Об эксперте: Алексей Нейман, исполнительный директор Ассоциации больших данных.
Большие данные (или big data) давно перестали быть диковинкой из мира информационных технологий (IT), с которой знакомы единицы. Все чаще решения, основанные на больших данных, находят применение в разных сферах: от ретейла до промышленности. О том, какой сценарий ждет сферу big data в России и что поможет рынку сохранить текущие темпы роста, рассказал исполнительный директор Ассоциации больших данных (АБД) Алексей Нейман.
Сценарии будущего
Рынок больших данных (БД) в России растет. Исследование АБД показало, что в 2018 году объем индустрии составил ₽89 млрд, а спустя три года, в 2021-м — ₽170 млрд. Одним из главных драйверов роста стала конкуренция бизнеса. Компании вступают в борьбу за внимание и лояльность потребителей, предлагая все более персонализированные, «умные» сервисы. В основе подобных решений лежит аналитика данных, поэтому, нанимая специалистов и выделяя крупные суммы на разработку новых технологий, бизнес активно вкладывается в индустрию БД.
Есть и еще один значимый фактор роста в последние годы — непростые внешние условия. Пандемия коронавируса дала толчок развитию «цифры» по всему миру, а курс на технологический суверенитет подтолкнул российских разработчиков к выходу на рынок с собственными решениями. Эти обстоятельства оказали огромное влияние не только на объемы рынка, но и на его специфику, открыли новые возможности и заставили справляться с новыми вызовами.
В 2018 году АБД подготовила Стратегию развития рынка больших данных, в которой описала пути дальнейшей эволюции индустрии. Однако за пять лет мир изменился слишком сильно: рынок столкнулся с неожиданными условиями. Поэтому в 2023 году Ассоциация выпустила обновленную стратегию. В ней представлены пять возможных сценариев развития рынка больших данных: от кризисного с объемом рынка в ₽189 млрд до сценария мечты, при котором размер отрасли достигнет ₽441 млрд. Реализацию того или иного сценария будет реально измерить к концу 2024 года. Наиболее реалистичным и ожидаемым в АБД назвали базовый сценарий, который позволит обеспечить рост рынка до ₽319 млрд.
Достичь базового сценария возможно при соблюдении нескольких условий. Во-первых, рынку big data необходимо, чтобы сфера информационных технологий осталась приоритетной для поддержки со стороны государства. С точки зрения экономики важно стимулирование спроса на IT-решения в области больших данных, экспорт таких решений и услуг за пределы страны, улучшение качества подготовки специалистов. Для достижения базового сценария также необходима частичная замена зарубежных ПО и сервисов на локальные и рост их доступности для бизнеса и обычных людей.
Широкая экспертиза позволила нам разработать портфель инициатив, которые помогут рынку big data в России не только пережить кризисные времена, но и найти новые точки роста.
Инициативы для сохранения
Важный тезис стратегии — базовый сценарий легко превратится в кризисный, если не принять меры, как со стороны бизнеса, так и со стороны государства. АБД разработала портфель из 16 инициатив, разделенных на два вида: девять призваны поддержать текущий темп роста рынка, еще семь — увеличить его.
Сохранить темпы получится за счет регуляторной поддержки и экономического стимулирования. В непростых условиях последних лет большинство предприятий выбрало консервативные стратегии развития, цель которых — просто справиться с текущими трудностями в ИТ-инфраструктуре. Цифровизация и технологическое продвижение вышли из фокуса, уступив место адаптации под сиюминутные задачи, хотя вложения именно в эти процессы способны привести бизнес к новому этапу развития. В такой ситуации высока необходимость экономического стимулирования для сохранения темпов роста рынка больших данных.
Способствовать развитию индустрии, в первую очередь, будет эффективная коммуникация бизнеса и государства, а также создание зрелого рынка БД с бизнес-партнерством и обмен опытом. Коммерциализация продуктов, сервисов и услуг на основе больших данных и дополнительные финансовые и нефинансовые стимулы позволят рынку не терять набранную скорость развития.
При этом важным вопросом остается этика в обращении с большими данными. В частности, развитие Data Sharing — ответственной и этичной обработки персональных данных. По данным исследования АБД, 64% россиян не верят в безопасность персональной информации в интернете. Опасения возникли из-за того, что освещение темы в СМИ и соцсетях сконцентрировано на негативной стороне работы с данными, например, на злоупотреблении и действиях мошенников. Пользователи сталкиваются со спамом и социальной инженерией и мало обращают внимание на положительные аспекты. При этом россияне регулярно пользуются удобными сервисами и решениями, в которых персональные данные анализируются для поиска лучших предложений потребителю.
Злоупотреблять данными свойственно недобросовестным игрокам рынка и мошенникам, но пользователи не всегда отличают их от добросовестного бизнеса — и не доверяют всем поставщикам сервисов, не желая раскрывать свои данные никому. В результате задачей рынка становится рост доверия к честным добросовестным компаниям.
Сделать это помогут примеры положительного опыта взаимодействия клиента и бизнеса через механизм обмена данных на преференции — например, на скидки или бонусы для пользователя, готового раскрыть свою личную информацию. Еще одна задача — разработка механизма страхования ответственности за утечки перед субъектами персональных данных. Это создаст подлинную ответственность компаний перед людьми за возможные утечки и стимулирует бизнес лучше следить за сохранностью больших данных.
Мы считаем, что осуществление этой инициативы позволит сократить число россиян, которые опасаются делиться своими персональными данными, до 30%. Больше людей начнут воспринимать собственные данные как личный цифровой актив. Когда люди будут грамотно и трезво распоряжаться персональной информацией, понимать ее ценность, им станет проще ориентироваться в области данных и отличить добросовестный бизнес от мошенников. От этого выиграет и население, и бизнес, и государство.
В список инициатив, реализация которых сохранит текущие темпы роста рынка больших данных, также входит повышение доступности клиентских и промышленных данных. Предложения касаются текущих сложностей с обезличиванием данных, которые охраняются законом о персональных данных № 152-ФЗ. Сегодня в стране нет технического регулирования, позволяющего создать такие данные, по которым невозможно установить конкретного человека.
Вместо этого обработка основывается на излишне формальных согласиях. Создание правовых основ и четких требований к анонимизации (обезличиванию) данных упростит работу и создаст новые технологические возможности для бизнеса с сохранением приватности россиян.
Рынку необходима сбалансированная система ответственности бизнеса за утечки персональных данных. Решением станут нормативные акты с перечнем смягчающих обстоятельств, которые будут регулировать штрафы за утечки. Например, когда компания сама инициирует аудит своих информационных систем, привлекает «белых» хакеров для поиска уязвимостей — это стимулирует ответственный подход бизнеса, при котором компании сами будут заинтересованы в сохранении и защите данных.
Необходимо также совершенствовать модели работы с данными, вовлекая big data в гражданский оборот. В результате удастся достичь синергии бизнес-интересов и защиты прав человека.
Инициативы для развития
Инициативы по развитию рынка должны решить три важные для страны задачи:
- Обеспечить технологический суверенитет.
- Не допустить технологического отставания.
- Развивать цифровую грамотность населения, увеличивая компетенции и подготавливая кадры в сфере big data.
Развивать технологический суверенитет позволит разработка отечественных облачных технологий и платформ, а также создание среды, при которой новые решения будут быстрее выходить на рынок. При этом главная инициатива состоит в замещении зарубежных IT-решений в области больших данных. Сегодня в России высок уровень зависимости от иностранных IT-продуктов — до 70% технологического ландшафта компаний тяжелой промышленности занимает зарубежное ПО. Локальные решения появляются, но нет устойчивой и долгосрочной практики их масштабирования и поддержки.
Инициатива АБД предлагает создать и вывести на рынок отечественные коробочные продукты для работы с большими данными. Универсальные и узкоспециализированные программные решения смогут заменить зарубежные аналоги и быстро масштабироваться на весь бизнес. Кроме того, необходимо создать отечественную сборку дата-платформ для работы с большими данными, которую будет легко распространить на множество компаний.
Также необходимо создавать возможности для совместного использования инфраструктуры. Например, создать партнерства и целые кластеры для проектирования и запуска IT-решений. Итогом таких перемен станет технологический ландшафт, полностью опирающийся на локальные разработки, которые не уступают по качеству зарубежным аналогам.
Чтобы не допустить технологического отставания России, АБД предлагает расширить международное сотрудничество в области больших данных, проводить совместные исследования и инновации в этой сфере.
Снизить дефицит квалифицированных IT- и дата-специалистов позволят благоприятные условия работы и развитие образовательных программ. Для этого потребуется сохранить льготы для IT-компаний, применяющих долгосрочную систему мотивации сотрудников, популяризировать запуск экспертных платформ для удаленной работы IT-специалистов, а также создать сообщество российских разработчиков, участники которого будут получать льготы и преференции от бизнеса и государства.
Инициатива также предполагает запуск на федеральном уровне программ для студентов колледжей и вузов, которые помогут им получить практические навыки в IT и дата-профессиях. Например, хакатоны и «дата-стажировки» в технологических компаниях страны. Благодаря этим мерам к 2024 году состав дата-специалистов сможет увеличиться на десятки тысяч человек, а качество их образования возрастет.
Развить цифровую грамотность россиян помогут просветительские программы для улучшения цифровых навыков. При грамотной реализации более 40% населения России в возрасте от 16 до 74 лет будут обладать цифровыми навыками на уровне базового и выше базового.
Большие данные по отраслям
По сравнению с 2018 годом часть индустрий в России перешла на новый уровень зрелости по использованию больших данных. На этапе масштабирования сегодня находятся электронная торговля, классический ретейл, финансовый сектор и телекоммуникационая сфера. Осторожно внедряют отдельные big data-решения в нефтегазовом, горнодобывающем и агропромышленном секторах. На этапе пилотирования пока находятся здравоохранение, девелопмент, энергетика, городская инфраструктура и сфера потребительских товаров.
При базовом сценарии развития рынка больших данных отраслевые игроки получат дополнительно около ₽1 трлн операционной прибыли. Например, российский ретейл сегодня внедряет данные для калибровки прогнозов и планирует распространить собственные решения на рынок. Дальнейшая работа с большими данными позволит торговой отрасли получить дополнительные ₽316 млрд операционной прибыли в год.
Компании в сфере связи и банковском секторе занимают лидирующие позиции по внедрению платформ, анализирующих больше данные для улучшения пользовательского опыта своих клиентов. За ближайший год продвижение дата-решений позволит им нарастить операционную прибыль на 2,6% и 2,8% соответственно, что составит ₽131 млрд и ₽250 млрд в денежном эквиваленте.
Одной из догоняющих отраслей по внедрению больших данных стало жилищное строительство. Крупные девелоперы уже используют цифровые платформы в проектировании недвижимости и маркетинговых активностях. Например, на больших данных основана технология информационного проектирования зданий BIM: она использует данные об инженерных особенностях, дизайне, окружающей среде, экономических факторах, стоимости материалов. Большие данные также позволяют девелоперам создавать виртуальные сценарии проектов, чтобы выявлять вероятность строительных рисков, в том числе с использованием исторических данных.
В сфере здравоохранения активно развиваются «умные» системы для диагностики заболеваний и поддержки врачебных решений. В области городской инфраструктуры на развитие big data-проектов повлияла пандемия, ускорив появление систем искусственного интеллекта для анализа медицинских снимков или видеоаналитики и систем для ранней диагностики заболеваний. В сфере потребительских товаров основными фокусами компаний стали оптимизация логистики и повышение эффективности продаж в магазинах за счет анализа больших данных.
Особое внимание стоит обратить на так называемые платформенные решения, которые находятся на стыке нескольких отраслей, и соединяют различные потребности и предложения клиентов и поставщиков в них. Зачастую такие платформы имеют сложную механику монетизации, и эффект от их использования образуется в нескольких смежных отраслях, но так же и расширяет и сам рынок данных. Подобные платформы позволяют выйти на рынок данных и использовать цифровизацию в своих интересах даже средним и малым предприятиям: так, например, будут развиваться шеринговые платформы, рисковые платформы самой разной направленности, платформы, интегрирующие различные сервисы в супер- и мега- end-to-end сервисы.
Все это говорит о том, что даже отрасли с малым проникновением технологий начинают исследовать возможности больших данных. Поняв, какую пользу — общественную и финансовую — информационные технологии могут приносить, бизнес все чаще внедряет их в свою работу. Дальнейшее развитие рынка больших данных и достижение базового сценария позволят создать качественную среду для российского бизнеса, поддержать технологическую независимость государства и повысить качество жизни людей.