Что происходит
- 11 декабря в Москве прошла конференция «Цифровизация высшего образования: государство, бизнес и наука», организованная Министерством науки и высшего образования России (Минобрнауки) и телекоммуникационной компанией ПАО «Ростелеком» совместно с партнерами. Спикерами деловой программы стали замглавы Минобрнауки Дарья Кирьянова, президент «Ростелекома» Михаил Осеевский, замглавы Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России (Минцифры) Олег Качанов, а также представители органов власти и руководители ведущих отраслевых университетов и национальных исследовательских институтов. Участники обсудили стратегическое направление цифровой трансформации отрасли высшего образования и науки, задачи цифровой трансформации вузов, использование искусственного интеллекта, проблематику кадрового дефицита и многое другое.
- Минобрнауки оценило уровень цифровой зрелости отрасли на 45%, добавив, что в правительство был внесен документ «Стратегическое направление цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования на период 2024–2030», который станет дорожной картой цифровой трансформации.
- Участники много говорили про «ГосТех» — технологическую платформу для федеральных и региональных информационных систем, которая должна стать базой для цифровой трансформации. Сегодня существует целый ряд разрозненных цифровых решений в университетах, что порой не отвечает требованиям кибербезопасности, требует постоянного финансирования и, конечно, кадрового обеспечения. Переход вузов на «ГосТех» позволит объединить их в систему «единого окна» и освободить дефицитные ресурсы.
- Гостей конференции волновали прикладные вопросы цифровой трансформации, включая проведение следующей приемной кампании и устойчивость цифровых систем. Приемная кампания 2024/2025 годов будет проведена по текущим системам и с использованием текущих систем.
- Проблему недостатка и удержания кадров для цифровой трансформации отрасли можно решать, используя запущенные инициативы, цифровые кафедры, платформу технологического предпринимательства, а также через совместные проекты с бизнесом, проведение стажировок, создание кафедр или программ подготовки.
- «Ростелеком» предложил высшим учебным заведениям свою сервисную модель цифровизации. Компания выступает центром компетенций, где собраны специалисты, поддерживающие цифровую инфраструктуру. Например, она предлагает услуги по внедрению отечественных разработок в вузах, разработке инструментов мониторинга, сбору и анализу данных для выявления потребностей университетов и ряду других направлений. «Для нас тема сотрудничества с университетами — вопрос жизненный, вопрос рыночного позиционирования и нашего будущего», — поделился президент «Ростелекома» Михаил Осеевский.
- Другой темой стала проблема отсутствия академических лицензий на российское программное обеспечение — вузы вынуждены покупать необходимые программы по рыночным ценам, что является беспрецедентной для мировых стандартов практикой.
- Дискуссия о цифровой трансформации не обошлась без обсуждения искусственного интеллекта, который уже играет огромную роль в изменении образования. Представители сферы образования признали, что с появлением искусственного интеллекта взаимодействие обучаемого с обучающим во многом перестает быть обязательным, так как значительное количество навыков можно получить, взаимодействуя с виртуальным ассистентом. Однако университеты призвали осторожно отнестись к этому аспекту цифровой трансформации, чтобы не утратить специалистов, которые не просто умеют пользоваться цифровыми инструментами, а понимают, как эти цифровые инструменты устроены изнутри.
Что это значит
До 2030 года российской системе высшего образования предстоит проделать большую работу по цифровой трансформации. С переходом на «ГосТех» существующие локальные университетские информационные системы ждут перемены, потому что государство стремится внедрить типовые решения, объединить вузы в общее цифровое пространство. Какие именно системы считать типовыми, будет определять само университетское сообщество, потому что оно является одновременно и объектом, и субъектом трансформации.
Позицию государства пояснила замглавы Минобрнауки Дарья Кирьянова:
«Наша работа в направлении цифровой трансформации выстраивается из адаптации под правила новой цифровой эпохи, ведь это не процесс, когда мы что-то искусственно пытаемся внедрить или навязать. Своевременное реагирование позволяет качественно сочетать новейшие технологии с компетенциями сотрудников, что в будущем кардинально изменит выстраивание бизнес-моделей и сам рынок труда».
Минобрнауки готово выступить поставщиком необходимых облачных сервисов. Общая информационная среда нужна для перехода к «Университету 3.0» — вузам, которые заняты не просто подготовкой кадров для промышленности и исследований, но и трансфером опережающих технологий в экономику.
Реклама, ООО «РТК ИТ», erid: 4CQwVszH9pWupRf4GoQ