Море технологий: как изменилась профессия рыбака в XXI веке

Фото: пресс-служба РРПК
Фото: пресс-служба РРПК
Разбираемся в том, как изменилась работа на рыбном промысле и зачем в 2023 году люди выбирают профессию рыболова

В России ежегодно во второе воскресенье июля отмечают День рыбака. Профессиональный праздник тех, кто посвятил свою жизнь рыболовству, был учрежден в СССР в 1965 году. Задолго до этого ловля рыбы была одним из залогов выживания людей: поселения, жители которых занимались рыбным промыслом, меньше нуждались в разведении скота и не так сильно зависели от неурожаев полевых культур.

Сегодня работа рыбаков помогает множеству людей правильно питаться, так как рыба — необходимый элемент в рационе. Кроме того, активное рыболовство сохраняет продовольственную независимость страны.

Для многих работа на рыбном промысле до сих пор ассоциируется с самодельными сетями и деревянными лодками. В действительности отрасль по добыче рыбы ушла далеко вперед, а профессия рыбака заметно эволюционировала. Разбираемся в ее особенностях на примере вылова и обработки минтая — одного из самых популярных видов рыб среди россиян.

Фото:FarmPod
Зеленая экономика Аквапоника: как одновременно выращивать рыбу и овощи

Как работают рыбаки сегодня

До недавнего времени рыболовецкая отрасль в России отставала от лидеров — стран Скандинавии, Японии и Южной Кореи. Одной из ключевых причин было устаревание флота. Как сообщили «РБК Трендам» в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ), 75% судов для добычи рыбы в России старше 30 лет.

Однако в последние годы в отрасли начались большие сдвиги. «Первые новые суда вышли на промысел. В ближайшие годы будет сдана основная часть из 105 судов, запланированных по первому этапу инвестквот. Скоро стартует второй этап», — рассказал президент АСРФ Алексей Осинцев. Этому способствует в том числе активное строительство и ввод в эксплуатацию супертраулеров.

Супертраулер — это тип особо крупных рыболовных судов для промысла в отдаленных районах моря. Каждый супертраулер представляет собой не просто судно, но скорее полноценную фабрику по переработке рыбы. Весь улов разделывают, фасуют, упаковывают и замораживают прямо на борту в течение нескольких часов после вылова.

Сейчас передовые супертраулеры проекта СТ-192 входят в состав флота Русской Рыбопромышленной Компании (РРПК), специализирующейся на добыче и обработке минтая. Как рассказали в компании «РБК Трендам», численность экипажа таких судов достигает 150 человек зимой и 135 — летом. На судне в круглосуточном режиме работают пять служб: общесудовая, судомеханическая, службы добычи и обработки, а также обслуживающий персонал.

Специалисты общесудовой службы во главе с капитан-директором отвечают за управление судном и поиск рыбы. В 2020-х годах этот процесс больше не похож на плавание на удачу или странствия в расчете наткнуться на «рыбное место» — современные мореплаватели используют хай-тек-оборудование, превратившее архаичный штурвал в многофункциональный пульт управления. Сенсорные датчики, высокая точность и программное обеспечение, похожее на то, с которым отправляют на орбиту космические корабли, — рыболовецкие суда последнего поколения выглядят пришельцами из будущего даже для XXI века.

Когда объект промысла найден, служба добычи вооружает рыболовный трал огромным мешком из канатов и сетей и погружает его в воду. Понять, насколько наполнен трал, помогает фото- и видеоаппаратура, снимающая происходящее в толще воды: благодаря такой съемке рыболовы могут почувствовать себя участниками подводной экспедиции или искателями сокровищ. Впрочем, в современном мире аллегория принимает буквальное значение: в условиях избытка вредной еды минтай действительно становится диетическим сокровищем, драгоценным для каждого, кто следит за правильным питанием. Когда мешок наполнится, служба добычи поднимает его из воды, а улов выливает в приемные бункеры.

На этом этапе начинается работа службы обработки — команды из 80 человек летом и 100 человек зимой. Основной массив работы выполняют матросы: регулируют поток рыбы на входе в цех, отбирают филе, икру и молоки на разделочной линии, затем взвешивают, фасуют и упаковывают готовую продукцию. Здесь же выпускают сурими — фарш из белой рыбы, который используется для изготовления других продуктов, например крабовых палочек.

Разделанную рыбу и продукцию глубокой переработки сразу замораживают — так минтай сможет храниться месяцами, чтобы судно не теряло время на возвращение в порт и выгрузку улова. Рыба будет оставаться в трюмах на борту при оптимальной для минтая температуре, до тех пор пока ее не заберет транспортный рефрижератор. Он доставит продукцию на берег, позволив супертраулеру продолжать вылов в открытом море.

Каждый этап сопровождают технологии: устройства для удаления излишней влаги в тушках, фаршевые машины, механизмы для опреснения и обеззараживания морской воды. По словам Алексея Осинцева, автоматизация на новых судах в разы выше, чем на траулерах прежних поколений. «Но, безусловно, остается много физической работы руками», — уточнил глава АСРФ. По его словам, это обязательное условие труда рыбаков не изменить даже модернизирующемуся флоту. Претендующих на места в экипаже предупреждают о непростых условиях труда: холоде и необходимости постоянно работать на ногах.

Еще одна особенность профессии — режим промысловых рейсов. Обычно в отрасли зимний рейс по добыче минтая составляет 5–6 месяцев: он начинается в конце декабря и заканчивается в мае или июне. Летний рейс продолжительнее — 6–7 месяцев с мая/июня по декабрь. Русская рыбопромышленная компания планирует сокращать эти сроки: с 2024 года она переходит на долгосрочное планирование постоянных экипажей для каждого судна. Продолжительность рейса таких экипажей будет составлять четыре месяца.

Внутри рейса матросы работают по сменному графику по шесть часов, руководители и специалисты — по 12 часов либо по графику несения вахты. На судах также используют «подвахты» — дополнительные смены в цеху для всех сотрудников.

Фото:Pexels
Индустрия 4.0 Как алгоритмы помогают бороться с рабством и незаконным рыболовством

Зачем становятся рыбаками

По данным организации Eurofish, в мировой индустрии добычи рыбы заняты 60 млн человек. Многие из них выбирают профессию рыбака не из желания уйти в дальнее плавание и погрузиться в романтику морских просторов, а по вполне рациональным причинам. В первую очередь из-за высокой зарплаты.

Согласно анализу данных Росстата, средняя заработная плата в рыболовной отрасли в России в 2022 году составила ₽141,2 тыс. в месяц. Сфера рыбного промысла заняла второе место среди всех отраслей экономики по уровню зарплат, уступив финансовой и страховой деятельности, которые разделили первую строчку. За последний год зарплаты рыбаков выросли на 20% при общем среднем росте зарплат в стране на 13,5%.

Доходы рыбаков отличаются в зависимости от региона. Больше всех получают работники из Магаданской области, где средняя зарплата достигла 236,7 тыс. руб., 227 тыс. руб. зарабатывают рыбаки в Мурманской области, 194,5 тыс. руб. — в Ненецком автономном округе. Наиболее скромные зарплаты у рыбаков Санкт-Петербурга — в среднем 106,2 тыс. руб. При этом здесь зафиксирован наиболее сильный скачок в процентном соотношении: прирост доходов составил 49% по сравнению с 2021 годом. «В среднем на судах по итогам сезона доход матроса составил более 220 тыс. руб. в месяц», — оценила актуальный размер зарплат руководитель направления подбора персонала и формирования кадрового резерва Русской Рыбопромышленной Компании Евгения Хижняк.

Рыболовство также привлекает перспективами карьерного роста. «Большинство профессионалов индустрии начали свою карьеру с работы матросом в службе обработки или в палубной команде. Они обзаводились опытом и умениями, которые позволили им занять руководящие должности, стать профессионалами своего дела и претендовать на более высокие зарплаты, — объяснила Хижняк. — Мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы создать для сотрудников платформу для роста: обучаем, переквалифицируем, учим новейшим в отрасли компетенциям. Люди приходят на промысел, чтобы достичь краткосрочной цели: например купить машину, — но остаются с нами на десятилетия и растут как специалисты, развиваясь вместе с компанией».

Рыбаки могут досрочно выйти на пенсию. Для этого нужно отработать на судах рыбной промышленности 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Страховой стаж и возраст значения не имеют.

Работа в рейсах предполагает, что траулер становится единственным местом пребывания экипажа на несколько месяцев. «Для большинства рыбаков промысловое судно — не только работа, но и второй дом, так как 80% рыбы в нашей стране добывается вдали от родных берегов. От порта до промысла несколько дней перехода судна, экипаж трудится бессменно несколько месяцев. Поэтому условия труда и проживания на борту — чрезвычайно важный критерий при выборе профессии», — признал Алексей Осинцев.

Как объяснили в РРПК, международные конвенции обязывают суда иметь достаточно комфортные условия для размещения экипажа. При этом в РРПК пошли еще дальше и создали комфортабельные условия не только в каютах командного состава, как это принято в отрасли, но в каждой каюте — в том числе там, где живут матросы. На супертраулерах компании каждая каюта оборудована телевизором, собственным санузлом и душевой. На судах последнего поколения есть спортзал, комната отдыха и просторная столовая, в которой ассортимент не уступает ресторанам.

Индустрия 4.0 95% экспортных доходов Гренландии составляет продажа рыбы

Где и как обучают рыбаков

Несмотря на позитивные сдвиги, касающиеся комфорта на борту и размера зарплат, в рыболовецкой отрасли наблюдается кадровый дефицит. Исследование Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке показало, что до 2025 года только на дальневосточные предприятия судостроения, рыбодобычи, в порты и логистические компании потребуется дополнительно свыше 10 тыс. квалифицированных кадров. Ежегодная потребность в работниках достигает 1700 человек.

Навыки в промышленном рыболовстве будущие работники получают в вузах, один из которых — Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет (Дальрыбвтуз) во Владивостоке. Здесь готовят специалистов по промышленному рыболовству, которые могут работать трал-мастерами на палубе, начальниками промысловых экспедиций, технологами по производству снастей и орудий лова, а также занимать руководящие должности в рыбопромышленных компаниях.

Число молодых специалистов не увеличивается в первую очередь из-за высоких требований к абитуриентам. «Ежегодный выпуск кафедры — 20 человек в бакалавриате и 7–8 в магистратуре. За последние годы количество выпускников уменьшилось: это связано с уменьшением набора и отчислениями неуспевающих. Абитуриенты проходят серьезный фильтр: помимо профильной математики и русского языка нужен ЕГЭ по физике, химии или информатике. Эти экзамены непросты для сдачи, их выбирают немногие выпускники», — пояснила «РБК Трендам» доктор технических наук, заведующая кафедрой «Промышленное рыболовство» Дальрыбвтуза Светлана Лисиенко.

На сегодняшний день во Владивостоке промышленному рыболовству учатся 120 человек. Студенты изучают устройство и эксплуатацию орудий рыболовства, промысловые схемы и механизмы, организацию и планирование промышленного рыболовства. «За последние 15 лет программа менялась в соответствии с развитием техники. Основной упор в обучении всегда делался на технологии добычи рыбы, а по мере их автоматизации в учебный процесс вводились новые курсы. Например, «Информационные технологии в рыболовстве», где изучают компьютерные программы для проектирования орудий лова», — рассказала Лисиенко.

В 2022 году в Дальрыбвтузе появился компьютерный рыболовный тренажер для отработки практических навыков постановки и выборки трала. Студентов учат работать с современным оборудованием, которое есть на супертраулерах: оно помогает увеличить скорость принятия решений, минимизировать ручной труд и повысить эффективность промысла.
В 2022 году в Дальрыбвтузе появился компьютерный рыболовный тренажер для отработки практических навыков постановки и выборки трала. Студентов учат работать с современным оборудованием, которое есть на супертраулерах: оно помогает увеличить скорость принятия решений, минимизировать ручной труд и повысить эффективность промысла. (Фото: пресс-служба Дальрыбвтуза)

Знакомиться с профессией рыбака жители приморских городов начинают еще в школе. Во Владивостоке представители Дальрыбвтуза приглашают детей на экскурсии в вуз, а в некоторых школах работают морские классы, ученики которых посещают лаборатории и тренажеры для будущих рыбаков.

Студентов мотивируют идти в профессию представители бизнеса. К примеру, РРПК проводит дни карьеры, где учащимся рассказывают о преимуществах работы на промысле, возможностях практики и трудоустройства. У компании также есть стипендиальная программа для поощрения высокой успеваемости студентов.

А в Морском государственном университете имени адмирала Невельского при поддержке РРПК оборудовали учебно-тренировочный центр, который поможет будущим судоводителям отработать навыки на тренажерах, которые имитируют капитанский мостик. Один из них представляет собой копию мостика на рыболовном траулере с пультом управления траловым комплексом.

Профессия рыбака меняется вместе с развитием технологий и модернизацией флота. Рыбак больше не остается один на один с морем, надеясь на удачу. Вместо этого команды рыболовов перемещаются по морю на технологичных супертраулерах, которые служат одновременно домом для экипажа и плавучим заводом по переработке рыбы, для работы на котором нужны особые навыки. Что касается бизнеса, то он привлекает сотрудников предсказуемыми высокими зарплатами, заботой о комфорте на борту и ранним выходом на пенсию.

Обновлено 07.07.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть