Какие проблемы компании может решить корпоративный психолог

Фото: Pexels
Фото: Pexels
Кандидат психологических наук, автор курса психологической грамотности «Pro баланс» Елена Иванова рассказывает, как с помощью психолога можно снизить «текучку» кадров, повысить лояльность клиентов и увеличить прибыль

Международное исследование Gallup показало, что примерно две трети штатных фултайм-работников испытывают выгорание на работе. Причем 44% чувствуют признаки выгорания иногда, а 23% — очень часто или постоянно. Согласно тому же исследованию, «выгорающие» сотрудники на 63% чаще берут больничные и в 2,6 раза чаще ищут другую работу. Проблема выгорания дорого обходится бизнесу. В западных компаниях это понимают и нанимают корпоративных психологов для улучшения ментального здоровья сотрудников, сейчас такой специалист превратился в абсолютный must have для среднего и крупного бизнеса. В России тоже все чаще стали прибегать к услугам психолога или коуча. В чем причины тренда и какие проблемы компании может решить такой специалист?

Как с помощью психолога повысить выручку

Приглашая корпоративного психолога, нет смысла формулировать для него задачу «Нам надо повысить выручку». Он не работает с такими показателями напрямую. Однако рост прибыли часто становится приятным «побочным» результатом деятельности корпоративного психолога. Нередко приглашение психолога имеет комплексный эффект: сокращается «текучка» кадров, растет выручка, а бизнес получает довольных и счастливых клиентов.

Самые распространенные проблемы, которые препятствуют увеличению выручки: конфликтный персонал, неумение коммуницировать в принципе или вести деловую переписку. От общего психоэмоционального состояния зависит эффективность и продуктивность сотрудника, его взаимодействия с начальником, коллегами и подчиненными. Именно с этим и работает корпоративный психолог, цель которого — помочь выстроить более здоровые отношения, что в конечном счете идет на пользу бизнесу. Таким образом, перед психологом обычно ставят задачу не повысить конкретные KPI, а повлиять на показатели, влияющие на результативность сотрудников и, как следствие, — финансовую успешность компании.

«Как не потерять команду в кризис» — подборка РБК Pro

В моей практике был случай, когда приглашение психолога позволило улучшить ситуацию в ювелирном бутике. В новом салоне сети в какой-то момент застопорились продажи: оказалось, что на показатели влияли натянутые отношения между сотрудниками. Люди не хотели приходить на работу из-за внутреннего конфликта, смены были недружелюбны друг с другом, не передавали часть информации. И это было сигналом, что нужно пригласить психолога — специалиста по разрешению конфликтных ситуацию именно в корпоративной среде.

Благодаря серии мероприятий (это были игровые механики, лекции, диагностика), удалось выявить не только слабые стороны, но и увлечения, стремления и потребности людей. Взгляд со стороны показал, что с некоторыми сотрудниками лучше расстаться и нанять других, кому-то — скорректировать должностные обязанности, а также поработать в целом над взаимоотношения в коллективе. Конфликты между разными сменами удалось разрешить, и люди начали приходить друг другу на помощь, стали более ответственно подходить к своим обязанностям, улучшилась выкладка товара, взаимодействие с клиентами. Как результат — выручка выросла в разы.

Можно ли с помощью психолога повысить лояльность потребителей

Лояльные и мотивированные сотрудники, которым комфортно работать в этом коллективе, — это основа для построения и лояльности клиента.

Так, для одной из российских компаний корпоративный психолог разработал программу обучения кадров: курсы лидерства, тайм-менеджмент, коммуникативные способности, управление конфликтами. Работали с территориальными менеджерами по продажам, супервайзерами, руководителями. В результате не только улучшилась атмосфера в коллективе, но и повысились бизнес-показатели. В частности, NPS (индекс потребительской лояльности) вырос с 4,1 до 4,89 из 5, а выручка выросла на 12%. Также снизилась «текучка» персонала на 20% у тех, кто работал на позициях более низкого уровня (мерчендайзеры, продавцы), где всегда самая большая ротация кадров.

Психологическая атмосфера влияет на мотивацию. И когда человек с радостью идет на работу, она ему нравится, его эффективность вырастает — он с большим интересом включается в трудовой процесс. Это важно и для взаимоотношений внутри коллектива, и для коммуникации с клиентом. Если есть какие-то конфликты и напряжение, это может привести к снижению продаж и выручки, и грамотный психолог как раз поможет эту ситуацию скорректировать.

Какие задачи решает корпоративный психолог

Круг задач, к которым можно привлекать корпоративного психолога, очень широк — это все, что так или иначе связано с эмоциями и чувствами людей. Это может быть помощь HR-отделу в приеме сотрудников: диагностика их сильных и слабых сторон, оценка того, справится ли с обязанностями конкретный человек с психоэмоциональной точки зрения, стоит ли его принимать на соответствующую должность. Конечно, при закрытии каждой позиции прибегать к услугам психолога не будешь, но это может быть полезно при найме топ-менеджмента. Или же для HR-специалистов можно провести серию тренингов, чтобы они сами могли лучше оценивать soft skills кандидата и его готовность влиться в эту конкретную команду.

Также психолог может быть полезен при подготовке кадрового резерва. Для начала составляется карта должностей, где прописаны компетенции, и чтобы найти кандидата на свободную позицию, оцениваются сотрудники на ступень или две ниже. Находятся наиболее перспективные работники, которых можно «вырастить» внутри компании, и с ними прорабатываются пробелы в soft skills для этой позиции.

Еще один пласт задач, для которых приглашают корпоративных психологов, — это решение конфликтов в компании, улучшение взаимодействия между сотрудниками, повышение стрессоустойчивости, регулирование эмоционального выгорания и мотивация работников. А также, как ни странно, физическое оздоровление: сейчас психосоматологи хорошо решают эти вопросы. Затяжные конфликты и эмоциональное напряжение в коллективе могут приводить к росту числа больничных, и это повод пригласить на помощь корпоративного психолога.

Какие признаки могут быть сигналом о том, что нужна консультация корпоративного психолога:

  • большая «текучка» кадров,
  • конфликты и интриги в коллективе,
  • эмоциональное выгорание сотрудников,
  • частые больничные (так проявляется психосоматика),
  • рост числа ошибок у хороших, опытных сотрудников.

Многие задачи, которые может решать корпоративный психолог, пересекаются с тем, чем занимаются HR-специалисты. Психолог нужен тогда, когда какая-то проблема становится системной, и решить ее усилиями HR-отдела из раза в раз не получается. Тогда пора честно признаться, что нужен взгляд со стороны, и ничего страшного в этом нет.

«HR: от найма до развития и мотивации сотрудников» — подборка РБК Pro

Как строится работа с психологом

Единого шаблона работы корпоративного психолога нет. Он может быть штатным сотрудником или включаться в разные задачи по запросу: использовать какие-то механики для срочного разрешения конфликта в конкретном отделе, провести курс психологической грамотности или разовую лекцию по конкретной актуальной теме.

Кстати, комплексные образовательные проекты в сфере психологической грамотности — предложение для рынка достаточно новое, но весьма эффективное. При комплексном подходе с помощью современных методов психологии можно улучшить качество жизни сразу для целого коллектива, помочь людям обрести баланс между разными сферами жизни: работой, саморазвитием, финансовым благополучием, семьей, заботой о здоровье, увлечениями. Это помогает добиваться успеха по всех сферах, которые человек считает для себя значимыми, найти вектор для качественных изменений и продолжать развиваться в своей профессии.

В целом, что касается построения работы с психологом, универсальных советов быть не может. Все зависит от компании, специфики ее работы, количества сотрудников, финансовых возможностей и задачи. Решающую роль играет, конечно, мнение руководства и HR отдела — как они видят это взаимодействие и какой вариант считают предпочтительным. Психолог может, исходя из задач, рекомендовать свою схему сотрудничества, но решение остается за компанией.

Начинается все с оценки психологической обстановки в компании, специалист пытается выявить «белые пятна». Под такие «проседающие» места формируется предпочтительная схема работы. При необходимости может быть использован так называемый «метод 360 градусов» — когда посредством опроса делового окружения оценивается степень соответствия сотрудника занимаемой должности.

Не существует ни одной супер-методики, которая подойдет ко всем задачам в любой компании. В тренде мультимодальный подход: психологи чаще всего смешивают разные направления. Это может быть и гештальт-терапия, и коучинг, и арт-терапия, и психоанализ. По формату тоже могут быть разные варианты — от групповых занятий, тренингов и марафонов до индивидуальных сессий, если это необходимо.

Как найти помощь в чат-боте

В последнее время стали появляться различные психологические чат-боты, которые помогают найти ответы на самые распространенные запросы и готовы поделиться релевантными контактами. Например, такой проект есть у компании iCognito, резидента «Сколково». Они сделали три отдельных приложения для разных ситуаций: отношения в семье, управление стрессом и помощь при депрессии. Также готовится к выходу приложение для родителей, посвященное детскому психологическому здоровью.

Чаще всего подобные чат-боты именно узконаправленные. Так, есть проект Karim для ливанских беженцев, Alter — для работников общепита. Чат-бот Tess изначально разрабатывали для борьбы с посттравматическим стрессовым расстройством у ветеранов военных действий на Ближнем Востоке, он позиционируется как эффективное средство при панических атаках.

Также есть проекты без «специализации». Например, сервис чат-бот Wysa может провести около 150 терапевтических практик в зависимости от ситуации. Сервис Woebot, работа которого основана на когнитивно-поведенческой терапии, следит за настроением пользователя, выслушивает его, дает советы и пытается поддержать собеседника. Еще у него есть кнопка SOS: по такому запросу бот предложит несколько вариантов служб психологической помощи.

Такой метод не всем подойдет, но если нет возможности выговориться и получить консультацию психолога, чат-бот может быть хорошим подспорьем. Когда человек испытывает стресс, ему необходимо на кого-то это переложить, и даже взаимодействие с чат-ботом может ему помочь. Очень важно исключить изолированность, чтобы снизить тревожность, поделиться хотя бы с кем-то, пусть даже с программой. Смысл взаимодействия с чат-ботом — в переключении с негативных эмоций на позитив.

Минус таких чат-ботов в том, что взаимодействие с ними — это уход от реальной жизни, от живого общения, которого ничто не заменит. Кроме того, каждый человек индивидуален и уникален, и ни одна машина в мире, ни один искусственный интеллект пока не сможет заменить реальное общение: человеку нужен человек. С помощью определенных тестов алгоритм может дать общие рекомендации по выравниванию психоэмоционального состояния, но нужно понимать, что все ситуации индивидуальны, и при возможности лучше обратиться к настоящему психологу.

Обновлено 24.03.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть