Знания важные и не важные: зачем человечеству нужна наука

Фото: Pixabay
Фото: Pixabay
В первом эпизоде нового сезона подкаста «Списать не получится» обсудили, как не потерять себя в потоке мейнстримных трендов и откуда черпать знания, чтобы сформировать рациональную картину мира

Подписывайтесь на нас в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Spotify, CastBox или на любой другой платформе, где вы нас слушаете. А еще, не забывайте проверять канал «Списать не получится» в Telegram — там мы публикуем больше информации по теме эпизодов, и делимся полезными ссылками.

Гость выпуска: Ивар Максутов — основатель и издатель «ПостНауки» — образовательной платформы для тех, кто хочет расширять свое представление о мире даже после школы и университета.

Таймлайн беседы:

01:09 — История распространения знания: как определяли то, что важно

8:05 — «Сделать доступным для широких масс»: виды знания

12:28 — Постоянное желание знания: выбор в пользу научного и ненаучного

16:20 — Кто решает, какие знания важны, а какие — нет

24:31 — «Начните смотреть»: как заставить мозг выбрать

26:26 — Как перестать бояться немейнстримовых интересов

29:33 — Знание — ваш инструмент: итоги эпизода

Ключевые мысли из этого выпуска

  • Несмотря на то, что популяризаторов научного знания много, массовому обществу все равно сложно разговаривать на научные темы. Это связано с низким уровнем научной грамотности (science literacy). Слабость научных коммуникаций можно увидеть на примере того, как люди реагируют на изобретение вакцины от коронавируса, говорит Ивар. Пришлось затратить много ресурсов, чтобы объяснить, почему вакцина безвредна и какие научные прорывы позволили сделать ее в столь короткий срок.
  • Дети не боятся задавать сложные вопросы, но с возрастом это становится все труднее. Результаты исследования Лондонского научного музея и Королевского колледжа показали, что научный капитал (science capital) определяет то, к каким источникам знания будет обращаться ребенок по мере своего взросления. На это влияют несколько факторов. Один из них — наличие значимого взрослого. То есть, если в семье или в близком к ней круге был человек, увлеченный наукой, скорее всего, ребенок в какой-то момент жизни сделает выбор в пользу контента с сильным составляющим научного знания.
  • Американский писатель и общественный деятель Пит Дэвис в своей книге «Просвещенный: польза обязательства в эпоху постоянного поиска» рассуждает о том, что современный человек разучился выбирать. Мы проводим слишком много времени, просматривая ленту онлайн-кинотеатров в поисках подходящего фильма, но в итоге просто выключаем телевизор. Или ставим книгу на полку, не дочитав ее до конца. Люди живут с ощущением, что что бы они ни выбрали, обязательно найдется что-то еще, причем гораздо лучше.
  • Выход из этой ситуации простой: нужно остановиться и выбрать что-нибудь. Возможно, через несколько минут окажется, что вы уже заинтересованы в этом контенте.
  • Сколько бы усилий вы ни прикладывали, невозможно делать хорошо то, что не нравится. В такой ситуации важно не бороться с собой: если ваш выбор (неважно: карьерный или образовательный) делает вас счастливее, он в любом случае как-то монетизируется.

Невошедшее: интересные цитаты из интервью с Иваром Максутовым

«Мы научились объединяться в большие группы и сообщества за счет социальных институтов: по принципу расселения, гражданства, документов, монеток, одежды, имен. Имена нужны были для того, чтобы определять, к какой группе, к какой касте, социальной стразе относится тот или иной человек. Есть замечательный курс на „ПостНауке“ Федора Успенского про династические имена домонгольский Руси о том, что ты просто не мог взять определённое имя, если ты не принадлежал к определенному роду. Или наоборот, называя именем младенца, князь предполагал, что он таким образом пытается застолбить место на каком-то престоле».

«Понимание сложности мира становится больше, растет продолжительность жизни — в общем и целом, у нас прирастает количество свободного интеллектуального времени. Оно оказывается направлено на прояснение фундаментальных вопросов: а как это все устроено, почему так, а не как-то по-другому. И это оказывает гораздо более серьезное воздействие на разные институции, побочным продуктом чего является появление просветительских сайтов, YouTube-каналов. YouTube сам сместил акцент на активную поддержку проектов, направленных на изучение: языка, детских каналов, как готовить и т. д. Потому что запрос оказывается на более качественное время. Если бы Канье Уэст записал бы не альбом Jesus, а альбом Einstein — или обратился бы к научной тематике, а не религиозной, то, конечно, людей, которые интересуются наукой, становилось бы больше».

«Просто делай это. Мне кажется, нам всем не хватает в жизни „принципа Фродо“ (РБК: Фродо — герой романа Джона Рональда Руэла Толкиена „Властелин колец“). Я, наблюдая за очень успешным людьми, обратил внимание на такую вещь: часто это люди почти не сомневающиеся.

Они успешны потому, что они, в отличие от других, проще брали на себя риски и не сомневались, когда делали это. Если ты уже взял кольцо — неси его до конца. Если взял на себя обязательства, иди до конца. Я не призываю к таким радикальным подвигам, как у Фродо. Но это важный инструмент, как мне кажется, который должен освобождать очень много энергии психики. С другой стороны, важная вещь, которая делает еще одну группу успешных людей — это умение начинать сначала. То есть, зачеркнуть все и начать сначала. Применить новый стиль, выйти из привычной колеи, обнулить свой опыт — это тоже некоторый выбор. Третий совет: не сравнивать себя с другими, сравнивать себя с вчерашним».

Рекомендации от эксперта эпизода: что почитать по теме

Два тома, в которых автор рассказывает, как люди на протяжении всей истории развития человечества пытались визуализировать знания и науку:

Литература о том, каков в действительности мир, в котором мы живем, если рассуждать о нем в отрыве от повестки, которую транслируют медиа:

Книга о том, почему иногда, чтобы что-то улучшить, не нужно добавлять: сокращение будет более эффективным:

Обновлено 25.05.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть