Об эксперте: Алексей Макаркин — директор по развитию облачного бизнеса МТС.
Прогноз № 1. Пандемия пройдет, но спрос на облачные решения будет только расти — минимум на 25% ежегодно
Бизнес стал относиться к облакам как к жизненно необходимой технологии, которая помогает преодолевать неопределенность и сложности с прогнозированием спроса на рынке. Многим компаниям пришлось переосмысливать текущий бизнес и переводить его в онлайн, быстро запускать новые продукты и направления и организовывать виртуальные рабочие места для удаленных сотрудников. Особенно востребованы стали возможности облаков по снижению расходов на ИТ-инфраструктуру — это, как правило, до 30% ежемесячной экономии. Согласно исследованию, которое мы провели летом 2021 года в Московском регионе, 37% компаний с помощью облачных технологий оптимизировали взаимодействие удаленных подразделений и повысили качество продукции или предоставляемых услуг.
Но стоит понимать, что треть российских компаний используют облачные технологии в том или ином виде уже более пяти лет — то есть, они развивали проекты на базе облаков и до пандемии. Поэтому спрос на эти технологии не снизится точно: по нашим оценкам, в ближайшие пять лет отрасль будет расти минимум на 25% ежегодно — в том числе из-за того, что пандемия изменила отношение бизнеса к облакам. Даже традиционно консервативные сферы стали переходить на облачные платформы. Например, среди наших клиентов есть МФЦ, электроснабжающие организации, региональные администрации, вузы и научные центры.
В дальнейшем наиболее востребованы облака будут, кроме ИТ-сферы, в ретейле, финансах и промышленности — в них рост спроса может достигать 30–35% в год. Это самые зрелые отрасли с точки зрения ИТ, они находятся на передовой цифровизации. Например, по нашим данным, 60% ретейл-компаний используют «облака» для развития e-commerce. В промышленности и строительстве драйверами роста интереса к облакам становятся BIM-технологии и цифровые двойники. Это мы видим по клиентам облачного провайдера #CloudMTS.
Прогноз № 2. В ряде сфер бизнес полностью откажется от собственных серверных
В каких-то отраслях это уже произошло, а в каких-то — возможно, никогда не произойдет. В ближайшие пять лет могут полностью перейти в облако компании, бизнес которых связан с цифровыми сервисами, для которых digital-продукты и каналы являются ключевым источником монетизации. Речь про сервисы онлайн-обучения, цифровых развлечений, телемедицины.
Например, каршеринговая платформа BelkaCar работает в нашем облаке, что помогает в условиях растущего спроса и пиковых нагрузок. Так, в первом полугодии 2021 года загрузка автопарка нашего клиента увеличилась на 40% по сравнению с предыдущим годом. В пиковые периоды этот показатель может достигать 80% и более. Но высокая загрузка не должна сказываться на доступности каршеринговой платформы, и облака позволяют нивелировать эти риски.
Бизнесу из более традиционных отраслей, у которого есть оборудование и развитая ИТ-инфраструктура, полностью уходить в облако может быть просто нецелесообразно. При этом облачные технологии могут интересны крупным компаниям, которые развивают новые для себя направления бизнеса. Например, если компания диверсифицируется и выходит на новый высококонкурентный рынок.
Такой проект реализовал «Газпромбанк Автолизинг». Буквально за год новая автолизинговая компания сформировала филиальную сеть из десятков региональных офисов. Бизнес наращивал свое присутствие в регионах без каких-либо капитальных затрат на ИТ. Всю ИТ-инфраструктуру — бизнесовые и офисные программы филиалов — компания перенесла в наше облако. Там же работают мобильные приложения по выбору и заказу автомобилей.
Надо понимать, что облака — это эффективный инструмент, а не панацея от всех бед. Бизнес должен осознать, зачем ему эти технологии и какие задачи он сможет решить с их помощью. В идеале — сформировать для себя облачную стратегию развития, подготовить дорожную карту, cloud journey. А потом уже выбирать конкретные модели работы, выбирать между публичным, частным и гибридным облаком, обучать сотрудников, думать о миграции и так далее.
Прогноз № 3. В 80% компаний появятся облачные стратегии и директора по облачной трансформации
Облачная трансформация — закономерно следующий шаг после трансформации цифровой. Бизнес и государство накапливают все больше данных, которые нужно где-то хранить, анализировать, как-то использовать. Не у всех для этого хватит денег на строительство собственных ЦОДов. Покупать и регулярно обновлять серверное оборудование — тоже достаточно затратно.
Поэтому в перспективе десяти лет более 80% компаний будут разрабатывать собственные облачные стратегии. Как в свое время появились CDTO — руководители по цифровой трансформации — в компаниях появятся директора по облачной трансформации. Они будут проводить аудит цифрового развития компании, формировать концепции работы с данными и разрабатывать облачные стратегии бизнеса.
Сейчас их функции частично выполняют провайдеры, которые могут как проконсультировать, так и взять на себя весь технологический цикл: от проектирования цифровой среды до запуска ИТ-систем в облаке, их поддержки и дальнейшего развития инфраструктуры. Для крупных провайдеров, в том числе #CloudMTS, это одно из профильных направлений деятельности. Мы видим, как ежегодно растет спрос на глубоко кастомизированные решения. По нашим оценкам, этот рост составляет в среднем 30–35%.
Прогноз № 4. Облака будут стимулировать распространение инноваций
Для многих облачные технологии связаны исключительно с хранилищами данных. Но на самом деле это далеко не так. Облачные технологии могут сделать бизнес более инновационным. В облаке можно быстрее разрабатывать и тестировать новые ИТ-решения, что позволяет ускорять time-to-market даже с максимально сложными задачами — от аэрокосмического производства до моделирования процессов синтеза белков. Все это — если не инновация, то повышение эффективности и рост скорости внедрения новых разработок как минимум.
Если говорить о конкретных примерах, то большие перспективы облачных вычислений связаны с развитием таких направлений как искусственный интеллект и машинное обучение. У нас много кейсов, когда наши облачные мощности используются, например, для распознавания лиц в ретейле или построения 3D-моделей в промышленности.
В медицине искусственный интеллект, обученный и работающий в облаке, помогает врачам быстрее находить отклонения на рентгеновских снимках и точнее ставить диагноз. Один из наших пилотных проектов с крупной медицинской клиникой показал, что время на анализ одного исследования сокращается на 40%. Такой результат был достигнут, в том числе, за счет использования сверхбыстрых облачных вычислений на базе графических процессоров.
Реализация таких проектов на основе облаков будет в разы быстрее и дешевле, чем с использованием традиционной инфраструктуры. Можно сказать, что облачные технологии делают инновации доступнее. Причем не только для крупных корпораций, но и для малого бизнеса. В связи с этим большие надежды мы связываем с нашим суперкомпьютером MTS GROM, который в скором времени будем предоставлять компаниям по облачной модели.
Прогноз № 5. Будущее — за облачными суперкомпьютерами и периферийными вычислениями
Интернет вещей, беспилотный транспорт, VR-технологии, — все это требует высокой скорости обработки данных и больших вычислительных мощностей. Например, наше решение на базе сверхбыстрых вычислительных мощностей способно обрабатывать до 80 раз больше данных по сравнению с обычными процессорами. Мощные облачные платформы вкупе с периферийными вычислениями, которые сейчас набирают популярность, становятся основой для развития всех этих инноваций.
Суть в том, что вычислительные ресурсы перемещаются из центра ближе к периферии — к местам, где собираются и обрабатываются данные. Это могут быть данные счетчиков, бытовой техники, роботизированных объектов. Именно облачные сервисы с ультранизкими задержками будут стимулировать развитие вышеописанных технологий.
Важно, что все это направлено как на бизнес, так и на повышение качества жизни людей. Речь, например, про «умные» дома и города, беспилотный транспорт, телемедицину: облака будут ускорять технический прогресс, становясь катализатором распространения инноваций и позитивных изменений в обществе.