Инверторы и управление голосом: новые патенты в сфере электромобилей

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Агрегатор IFI Claims впервые изучил, какие технологии электромобилей стремятся защитить патентами «Яндекс», автогиганты и стартапы

Американский агрегатор американских и общемировых патентных данных IFI Claims Patent Services впервые провел исследование, которое посвящено патентам в отрасли электромобилей. РБК Тренды делятся его результатами.

Эксперты проанализировали наиболее патентуемые категории разработок в сфере электромобилей. Они изучали не только портфолио автогигантов, но и разработки небольших профильных стартапов численностью до 50 человек. Отдельно исследователи изучили, как запатентованные стартапами решения применяли корпорации.

Всего было исследовано более 650 патентных документов. Это все опубликованные с 2017 по 2021 год в США патенты отрасли.

Фото:Shutterstock
Экономика инноваций Патент на успех: как инновационные идеи становятся рыночным продуктом

Аккумуляторы

За последние два года больше всего патентов было выдано на системы зарядки аккумуляторов, выяснили в IFI Claims. Лидерами по числу патентных разработок стали концерн Daimler — 68 патентов, Toyota — 47, Volkswagen — 29, Audi — 28, а также Ford — 27.

Среди стартапов лидерами стали американская Dcbel — 7 патентов, французская Ze Way 5 и еще одна американская компания Fermata, которым выдали по 5 патентов. Dcbel разрабатывает цифровые решения для управления энергопотреблением и зарядные устройства для электромобилей. Так, она представила новые инверторы для управления энергопотреблением в жилых помещениях, накопления солнечной энергии и зарядки электромобилей. Ze Way производит перезаряжаемые системы для скутеров. Fermata использует батареи электромобилей для хранения энергии в электросети.

Инвертор Dcbel для зарядки электромобиля
Инвертор Dcbel для зарядки электромобиля (Фото: dcbel.energy)

Некоторые стартапы независимо разработали свои технологии, а потом их поглотили более крупные компании. Среди таких стартапов лидерами стали американская компания аккумуляторов Sakti3 (69 патентов), производитель электродвигателей из США Novatorque (37 патентов), финский разработчик ходовых частей Visedo (35 патентов) и калифорнийский стартап решений для аккумуляторов большегрузных транспортных средств и автобусов WAVE (25 патентов).

График патентов тех стартапов, которые разработали инновации за последние пять лет и были поглощены более крупными компаниями
График патентов тех стартапов, которые разработали инновации за последние пять лет и были поглощены более крупными компаниями (Фото: IFI Claims)

В IFI Claims отмечают, что такая динамика патентования отражает развитие мирового автопрома. По данным компании Boston Consulting Group, к 2026 году электромобили будут составлять более половины всех продаваемых в мире легковых машин. При этом стоимость литий-ионных аккумуляторов, которые используются в электрокарах, за последние десять лет упала в 9 раз, до $137 за кВт·ч, что в перспективе позволит выпускать их по той же цене, что и обычные машины.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Села батарейка: что происходит на рынке сохранения энергии

Так, Kia уже в 2022 году планирует начать продажи своего электрокроссовера в Москве и Санкт-Петербурге, а затем будет поставлять модель и в другие города. Компания обещает, что в ближайшее время совместно с партнерами-дилерами приступит к созданию сети собственных зарядных станций в городах России.

Автопилот

Второй по количеству патентов категорией стала технология автономного вождения с помощью искусственного интеллекта. Эксперты IFI Claims выяснили, что единственным лидером по числу патентов в этой области стала компания Ford — 73 разработки.

Крупнейшими разработчиками систем искусственного интеллекта для беспилотного управления оказались StradVision (48 патентов), Robert Bosch GmbH и Nvidia (по 38 патентов), Toyota (33 патента), а также Kia, Hyundai, Nissan, Honda, Google, Waymo, Baidu, Uber и Tesla.

Самые востребованные стартапы в данной сфере работают в США: это Perceptive Automata, Kache AI, Autobrains (Cartica AI), Secondmind, Netradyne Inc и Affectiva.

Фото:Mercedes-Benz
Индустрия 4.0 Водитель не нужен: шесть уровней автономности машин

Самый «прорывной» патент получил стартап из США Rivian, который разработал технологию дополненной реальности для обнаружения и определения местоположения транспортных средств.

IFI Claims также отметила российский «Яндекс», который патентует технологии вождения с голосовым управлением, в том числе в неблагоприятных погодных условиях.

Изображение с лидара для беспилотных авто собственной разработки «Яндекса»
Изображение с лидара для беспилотных авто собственной разработки «Яндекса» (Фото: yandex.ru)

Рост в пандемию

Эксперты отметили, что после спада объема патентования в период с 2019 по 2020 год, 2021 году он восстановился.

Тенденции подачи патентов по годам
Тенденции подачи патентов по годам (Фото: IFI Claims)

При этом между крупными игроками и маленькими стартапами с собственными технологиями образовалась интересная взаимосвязь: компании продолжают активно интегрировать инновации в свою деятельность, причем по большей части это представители Азии и США. Как правило, стартапы вовлекается в орбиту гигантов индустрии — в течение одного-трех лет, однако целый ряд прорывных инновационных технологий остается во владении неизвестных маленьких компаний.

Перемещение технологий по миру после смены конечного владельца патента
Перемещение технологий по миру после смены конечного владельца патента (Фото: IFI Claims)

Советник председателя правления Фонда «Сколково» по вопросам интеллектуальной собственности Максим Прокш уверен, что исследование IFI Claims можно считать свидетельством роста мирового рынка электромобилей в геометрической прогрессии. Ожидается, что его объем превысит $802 млрд уже к 2027 году. «Только за 2021 год такие гиганты, как Ford, Audi, Hyundai и Toyota, получили патенты на зарядные устройства для электрических и гибридных автомобилей. Чтобы не проиграть в глобальной гонке, российским производителям важно наращивать темпы развития технологий и инноваций в электротранспорте. Как мы видим из данных IFI Claims, первые шаги для трансформации российской автоиндустрии в этом направлении уже сделаны. Главное — не забывать, что технологии в такой сложносоставной отрасли, как автопром, требуют особого внимания к патентной охране», — отметил эксперт.

Обновлено 24.01.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть