(Без)облачный бизнес: опасности облаков и как от них защититься

Фото: Dalle-3
Фото: Dalle-3
Сегодня облачные решения помогают компаниям внедрять сложные продукты и создавать общедоступное пространство для работы. Разбираемся, с какими рисками это связано и как защитить корпоративные данные в облаках

Об авторе: Валерия Басова, системный аналитик компании Embedika.

Облачные технологии позволяют работать эффективнее, размещая данные на удаленных серверах. Бизнес может разворачивать сложные ИИ-решения, обрабатывать огромные объемы информации или собирать ее с компьютеров и сенсоров по всему земному шару. Облачные решения помогают людям из разных точек мира работать в едином пространстве, что повышает производительность и масштабируемость проектов.

Мировой рынок облачных решений стремительно растет. Во втором квартале 2023 года затраты по всему миру на облака составили около $65 млрд — на 18% больше, чем в аналогичный период предыдущего года. В России особенно вырос спрос на отечественные облачные технологии по причине ухода зарубежных вендоров и дефицита «железа».

Однако возможности облаков сопряжены с рядом рисков. Среди важных уязвимостей — проблемы безопасности и зависимости от поставщиков, если данные хранятся на стороне провайдера, а не в локальных центрах обработки данных. Это особенно критично для крупных предприятий, которые, как правило, работают с чувствительной информацией. Рассмотрим подробнее возможные проблемы и способы их преодоления.

Фото:Shutterstock
Экономика инноваций Что такое облачная квантовая платформа и для чего она нужна

Какие риски несут облачные решения

Проблемы с безопасностью

Так как облачные решения подразумевают хранение большого количества данных, в том числе конфиденциальных, на внешних ресурсах, они становятся привлекательной мишенью для атак злоумышленников.

Нарушение безопасности может быть связано с несколькими причинами:

  • DDoS-атаки. Это форма кибератаки, цель которой — вывести систему из строя и отрезать к ней доступ пользователей. От такого вида атак поможет защититься концепция разграничения работы как страховка от рисков, а также регулярная проверка IT-структуры на уязвимости.

  • Авторизация/аутентификация. Ненадежные пароли и незашифрованные данные упрощают путь злоумышленников. Если системный ландшафт недостаточно защищен, преступники могут искусственно интегрировать вредоносный код, что приведет к сбою или утечке данных.

    Россияне не слишком ответственно относятся к безопасности: 65% их паролей, личных и рабочих, можно взломать за одну минуту. Как правило, самые надежные пароли — у сотрудников крупного бизнеса, и с них стоит брать пример. Нужно доносить до работников, как важно придумать достаточно сложный пароль? а лучше просто запретить создавать комбинацию без достаточного количества символов.

  • Фишинговые атаки. Это один из самых распространенных видов атак. За 2023 год число вредоносных фишинговых писем увеличилось на 1265%. Чтобы злоумышленники не украли логин и пароль сотрудника, перешедшего по подозрительной ссылке, стоит ввести правило: всегда проверять ссылки в сообщениях в мессенджерах и письмах. Простая внимательность позволит заметить, что с адресом что-то не так. А на те ресурсы, где хранится чувствительная для компании информация, стоит заходить только напрямую или по ссылке от людей, доверие к которым стопроцентное. Задача для отдела IT (или сотрудников, если они работают на личном оборудовании) — регулярно обновлять браузер до последней версии.

  • Сбои в работе системы. Причинами данной угрозы могут быть совершенно различные ситуации: от отключения электричества до повреждения устройств хранения. Сбои в работе облачного решения приводят к потере и утечке данных. Недавно компания Atlassian выявила критическую ошибку в своих облачных продуктах Confluence Data Center и Confluence Server: уязвимость позволяла злоумышленникам без авторизации и проверки получить доступ к данным. Только благодаря оперативной работе внутренней системы безопасности удалось избежать серьезных последствий.

    Более того, к утечкам данных может привести использование неактуальных версий продукта. Например, в мае 2023 года произошла утечка данных у компаний «Ашан», «Твой дом» и Gloria Jeans. Это произошло из-за уязвимости системы «1C-Битрикс». Однако, как утверждает разработчик, обновление с исправленной проблемой было выпущено год назад, но клиенты его не установили. Так что не стоит игнорировать настойчивый пуш «обновить ПО», а еще проще — включить автоматическое обновление.

  • Политика удаленной работы на личных устройствах. С этой проблемой столкнулись многие компании, которые были вынуждены перейти на удаленный формат работы в период пандемии. Работодатели разрешили сотрудникам пользоваться личными гаджетами, что позволило сократить расходы на оборудование и обслуживание техники. Тем не менее это создало серьезные угрозы для безопасности, предоставив мошенникам дополнительные способы для кражи данных. Решить проблему могут помочь технологии многофакторной аутентификации и USB-токены, а также подключение через VPN, RDP, Web, которые используют цифровые сертификаты. Механизм позволяет регулировать доступность рабочего места: специалист, который не установит специализированные сертификаты, не сможет войти в рабочую систему с личного устройства.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 DDoS-атаки на метавселенные: в чем угроза

Зависимость от поставщика

При использовании облачных приложений бизнес, как правило, зависит от поставщика решения, поэтому становится крайне чувствительным к изменениям условий предоставления услуг и ценовой политики.

Одна из ключевых проблем, с которой пришлось столкнуться российскому бизнесу в последние годы — уход зарубежных вендоров. Процесс поиска качественной замены ПО и его внедрения может занять несколько месяцев. Сегодня крупные компании часто создают собственные решения, которые позволяют отказаться от сторонних продуктов. Например, «Сбер» разработал платформу для организации HR-процессов, а «Яндекс» реализовал аналог трекеров Jira и Trello. Так проблема понемногу решается, но происходит это не мгновенно.

Доступ к облачным решениям бывает ограничен не только из-за санкций — причина может быть в поломках на стороне поставщика. Например, в сентябре 2020 года в течение пяти часов наблюдались проблемы в работе экстренной службы 911 из-за сбоя в системах внутреннего облачного хранилища от Microsoft.

Неочевидная проблема, которая может привести к серьезным последствиям — неконтролируемые обновления облачных приложений. Поставщики решений не могут учитывать все особенности работы внутренних систем компании-клиента, поэтому любое обновление может сломать ранее настроенные процессы. А ошибки и сбои системы только упростят работу для киберпреступников. Более того, пользователи могут не заметить обновление и связанные с ним изменения, если напрямую не столкнутся с проблемой в работе, что усложняет процесс выявления и устранения уязвимостей. Это не значит, что не нужно обновлять ПО, напротив, это необходимо. Но за этим процессом должны следить IT-специалисты компании.

Одно из возможных решений проблемы с зависимостью от поставщика — диверсификация: компании могут хранить свои данные и приложения на нескольких облачных платформах. Такой подход поможет увеличить гибкость и облегчит перенос данных в случае необходимости.

Фото:Freepik
Экономика инноваций Более чем втрое выросло число запросов на облачные сервисы в России

Ошибки и халатность сотрудников

Примерно в 50% случаев утечка данных — результат человеческой ошибки. Неопытность или невнимательность сотрудников может привести и к другим проблемам, например, случайному удалению нужной информации.

Иногда пользователям предоставляется больше прав, чем необходимо для выполнения их обязанностей — и сотрудник может совершить нежелательное действие, даже не подозревая об этом. Чаще всего такая ситуация складывается из-за невнимательности системного администратора при создании профиля специалиста или ошибки системы в моменте выдачи прав. Хорошая практика — регулярно проводить аудит систем и проверять уровень доступов пользователей.

Техника безопасности

Несмотря на множество рисков, облачные технологии продолжают развиваться и активно внедряться. К 2026 году 82% компаний по всему миру планируют обеспечить интеграцию технологий искусственного интеллекта в облачные платформы обработки данных. Также, по данным Google Cloud и IDC, 80% организаций с большей вероятностью выберут облачную платформу с уже встроенной поддержкой для развертывания моделей машинного обучения.

Угрозы, которые несут в себе облачные решения, перекрываются их возможностями, поэтому бизнес стремится создать все условия для безопасной и прозрачной работы в облаке.

Например, во всем мире 60% компаний применяют шифрование данных. Все крупные облачные сервисы, такие как Dropbox, Amazon Drive и Microsoft OneDrive, предоставляют такую опцию.

В 2023 году российские компании стали в 1,6 раза чаще по сравнению с предыдущим годом делать резервные копии данных — это еще один способ восстановить потерянные файлы в случае взлома. Можно сохранять резервные копии на жестком диске или выгружать данные в отдельные облачные пространства.

А вот с паролями сотрудников дела обстоят иначе. В России только 5% пользователей создают достаточно сложные пароли: 12 символов, знаки валют, проценты, скобки, разный регистр. И в основном это работники крупных корпораций — этого требует их политика. Среднему и малому бизнесу стоит брать с них пример, чтобы повысить сохранность информации.

Облачные решения часто внедряют для того, чтобы пользоваться искусственным интеллектом — и именно ИИ может частично решить проблемы с безопасностью. Он умеет автоматизировать управление доступами: с помощью анализа поведения пользователей алгоритмы дают рекомендации при настройке прав. Также искусственный интеллект может фиксировать аномальное поведение и потенциальные угрозы. Синергия человеческого интеллекта с искусственным позволит оперативно реагировать на инциденты и своевременно принимать меры для предотвращения несанкционированного доступа к чувствительным данным.

Обновлено 27.02.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть