения на уроках. С помощью 3D-моделей можно вовлечь детей в исследования, показать, как изучать объект и сопоставлять информацию из других источников с 3D-изображениями. Например, можно сравнить цифровую реконструкцию образа исторического персонажа с тем, как его описывали в источниках.

На принципах OBL основывается проект британских естественно-научных музеев. На сайте можно не только детально рассмотреть цифровые 3D-объекты (например, буквально прикоснуться к шифровальной машине «Энигма»), но и найти вопросы для обсуждения.

3D-моделирование особенно важно для сохранения тех мест, которые были разрушены. В 2015 году в Сирии был уничтожен древний город Пальмира. Цифровые инструменты стали ключевым средством борьбы против полного стирания из памяти объекта культурного наследия. Были созданы 3D-модели наиболее значимых сооружений, и сегодня мы можем увидеть Пальмиру, пусть не вживую, но в исторически точной цифровой реконструкции.

От визуализации к печати

В исторической науке используются также технологии 3D-печати. С их помощью удается сохранить, а порой и восстановить оригинальные архитектурные особенности исторических сооружений. В ходе реконструкции Кельнского собора один из порталов был воссоздан с помощью 3D-печати: напечатаны реплики фигур, украшавших портал, которые затем закрепили на портале эпоксидной смолой.

Историки и реставраторы используют потенциал 3D-печати для создания крупномасштабных экспонатов. Музейный центр Цинциннати в США сделал модель центральной части города в масштабе 1:64 в том виде, в каком она была в 1940-х годах (более 1,2 тыс. зданий и более 500 транспортных средств).

Музейный центр Цинциннати
(Видео: YouTube)

Но еще удивительнее возможность создать точные копии древних артефактов из того же материала, из которого они были изготовлены. Этот процесс, известный как «обратный инжиниринг», включает сканирование предмета и создание цифровой модели, которая затем используется для создания точной копии. В частности, обсуждается возможность использования подобной технологии для восстановления парижского собора Нотр-Дам, который сгорел в 2019 году. Голландская реставрационная компания Festo провела тестовую 3D-печать одной из горгулий Нотр-Дама, используя смесь известняка и золы, чтобы максимально приблизиться к оригинальным материалам.

Виртуальная реальность

Благодаря технологиям дополненной и виртуальной реальности стало проще ощутить историю за пределами страниц учебника. VR открыла возможности для интеграции интерактивных элементов в реальное историческое пространство. Например, посетители Петропавловской крепости могут с помощью VR-очков погрузиться в трехмерное пространство и попасть в камеры и коридоры тюрьмы Трубецкого бастиона, а затем попробовать совершить побег.

VR-квест в Петропавловской крепости
(Видео: YouTube)

Приложения виртуальной реальности уже запустили многие мировые исторические музеи, такие как Британский музей, Национальный музей Китая, Музей Акрополя.

Анализ текста

Благодаря оцифровке большего числа документов, историки столкнулись с огромным массивом данных. Оцифровка источников предполагает как их сканирование, так и использование технологий искусственного интеллекта.

Например, в РАНХиГС создается система распознавания рукописных текстов XIX века. Уже сейчас искусственный интеллект с минимальным количеством ошибок переводит в машиночитаемый вид десятки различных почерков.

Ithaca стала первой нейронной сетью для текстуального восстановления, определения географической и хронологической принадлежности древнегреческих надписей. Алгоритм позволяет определить утраченные буквы, а порой и целые слова, восстановив содержание надписи.

Применение искусственного интеллекта для расшифровки древних текстов
(Видео: YouTube)

Расширяется и спектр исторических источников: социальные сети, транзакции, финансовые документы, статистика. То, что должно было способствовать росту объективности исторического знания, обернулось невозможностью проанализировать все возрастающий поток информации традиционными методами.

Эта задача была решена с помощью разработки вычислительных инструментов, которые помогают ученым анализировать большие данные. В 2010 году профессор Австрийской академии наук Йоханнес Прайзер-Капеллер совершил настоящую революцию в изучении истории Византии. Изучая реестр решений византийской церкви XIV века, Прайзер-Капеллер создал базу данных отдельных лиц и использовал программное обеспечение для сетевого анализа, чтобы установить линии взаимодействия между епископами.

Создание программ для анализа текста расширило инструментарий историка, применяемый для изучения дискурса. Например, сегодня можно провести лингвистический и контекстуальный анализ большого корпуса текстов, выделив главные слова, взаимосвязи между ними, их эмоциональную окраску.

скриншот сайта Voyant Tools
скриншот сайта Voyant Tools

Фото:Unsplash
Экономика инноваций Искусственный интеллект перевел записи на древних глиняных табличках

Междисциплинарные проекты

Будущее истории связано с междисциплинарными проектами и сотрудничеством специалистов из разных сфер. Анализ цифровых источников невозможен без специалистов по обработке данных и компьютерной лингвистике. Только на пересечении различных областей гуманитарной науки возможна разработка новой методологии исследований, а также осмысление таких больших концептов, как город, общество, государство.

Один из таких заметных проектов — британское исследование промышленной революции «Жизнь с машинами». Его центральная тема — механизация трудовых практик — напрямую связана с дискуссиями о том, как общество может приспособиться к революционным последствиям внедрения искусственного интеллекта и робототехники. Важно и то, что проект способствует оцифровке фондов, создает новые вычислительные программы для исследований и формирует новое качество междисциплинарного научного сотрудничества.

Современному историку нужны цифровые компетенции, междисциплинарные знания, умение работать в команде и выстраивать коммуникацию, включенность в сообщество и готовность трансформировать научные знания в популярный контент.

Вместе с тем использование технологий — это всего лишь средство для достижения целей, а не самоцель. Поэтому даже сейчас в профессии историка главным по-прежнему остается сам человек, исследователь, ученый.

Обновлено 29.09.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть