30 лет от идеи до поля: как внедряются инновации в сельском хозяйстве

Фото: Pexels
Фото: Pexels
Как научные разработки в области биотехнологий интегрируют в сельхозпроизводство и что препятствует внедрению инноваций, рассказывает директор компании «Микопро» Анна Мишина

Об авторе: Анна Мишина, директор «Микопро» — инновационной компании, специализирующейся на создании и производстве биологических средств защиты растений.

Бизнесу нужна тайна, а ученым — огласка

KPI российских научных учреждений и сотрудников нередко противоречат потребностям рынка. Ученые замотивированы на увеличение количества публикаций в научных журналах и патентов. В то время как в интересах бизнеса — некоторое время держать результаты исследований в тайне. Срок действия патента на изобретение составляет 20 лет, по истечении которого он становится общедоступным. Таким образом, у предпринимателя есть ограниченный период времени, чтобы на условиях эксклюзивного права масштабировать и коммерциализировать изобретение прежде, чем на нем сможет заработать любой желающий. С каждым годом возможности коммерциализации разработки и, как следствие, заинтересованность инвесторов снижаются из-за высоких рисков копирования.

Получается, у исследователей нет фокуса на KPI по коммерциализации и внедрению научных разработок, но есть противоречащий ему — на максимальное количество статей и патентов. Фундаментальная наука нацелена на быстрое разглашение своих достижений, ведь обмен научными данными необходим для ее развития. Сейчас постепенно государство пересматривает подход к управлению интеллектуальными ресурсами. Вместе с тем в процесс всё активнее включаются частные компании: имея глубокое понимание рынка, они формируют внутренние R&D-подразделения (Research and Development, НИОКР) для создания и хранения собственных разработок.

Фото:Виталий Белоусов / РИА Новости
Зеленая экономика Зри в семя: почему селекция в РФ отстает от мировой и что с этим делать

Наука и бизнес не понимают друг друга

Существует огромный ментальный разрыв между представителями науки и бизнеса. Фундаментальная наука по своей сути нацелена на чистое исследовательское творчество и стремление к научным открытиям. Бизнесу же требуется решение конкретной рыночной проблемы в рамках заданной рентабельности. Бывает, что новый препарат показывает высокую эффективность в пробирке, но его масштабирование и внедрение в производство оказывается экономически нецелесообразным.

Например, у сельхозпроизводителей ограничены временные и технические ресурсы, а любое замедление хода посевной — серьезный удар по экономике предприятия. Никто не готов увеличивать сроки посевной и рисковать урожаем просто ради эксперимента. Если препарат, который предлагают ученые для АПК, требует дополнительных усилий или оборудования, ему предпочтут другой. Поэтому самое сложное — из научной разработки сделать продукт, понятный для рынка.

Когда ученый создает компанию для вывода инновации на рынок, он нередко пытается «насадить» свое научное знание на покупателя. Клиент к этому не готов, для него такое знание избыточно, ему неудобно и непонятно. Научное творчество вдохновляет. Но когда ты производишь продукт на продажу, то уже на этапе разработки должен понимать, как он встраивается в технологическую цепочку.

Восемь лет назад мы начали выводить на рынок биопрепарат для борьбы с опасным и широко распространенным в России вредителем картофеля и других культур — нематодой. Специальный штамм хищного гриба с помощью природного механизма эффективно уничтожает паразитов и защищает корневую систему растения. В лабораторных условиях препаративная форма продукта не вызывала вопросов, однако его применение в промышленных масштабах оказалось затруднительным. В ходе дальнейших лабораторных исследований, экспериментов в грунте и больших полевых испытаний мы усовершенствовали технологию в соответствии с потребностями клиента: создали формы, которые легко использовать в баковых смесях в рамках стандартного производственного процесса без специального оборудования и дополнительных затрат. Это позволило кратно увеличить продажи.

Фото:Pexels
Индустрия 4.0 Технологии, которые прокормят человечество: что такое AgroTech

Надежда Орлова, заведующая отделом экономики инноваций в сельском хозяйстве, Институт аграрных исследований НИУ ВШЭ:

«Результаты экспертного опроса, проведенного Институтом аграрных исследований НИУ ВШЭ, в котором участвовали крупнейшие агрохолдинги в России, показал большой интерес бизнеса к новым направлениям и высокий уровень осведомленности относительно основных мировых технологических трендов и тенденций.

Основной фокус при этом делается на решения, уже широко апробированные в мировой практике, готовые коммерческие технологии. Стремление к сокращению издержек и минимизации рисков — наиболее популярная мотивация внедрения инноваций (91%). Эксперты отмечают, что в условиях высокой конкуренции и сложности общей конъюнктуры рынка переход на новые решения и технологии является фундаментальным фактором обеспечения конкурентных преимуществ. Основная часть компаний, однако, рассматривает внедрение инноваций как основной способ сохранить уже достигнутые позиции в отрасли, а не как средство достижения новых целей: догоняющей модели придерживаются 64% опрошенных.

Ключевые барьеры инновационной трансформации отрасли, выделяемые экспертами, соотносятся с проблемой неэффективности системы коммуникаций между ключевыми стейкхолдерами и бизнесом, наукой и государством в следующих проявлениях:

  • несовершенство нормативно-правовой базы с акцентом на именно бюрократическом характере проблем;
  • отсутствие диалога бизнеса и науки, причинами которого являются комплекс факторов, как объективных — низкий уровень оснащения НИИ, дефицит кадров и компетенций, так и субъективных: разное видение целей и результатов; бизнес часто не может сформулировать понятное науке задание, наука презентует свои разработки языком, непонятным бизнесу;
  • неэффективность системы поддержки трансфера технологий: существующие меры поддержки направлены на конвенциальный путь развития АПК и не ориентированы на прорывные и действительно инновационные направления».

Нехватка молодых специалистов

Это еще одна проблема АПК. Для развития инноваций необходимо привлекать в науку молодежь. На старте карьеры мы занимались проектом по биотехнологическому оборудованию в качестве консультантов. На презентации потенциальные инвесторы задали нам вопрос о составе команды. Разработчику продукта и ведущему инженеру было больше 60 лет. В результате инвестфонд отказался от участия в проекте, отметив отсутствие преемственности. Бизнес предпочитает вкладывать деньги в молодые кадры — это снижает инвестиционные риски.

Фото:Shutterstock
Экономика образования От агронома до IT: самые востребованные STEM-профессии России и мира

Александр Трубилин, ректор Кубанского государственного аграрного университета:

«В сложившихся условиях внешнего давления и санкций возрастает роль аграрных университетов и особенно вузов-участников программы Приоритет-2030, которые не только формируют человеческий капитал в АПК, но во взаимодействии с научно-исследовательскими институтами и бизнесом, выступают связующим звеном и вносят важнейший вклад в создание и трансфер инноваций.

Аграрное образование сейчас на пороге важнейших изменений. Меняются подходы к образованию, появляются новые формы. Подготовка современных кадров для отрасли с ориентацией на практические компетенции — задачи на ближайшие десятилетия. Их можно решить только совместными усилиями: активным взаимодействием науки, образования и аграрного бизнеса».

Сессия РБК Трендов «Сверхновые карьерные траектории» пройдет в рамках юношеской секции «ПМЭФ.Юниор» 15 июня 2022 года в КВЦ Экспофорум, Санкт-Петербург. В рамках дискуссии эксперты обсудят, есть ли сегодня альтернатива высшему образованию, можно ли lifelong learning противопоставить университетскому образованию и как не устареть «человеку учащемуся» в мире, где больше не работают привычные ориентиры?

Консервативность отрасли

У аграриев много проблем, с которыми не справляются имеющиеся, в основном химические, средства защиты растений, много последствий, которые накопились в почве за долгие годы внесения агрессивных веществ, поэтому компании все больше ориентируются на инновации. Но при этом многие сельхозпроизводители консервативны, предпочитают известные международные бренды и настороженно относятся к отечественным разработкам. Единожды столкнувшись с некачественным продуктом или недобросовестным производителем, они теряют доверие к биопрепаратам как классу в целом.

Слабая связь науки и сельхозпроизводства

Сегодня в России слаба связь науки и сельхозпроизводства, позволяющая делать разработки более прикладными. В советское время у каждого НИИ были большие опытные участки для тестирования образцов и их проверки на возможность масштабирования. Сейчас разработчики вынуждены сами заниматься организацией апробаций, находить заинтересованные компании и убеждать их выделять экспериментальные участки.

Сложная государственная регистрация и избыточный контроль

В России регистрация биопрепаратов — сложный и дорогостоящий процесс. Процедура государственной регистрации занимает два года и обходится разработчикам в ₽3–7 млн в зависимости от вида действующего вещества, сферы применения, количества сельхозкультур и климатических зон, для которых он предназначен. При этом требования к препаратам для защиты растений и правила их регистрации изначально создавались для агрохимии и пестицидов. То есть биопрепараты проходят регистрацию как ядохимикаты, хотя имеют абсолютно другое происхождение, другой механизм воздействия, другие свойства и другой класс опасности. Отдельных стандартов для биопрепаратов, позволяющих регистрировать их по упрощенной схеме в силу их нетоксичности и безопасности для человека и окружающей среды до сих пор не создано, хотя рынок ждал такой диверсификации еще в 2013 году.

Обновлено 08.06.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть