Сколько инновационных компаний в России?
Ответ на этот вопрос дает свежее исследование ВШЭ*. Авторы еще одной новой работы - Алена Нефедова и Марина Чернышева - провели масштабный опрос** и выяснили, что новые идеи генерирует лишь креативное меньшинство:
-
всего 9% отечественных предприятий отличаются инновационным настроем;
-
лишь 6,3% россиян за последние три года выступали на своей работе с инновационными предложениями.
* По данным исследования ВШЭ «Индикаторы инновационной деятельности: 2019».
** Опрос проводился в 2019 году среди 4,1 тыс. жителей России в возрасте 18–65 лет, занятых по найму на предприятиях и в организациях.
Где наиболее развиты инновации?
- Промышленное производство
- Сфера услуг
- Сельское хозяйство
- Строительство
Какими бывают инноваторы?
- Институциональные инноваторы - специалисты, которым думать о ноу-хау положено по должности.
- Добровольцы - те, кто предлагают идеи по личной инициативе.
Институциональных инноваторов больше в таких сферах, как наука, культура, тяжелая промышленность и услуги. Меньше всего - среди аграриев и силовиков.
Добровольцами сравнительно богаты наука и культура, легкая промышленность, транспорт и связь. На последних местах - образование и сельское хозяйство.
В целом среди инноваторов у добровольцев численное преимущество - 60%. То есть рождение и воплощение новшеств - это скорее личное творчество сотрудников, а не целенаправленная управленческая деятельность в компаниях.
Чьи идеи чаще реализуются?
В 2019 году воплотили в жизнь собственные предложения почти 60% инициативных сотрудников, в первую очередь - институциональные инноваторы. У добровольцев шансы в два раза ниже, подсчитали авторы исследования.
Кто он, инноватор?
Склонность к инновационной активности зависит от характера человека, его ценностей, мышления, самооценки, способности создавать социальные связи, то есть искать союзников в лице коллег или руководителей. В российских реалиях собирательному портрету генератора идей (независимо от пола) присущи следующие черты: молодой возраст, высшее образование, проживание в городе и неудовлетворенность материальным положением.
Какие идеи предлагают инициативные сотрудники?
В основном - в 77% случаев - сотрудники желают усовершенствовать внутренние процессы в компании. Это могут быть проекты по снижению производственных затрат, улучшению дистрибуции, управления, систем мотивации и вознаграждения персонала. Реже прочего (18%) они задумываются над созданием новых товаров и услуг.
Что способствует инновационному мышлению?
Один из самых важных факторов вовлеченности сотрудников в инновационный процесс - наличие на предприятии управленческих практик, ориентированных на появление креативных проектов. Как показало исследование, в России далеко не во всех организациях действуют специальные механизмы для сбора идей, а руководство не всегда приветствует «самоорганизацию работников для решения нестандартных задач».
Только каждый пятый участник опроса сообщил, что на предприятии есть ответственные за инновации, и лишь каждый шестой — что новаторство поощряется, в том числе финансово. При этом 55% респондентов отметили, что могут свободно высказывать предложения, в том числе руководству компании (47%).
Что мешает развитию инноваций?
- Недостаток денежных средств у компании
- Высокая стоимость нововведений
- Высокий экономический риск
- Недостаток финансовой поддержки со стороны государства
- Низкий инновационный потенциал организации
- Недостаток квалифицированного персонала
- Низкий спрос на новые товары и услуги