Об эксперте: Сергей Шилов, один из ведущих российских ИТ-экспертов и предпринимателей. Окончил механико-математический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, а также курс Owner/President Management Program в Гарвардской школе бизнеса. В 2001 году создал компанию AT Consulting, которая оказывает услуги по внедрению и сопровождению сложных ИТ-систем, бизнес-консалтинга, управления проектами и ИТ-аутсорсинга. В 2017-м основал группу ИТ-компаний «Лига цифровой экономики». Ее проекты охватывают широкий спектр отраслей, включая государственный сектор, ТЭК, финансы, телекоммуникации и промышленность. В команде «Лиги» более 4,5 тыс. сотрудников.
Лидеры цифровизации
Пандемия подстегнула переход коммерческих и государственных организаций в «цифру». Поэтому растет востребованность ИТ-услуг — заказной разработки ПО, поддержки внедренных продуктов, консалтинга, облачных услуг в части предоставления серверных мощностей и многих других сервисов.
Цифровые решения внедряются прежде всего в сфере массового обслуживания. Отдельно стоит отметить розничные сети: здесь не такие большие объемы затрат на ИТ, как в других областях, зато очень высокая конкуренция. Конечно, надо выделить государственный сектор: госуслуги, взаимодействие с населением — все это активно информатизируется.
Традиционно одним из лидеров цифровизации выступает телеком: эта отрасль сама по себе очень технологичная. Активно впитывает цифровые решения банковский сектор, где есть много возможностей для их практического применения. В промышленности акцент исторически делается на отраслевые продукты класса АСУ ТП (автоматизированная система управления технологическим процессом. — РБК Тренды). При этом потенциал для внедрения различных цифровых сервисов в данной сфере просто огромный.
Нагрузка на системы: новые реалии
В 2020 году на фоне пандемии были востребованы видеосвязь, электронный документооборот, решения по автоматизации бизнес-процессов. Развитие этих направлений продолжается. Во-первых, тут нет предела совершенству, а во-вторых, все больше людей подключаются к этим сервисам. Соответственно, увеличивается нагрузка на системы и оборудование, а требования становятся все выше.
Ключевой момент состоит в том, что под большими нагрузками программное и аппаратное обеспечение работает по-другому. Здесь нужна особая культура эксплуатации. Если раньше заказчики были готовы к тому, что те или иные ресурсы недоступны 10% времени, то сегодня требования к последним ощутимо выросли. Большинство систем, обеспечивающих жизнь организации, должны быть доступны 99,99% времени. Такой уровень требует больших инвестиций и высокого качества обслуживания. Это актуально в первую очередь для крупных заказчиков, у которых много сотрудников или клиентов.
Кроме того, чтобы поддерживать все эти системы и «железо», нужны люди. Много людей. Очень высок спрос на программистов, аналитиков, на всех специалистов, которые могут создавать современные информационные системы. Например, сейчас крайне востребовано программирование на языке Java в части свободно распространяемого ПО.
Но для небольших организаций собрать команду высококлассных айтишников зачастую становится нерешаемой проблемой. Здесь много факторов: качество образования в российских высших учебных заведениях, демографические ямы, конкуренция со стороны западных работодателей.
Что делать нашим компаниям и госструктурам? Ответ простой: шаг за шагом двигаться вперед, повышать уровень проектов, корпоративной культуры, управления. А еще быть гибкими — например, привлекать непрофильных специалистов, людей среднего и старшего возраста, организовывать обучение и курсы переподготовки.
Найти баланс
Как оказалось, эффект от внедрения информационных систем очень сильно зависит от внешних обстоятельств. Пока все работают в рамках привычных бизнес-процессов, у заказчиков не всегда есть однозначное понимание, зачем внедрять ту или иную систему. Но в 2020 году мы все оказались на удаленке, а личное общение в офисе — под запретом. И если раньше какие-то решения можно было внедрять, а какие-то нет, то сегодня мы попали в ситуацию, когда без них невозможно существовать.
На мой взгляд, в ближайшие годы человечество пойдет по тому пути, который был намечен с началом пандемии. Часть работ будет выполняться удаленно, часть — по старинке. Все будут искать некий баланс, соотносить плюсы и минусы — решать, как именно организовывать те или иные процессы.
Едва ли абсолютно все бизнес-процессы можно навсегда перевести на бесконтактное общение. Но даже когда (или если) пандемия закончится, полностью отменить удаленку тоже никто не захочет. Так что поиск этого баланса — задача, которую надо решить в ближайшее время.
Большой популярностью будут пользоваться облачные технологии. По многим направлениям скопились огромные массивы данных, поэтому будут востребованы Big Data, а также искусственный интеллект, который можно обучать на основе этих массивов.
Чтобы повысить эффективность цифровизации, компаниям изначально нужно считать стоимость владения той или иной системой. То есть точно понимать, сколько на нее надо потратить в обозримом будущем.
Любая внедренная технология может приносить пользу, но для ее эксплуатации и развития нужны деньги. Жизнь не стоит на месте: нельзя просто взять и внедрить продукт, а затем забыть о нем. Поэтому ключевой фактор при выборе системы — подсчет общих экономических параметров лет на пять, а то и на десять. И для решения этой задачи надо обращаться к специалистам.