Жюльен Франьятт — РБК: «Самолет — одно из безопаснейших мест в пандемию»

Жюльен Франьятт — РБК: «Самолет — одно из безопаснейших мест в пандемию»
О том, какими будут полеты после окончания пандемии и что делает авиационная отрасль для безопасности пассажиров, РБК Тренды рассказал глава Airbus в России Жюльен Франьятт

Об эксперте: Жюльен Франьятт, глава Airbus в России. До этого четыре года возглавлял российское представительство Airbus – Коммерческие самолеты. До переезда в Россию Жюльен в течение пяти лет занимал должность регионального директора по продажам Airbus в Гонконге.

— Как производители самолетов пострадали от кризиса COVID-19?

— Это самый серьезный кризис, с которым когда-либо сталкивалась авиационная отрасль. Он затронул и производителей самолетов, и авиакомпании, поставщиков, аэропорты и другие компании отрасли. Мы в самом начале пандемии запустили оперативно-кризисный штаб, в который вошли специалисты по продажам, операционно-производственной деятельности и финансам.

Например, пока границы между странами были закрыты, мы запустили процедуру так называемой электронной поставки, которая позволяет заказчикам осуществлять приемку воздушного судна удаленно. Сейчас в приоритете — работа с авиакомпаниями, которые тоже переживают тяжелые времена: мы определяем с ними график поставок и пытаемся искать решения, приемлемые для всех. Пока непонятно, как будет развиваться ситуация с пандемией в будущие месяцы, но у нас есть план действий, который поможет справиться с кризисом и нарастить темпы производства, как только спрос возрастет.

— Пересмотрел ли Airbus свои планы по развитию модельного ряда в условиях пандемии?

— Прежде чем строить долгосрочные планы, нужно получить больше ясности в краткосрочной перспективе. Мы придерживаемся планов развития существующего модельного ряда и продолжаем разработку технологий для самолетов следующего поколения. Несмотря на кризис, мы продолжаем выступать за устойчивое развитие и технологии электрического полета и собираемся ввести в эксплуатацию первый самолет с нулевым уровнем выбросов углекислого газа к 2035 году.

— Airbus сообщил о чистых убытках в размере около €1,9 млрд по итогам первого полугодия. Какие антикризисные меры предпринимает компания в этой связи?

— Мы снизили объемы производства коммерческих самолетов примерно на 40% по сравнению с докризисным планом на 2020–2021 годы. Среди финансовых мер — дополнительная кредитная линия на €15 млрд для поддержки ликвидности, отмена дивидендов и отзыв прогноза финансовых показателей до конца 2020 года. Мы стараемся удерживать поток денежных средств и резко сокращаем все внешние расходы. Сейчас мы занимаемся только критически важными для бизнеса вещами. Например, в области HR и социальной защиты персонала мы приняли многие схемы, одобренные правительством стран-учредителей (отпуска, неполный рабочий день, сокращение рабочих часов и другие), чтобы решить проблему краткосрочного сокращения персонала и рабочего времени. Мы находимся в непростой ситуации, и впереди нас еще ждет неопределенность.

— Какие технологии делают воздушное путешествие во время пандемии безопасным?

— Самолет и так одно из самых безопасных мест во время пандемии. Они изначально спроектированы так, чтобы обеспечить должный уровень качества воздуха в салоне. Высокоэффективные системы кондиционирования и фильтрации воздуха обеспечивают его полное обновление каждые 2-3 минуты. Воздух в салоне — это смесь в пропорции примерно 50% на 50% свежего воздуха, поступающего извне (который является чистым по умолчанию), с рециркулируемым воздухом салона, который очищается HEPA-фильтрами (High-Efficiency Particulate Arrestors — фильтры высокоэффективного удержания частиц). Эти фильтры могут улавливать 99,9% частиц и вирусов. Просто сравните эту систему с традиционным офисом, где воздух замещается раз в 20 минут — и почувствуйте разницу.

Жюльен Франьятт — РБК: «Самолет — одно из безопаснейших мест в пандемию»

Еще важно то, как воздух распределяется в салоне. Кстати, многие этого не знают. На всех самолетах Airbus воздух подается сверху вниз, что препятствует движению воздуха вдоль салона и исключает распространение бактерий между рядами кресел. В нынешней ситуации мы подготовили для авиакомпаний дополнительные рекомендации, например, включать вентиляцию и рециркуляцию до посадки пассажиров.

— Какими будут полеты в ближайшем будущем? Будут ли внедряться принципиально новые технологические решения, благодаря которым пассажиры не будут бояться летать из-за вирусов?

— Если говорить непосредственно о салоне самолетов, то мы, например, думаем о новых материалах, которые могут быть свободными от вирусов, о самоочищающихся поверхностях, о бесконтактных технологиях типа автоматически открывающихся багажных полках, бесконтактных технологиях в уборных. Существует множество идей, какие изменения можно было бы внедрить в будущем.

Сейчас мы опубликовали серию обучающих видеороликов для пассажиров, общаемся с нашими операторами и рассказываем им об особенностях салона и рекомендациях в отношении санитарной обработки.

Жюльен Франьятт — РБК: «Самолет — одно из безопаснейших мест в пандемию»

Авиаперевозчики внедряют процедуры дополнительной подготовки салонов воздушных судов для минимизации рисков для здоровья как пассажиров, так и членов экипажа. Перевозчики применяют новые правила дезинфекции в салоне и кабине пилотов, меры санитарной обработки ручной клади, интервальной посадки и высадки пассажиров и другие инициативы. Некоторые авиакомпании проводят измерение температуры пассажиров за час до посадки o предлагают продезинфицировать руки перед посадкой, а бортпроводники делают объявления о соблюдении правил гигиены в полете.

— Собираетесь ли вы модернизировать существующие модели самолетов или создать новые салоны в связи с этой ситуацией?

— Мы постоянно ищем решения, которые могут сделать полет еще более безопасным в условиях пандемии. Например, вместе с операторами и авиационными партнерами думаем о новых методах дезинфекции. В частности, сейчас изучаем несколько таких перспективных технологий с точки зрения их эффективности и возможности реализации: распыление дезинфицирующей жидкости на поверхности в салоне самолета с помощью аэрозольного генератора, термическая обработка элементов салона, обработка всех поверхностей салона коротковолновым ультрафиолетовым светом, использование чистящих средств с длительностью действия до 5 дней и ионизаторов воздуха.

Важно также обратить внимание на багажные полки: можно, например, попросить пассажиров не использовать их или использовать с особой осторожностью, не касаясь затем лица. Все дело в предупреждающих мерах: важно сообщать пассажирам, что они, например, сами кладут свой багаж, но только экипаж касается ручек багажных полок. Тут все дело в том, чтобы адаптировать то, как мы ведем себя на борту, как заходим в самолет и как его покидаем, храним и перевозим наш багаж, к текущим условиям.

Сегодня многие стартапы предлагают инновационные решения, чтобы обезопасить пассажиров на борту – например, защитные экраны между креслами. Я не уверен в их целесообразности. Прежде всего, такие экраны будут препятствовать нормальной циркуляции воздуха в салоне, о важности которой мы с вами ранее говорили. Они будут создавать естественное препятствие в случае экстренной эвакуации воздушного судна и также дополнительные поверхности, когда наша цель — минимизировать число возможностей контакта. Я думаю, что в период пандемии гораздо важнее носить маску.

— Существуют ли подобные инициативы по обеспечению безопасности авиапассажиров среди проектов вашего корпоративного акселератора BizLab?

— Наш корпоративный акселератор BizLab — часть международной инициативы Startups against Corona («Стартапы против Короны»), которая объединяет усилия бизнеса и стартапов вокруг разработки инновационных решений проблем, связанных с пандемией. Еще в мае мы запустили конкурс идей среди сотрудников Airbus и собрали около 1400 предложений о личном поведении, конструкции самолета, новых материалах, бесконтактных технологиях, санитарной обработке и т. д. Мы изучаем эти идеи и думаем, какие из них могут быть реализованы в будущем.

— Как организована ваша работа со стартапами?

— Что касается работы со стартапами в России, мы продолжаем сотрудничать с нашими ключевыми партнерами: продвигаем сборы заявок от BizLab и участвуем в региональных инициативах. Например, в этом году руководитель BizLab принял участие в Startup Village для обмена опытом в области работы со стартапами. Кроме того, представители BizLab также приняли участие в питч-сессиях стартапов, организованных «Сколково» в рамках роуд-шоу Online Business. Наши специалисты в Тулузе сейчас проводят оценку питчей российских стартапов, и я надеюсь, что какие-то интересные идеи получат развитие.

Для прошлых сезонов BizLab мы совместно с российским корпоративным акселератором GenerationS нашли много классных идей из России, а несколько российских стартапов даже прошли в финал отбора BizLab по таким темам, как квантовые коммуникации, система распознавания спутниковых снимков, использование дронов для доставки. В прошлом году еще один российский финалист BizLab завершил шестимесячную акселерационную программу в Тулузе. Ребята занимаются разработкой газотурбинных двигателей для беспилотной авиации и в ходе программы акселерации в BizLab получили возможность протестировать и доработать свою силовую установку при непосредственном участии наших экспертов и на базе нашей инфраструктуры. В целом мы видим большой интерес со стороны российских стартапов к таким темам, как производство новых видов летательных аппаратов, производственные технологии, материалы, технологии виртуальной и дополненной реальности.

— Каков ваш прогноз развития компании во втором полугодии 2020 года?

— Мы продолжим оценивать влияние пандемии COVID-19 на бизнес. На рынке по-прежнему много неопределенности, ситуация очень динамичная. Мы решили не выпускать новый прогноз по поставкам до конца 2020 года на этом этапе. Во втором полугодии сосредоточим свои усилия на поставках и сохранении потока денежных средств. В целом, авиационная отрасль всегда была и останется долгосрочным бизнесом, и мы уверены, что после кризиса людям по-прежнему будет необходимо летать и они будут это делать с удовольствием.

— Как будет развиваться туристический рынок после пандемии? Ожидаете ли вы, что люди будут активно путешествовать по всему миру или перемещения ограничатся внутренними рейсами?

— Мы ожидаем постепенного возврата к авиаперевозкам, как это прогнозирует IATA. В третьем квартале ограниченное открытие международных рейсов и высвобождение отложенного спроса на полеты на внутренних рынках должно отчасти компенсировать влияние рецессии. Мы ожидаем, что сегмент узкофюзеляжных самолетов восстановится раньше, чем сегмент широкофюзеляжных. Мы уже видели некоторые первые признаки медленного восстановления внутренних авиаперевозок в Китае, на рынке, который был впервые охвачен эпидемией и, таким образом, мог бы считаться референсным. Китайские заказчики не могли принимать самолеты в разгар кризиса, но сейчас мы возобновляем поставки.

Мы уверены, что рынок вернется к росту, но сейчас преждевременно точно прогнозировать скорость и сроки восстановления. По нашим оптимистичным прогнозам, авиационные перевозки могут вернуться к уровню 2019 года где-то в промежутке 2023-2025 гг.

В России с ее огромной территорией мы видим возможность для авиакомпаний открывать новые внутренние маршруты или увеличивать частоту на существующих маршрутах, что позволит большему количеству людей посещать Черное море, озеро Байкал, Алтай или даже Камчатку. Восстановление международного трафика будет зависеть от международных ограничений в области здравоохранения, но мы уже видели недавнее решение открыть международные регулярные рейсы с 1 августа в Турцию, Великобританию и Танзанию, а с 4 августа — в Черногорию. Я уверен, что другие международные направления последуют в ближайшее время.

Обновлено 12.08.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть