Безграничные облака: что такое гиперскейлеры и кто ими пользуется

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Как создать гиперскейлер в России, кто пользуется его мощностями и как на развитие облачного рынка влияет спрос на большие языковые модели, рассказывает Владимир Шульга из Cloud.ru

Об эксперте: Владимир Шульга, директор по продуктовой разработке Cloud.ru — российского провайдера облачных и AI-технологий.

Фото: пресс-служба Cloud.ru
Фото: пресс-служба Cloud.ru

Тысячи серверов и самообслуживание

— Что представляют собой гиперскейлеры?

— У них нет точного определения, зафиксированного в каких-то стандартах. Это, по сути, группа облачных провайдеров, обладающих определенными характеристиками.

Во-первых, это провайдеры, которые имеют доступную для пользователей инфраструктуру, исчисляемую в тысячах, десятках или сотнях тысяч серверов.

Во-вторых, они предоставляют мощности заказчику в формате самообслуживания (self-service) или в формате типовых услуг. Для этого гиперскейлеры разрабатывают архитектуру своих платформ таким образом, чтобы платформы могли горизонтально масштабироваться.

В-третьих, гиперскейлер с точки зрения объема инфраструктуры всегда сильно больше, чем любой из его заказчиков, даже самый крупный. Таким образом, для заказчика создается эффект безграничного облака — у него нет лимитов для масштабирования своей инфраструктуры.

— Получается, что гиперскейлер — это продвинутый облачный провайдер, который располагает огромными мощностями и предоставляет к ним доступ?

— Да, причем предоставляет в режиме самообслуживания и по характерным для облака моделям — прежде всего с оплатой за потребленный ресурс (pay-as-you-go). Понятно, что схем тарификации множество. Но одно из ключевых для облака преимуществ — возможность платить только за тот объем ресурсов, который ты использовал.

— В чем особенности этого режима самообслуживания?

— Чтобы его обеспечить, автоматизируются все процессы выдачи инфраструктуры для заказчика. Он получает любое количество инфраструктуры за минуту. Если тебе сегодня нужен эквивалент четырех стоек оборудования, а завтра — двух, ты можешь просто отказаться от части инфраструктуры и платить только за то, что тебе надо. И у тебя не будут пылиться лишние стойки, за которые ты заплатил миллионы или даже десятки миллионов рублей, а они просто стоят и морально устаревают.

Гиперскейлеры в этом смысле могут удовлетворить любого заказчика. Вспомним Netflix, который как бизнес начинался сразу в облаке и сейчас практически все свои потребности покрывает с помощью облачных ресурсов AWS (Amazon Web Services, крупнейший облачный провайдер в мире, по итогам 2023 года занимает 31% на мировом рынке. — «РБК Тренды»).

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Что такое провайдер и чем он занимается

Российские игроки и зарубежные облака

— На российском рынке есть игроки уровня AWS или Google Cloud?

— Такого объема потребления облачных ресурсов в России нет, но если говорить о характеристиках, которые я упоминал в начале, то да, такие игроки у нас существуют.

Но если ты не являешься гиперскейлером, это еще не значит, что ты проигрываешь в облачном бизнесе. Пока рано говорить о том, что обязательно нужно обладать теми характеристиками, которые я перечислял, чтобы быть лидером на российском рынке. Но очевидно, что возможности гиперскейлеров востребованы потребителями. Так или иначе все игроки будут подтягиваться под этот запрос.

— Как в последнее время изменился спрос на услуги гиперскейлеров в России? Многие компании пользовались услугами крупных зарубежных провайдеров типа AWS. Они готовы переходить на российские решения?

— На самом деле многие по-прежнему продолжают пользоваться зарубежными облаками, оплачивая услуги, например, картами банков бывших союзных республик. Особенно это касается малого и среднего бизнеса. Однако барьеры, вырастающие на пути потребления зарубежных сервисов, подвигают к тому, чтобы смотреть на внутренних поставщиков.

— В России достаточно альтернатив западным решениям?

— Сейчас любой бизнес, который раньше пользовался облачными услугами за рубежом, может 95% или даже больше своих задач решить на продуктах российских публичных провайдеров. Технологически мы готовы.

Но не секрет, что, например, Microsoft — это глобальная корпорация, которая много лет занимается enterprise-сегментом (к нему принято относить крупные организации со сложной IT-инфраструктурой. — «РБК Тренды»). У них собраны все кейсы мира, которые возможны в разного уровня компаниях. Предложены все нужные клиентские сценарии и разложены так, что ты можешь прийти к любому бизнесу и сказать: «Делай раз-два-три и будет тебе счастье».

Наверное, российскому рынку сейчас надо больше фокусироваться на бизнес-сценариях, приземлять технологические возможности к потребностям бизнес-заказчиков. Предлагать им индустриальные решения для конкретных задач.

Фото:Shutterstock
Экономика инноваций Что такое облачная квантовая платформа и для чего она нужна

Безболезненная миграция и независимость от импорта

— Если какая-то российская компания сегодня решит перейти с крупного зарубежного провайдера на услуги Cloud.ru или ваших коллег, она в целом получит все те же самые технологии, которые были ей доступны из-за рубежа?

— Абсолютно. Те 5% задач, которые не могут закрыть российские провайдеры, — это скорее продукты для уникальных крупных заказчиков, достаточно технологичных и потребляющих разнообразные сервисы. Но в остальном малый, средний и даже крупный бизнес ничего особенно уникального не потребляет. Ему мы можем предложить все нужные решения, аналогичные зарубежным.

— А почему эти компании не мигрируют в российские облака?

— Думаю, для большинства компаний не из IT-сектора история с миграцией достаточно болезненная. Стоимость самого перехода тоже значительная. И компании не будут мигрировать, пока не почувствуют неудобств — например, с точки зрения регулирования или проведения платежей.

Наша задача как облачного провайдера — сделать технологическую миграцию из одного облака в другое максимально безболезненно. Мы должны предоставить сценарий перехода, в котором все очень просто и понятно.

— Насколько сами российские гиперскейлеры зависят от импортного «железа» и софта?

— Под гиперскейлерами мы подразумеваем горизонтальную архитектуру, а средства для нее никогда не разрабатывались enterprise-вендорами, особенно софт. Многое было создано самими компаниями и затем выброшено в open-source или, наоборот, взято из open-source технологий и доработано под себя.

Оборудование — это, по сути, просто серверы, которые выполняют разные роли — вычислительного, сетевого или узла хранения. Есть еще коммутаторы, но в них используются стандартные протоколы, которые одинаково реализованы у разных вендоров. Поэтому с железом тоже нет проблем, если не брать в расчет какие-то отдельные элементы оборудования, которые очень сильно завязаны на одного производителя.

— Как в гиперскейлерах соотносится внутренняя разработка софта и использование open-source-решений?

— Из интернета нельзя скачать готовый софт для гиперскейлера. Если бы такая возможность была, то гиперскейлеров было бы сильно больше. Во внутреннюю разработку инвестируются серьезные деньги.

В open-source есть много хороших технологий, которые можно взять и развивать под себя. Мы используем такие компоненты — например, библиотеки. Но некоторых нужных компонентов в open-source нет вообще, их нужно написать самостоятельно. То есть создание ПО для гиперскейлера — это всегда большая задача для архитекторов и разработчиков.

Фото:Pexels
Индустрия 4.0 Больше чем софт: что такое код open source и для чего он нужен

Собственная платформа и гиперскейлер для всех

— Как вы пришли к созданию собственного гиперскейлера Cloud.ru Evolution?

— Мы работаем с 2019 года и с тех пор предоставляем часть платформ на основе вендорских решений.

При этом у нас были амбиции стать технологическим лидером, а сделать это невозможно без собственных продуктов. Можно посмотреть на Google или AWS — они не делают бизнес на перепродаже.

Поэтому параллельно мы запустили собственную облачную платформу и платформу машинного обучения с суперкомпьютером Chrisofari. И в процессе развития нашего облачного бизнеса мы создавали различные компании.

В первую очередь запустили свою OSS/BSS (Operation Support System/Business Support System — система поддержки операций/ система поддержки бизнеса), которая обеспечивала автоматизацию бизнес-процессов облачного провайдера. А к концу 2023 года у нас уже были все необходимые «кубики»: OSS/BSS, IaaS (Infrastructure as a Service — инфраструктура как сервис), PaaS (Platform as a Service — платформа как сервис), Data-платформа, Cloud.ru ML Space (Machine Learning — машинное обучение).

В итоге мы создали собственную целиком импортозамещенную платформу, которую полностью контролируем. До конца 2024 года планируем расширять набор сервисов Cloud.ru Evolution.

— С какими вызовами вы столкнулись при разработке Cloud.ru Evolution?

— В России все деньги — в секторе крупного бизнеса. Большие компании консервативны. Влияет и регулирование, которое зачастую не позволяет выносить данные и инфраструктуру за контур. Поэтому, разрабатывая Cloud.ru Evolution, мы сразу понимали, что хотим распространять не только публичное облако, но и гибридное решение.

То есть мы можем обеспечить разные режимы работы в зависимости от потребностей заказчика. Как полностью on-prem (ПО разворачивается на серверах и инфраструктуре клиента. — «РБК Тренды»), так и гибридный режим, когда часть нагрузки выносится в паблик, часть остается внутри.

Мы эту идею сразу заложили в производственный процесс. В чем обычно проблема? В публичном облаке, которое существует в единственном экземпляре, все процессы и сервисы можно обновлять хоть каждую секунду. Но если все переходит на сторону клиента и работает на его инфраструктуре, возникает разрыв. Клиенты, очевидно, не хотят обновлять свою платформу каждый день, для них идеально обновлять ее раз в полгода-год. Появление новых фичей, сервисов, обратная совместимость, обновление пакетов ПО — все это синхронизируется облачным провайдером. Мы потратили много сил, чтобы найти людей, способных выстроить этот процесс. Это был главный вызов.

— Кто ваши основные заказчики?

— Нам интересны все сегменты. Платформа Cloud.ru Evolution спроектирована так, чтобы пользовательский путь был максимально простым и удобным даже для физлиц. То есть платформой может воспользоваться, например, начинающий IT-специалист, которому интересно познакомиться с облачными технологиями. В этом смысле позиционирование Cloud.ru Evolution максимально широкое.

Фото:Shutterstock
Экономика образования О — облачный капитализм: данные как двигатель экономики

Дефицит кадров и монополия NVIDIA

— Что сейчас мешает развитию облачного рынка в России?

— Чтобы создать гиперскейлер, нужны достаточно сложные разработки. Соответственно, необходимы специалисты. На рынке, как все знают, есть кадровый дефицит. Впрочем, ситуация с техническими кадрами тяжелая, но не критическая, жить можно. При этом за людей идет настоящая битва.

Понятно, что присутствуют некие регуляторные ограничения. Но и здесь есть подвижки. Идут разговоры о том, чтобы разрешить банкам размещать в облаках данные, относящиеся к банковской тайне. У ретейлеров тоже очень много данных, которые можно перенести в облака.

Так что рынок движется, тренд здесь позитивный. Вообще, развитие облаков — общемировой тренд. Это прикладная сфера, а не хайповая. Технология уже доказала свою эффективность и жизнеспособность.

— Что будет с облачным рынком в 2024–2025 годах?

— Вероятно, в России ослабнет регулирование и появятся дополнительные возможности по выносу мощностей из on-prem наружу. Это первая история.

Вторая история — глобальная и, наверное, ключевая — связана с развитием ИИ. Сейчас бум LLM (large language model, большие языковые модели), их все обучают и, очевидно, в какой-то момент начнут запускать. И развитие этого тренда приведет к росту спроса на вычислительные мощности GPU (graphics processing unit, графические процессоры или видеокарты).

Это большой вызов для облачных провайдеров, поскольку на глобальном рынке сложилась монополия NVIDIA, которая производит эти самые GPU. Альтернативные предложения, в том числе от китайских вендоров, будут очень интересны рынку.

Обновлено 22.03.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть