Что такое скандинавский минимализм в ИТ

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Старший вице-президент по ИТ банка «Санкт-Петербург» Александр Рыбаков — о том, как принцип, пришедший из дизайна, помогает упрощать приложения, экономить на разработке и лучше понимать пользователей

Что такое скандинавский минимализм и как он попал в ИТ

Скандинавский минимализм — направление в дизайне, которое стало развиваться в Дании, Швеции и Норвегии в середине XX века. В то время Северная Европа еще не стала богатым регионом, но ее жителям хотелось пользоваться красивыми и удобными вещами. Так местные дизайнеры придумали подход, в основе которого лежат два принципа:

  • Акцент на главной функции. Каждый предмет должен выполнять ту роль, ради которой он создавался и ради которой его покупают.
  • Экономия на производстве. Ее можно достичь как за счет отказа от создания лишних функций, так и за счет переиспользования уже существующих ресурсов.

Например, клиенту нужно место, чтобы хранить книги. Для этой задачи дизайнер разработает простую полку, откуда легко достать любой предмет. Клиенту не нужен громоздкий шкаф с дверцами, которые нужно открывать и закрывать — это лишние действия. Саму полку можно изготовить из переработанной древесины или старых досок, что позволит сэкономить на производстве.

Принципы скандинавского дизайна помогают создавать не только мебель, но и цифровые продукты. Сейчас разработка приложений и сервисов стоит дорого, а талантливых специалистов все еще не хватает — поэтому компании постоянно переманивают персонал за счет зарплат в сотни тысяч рублей. В результате создание цифровых продуктов дорожает еще сильнее.

Скандинавский подход может помочь компаниям сэкономить на разработке и создавать сервисы, которые будут действительно удобны и полезны людям.

Как минимализм воплощается в цифровых продуктах

Скандинавский минимализм перенес в ИТ не визуальный стиль, а основную идею: создавать простые продукты, понятные пользователям. Разберемся, как эти принципы реализуются при создании приложений и сайтов.

Весь процесс можно разделить на три составляющие:

  1. Дизайн. При проектировании сценариев важно учитывать те, что уже устоялись в других сервисах. Например, сообщения в мессенджерах отправляются в диалогах для собеседников, а не через отдельную форму, как в электронной почте. То же самое касается и отдельных элементов — стрелка в верхнем левом углу всегда возвращает на шаг назад. Саму стрелку или другие способы возврата не нужно заново придумывать, достаточно взять готовый паттерн (т.е. нативный интерфейс, который уже разработан и используется в платформах от Apple, Google или других провайдеров, определяющих UI-гайдлайн и, соответственно, эту часть клиентского опыта).
  2. Разработка. Как и в случае с дизайном, здесь не обязательно создавать новые функции с нуля — особенно те, что не будут оказывать прямого влияния на клиентов. Если в приложение нужно внедрить документооборот, то можно внедрить готовый облачный сервис от сторонних разработчиков. Когда документооборот обновится, он также появится во всех установленных приложениях.
  3. Управление. Когда приложение или сайт усложняются, то у менеджеров появляется соблазн дробить роли в команде и нанимать больше людей. Около пяти лет назад Google стали внедрять SRE-инженеров (Site Reliability Engineer) — специалистов, которые должны решать инфраструктурные задачи, находясь ближе к процессу разработки, чем администраторы, которые справлялись с этими задачами раньше (также эту роль на себя могли брать DevOps-инженеры). Небольшим компаниям не обязательно искать узких специалистов — вместо этого руководство может пересмотреть роли работников и распределить обязанности так, чтобы не нанимать новых людей. Кроме того, зачастую, новые роли позволяют тому же специалисту, что и раньше, получив новую роль, претендовать на увеличение оплаты, это могут использовать компании для горизонтального роста персонала.

Как минимализм помогает улучшить банковское приложение

Сейчас многие банки стремятся расширить функциональность мобильных приложений: добавить в них возможность получить страховку, торговать акциями или бронировать отели. Иногда эти функции разбиваются на несколько отдельных сервисов, объединенных под одним брендом — так компания создает экосистему.

Мы в банке «Санкт-Петербург» решили пойти по другому пути: убрать лишние функции из мобильного банка и не вводить новые, если они в действительности не помогают клиентам. А те сервисы, которые можно взять у качественных отраслевых провайдеров, мы решили не разрабатывать самостоятельно.

Также в новом мобильном приложении мы пересмотрели структуру. Например, раньше в нем можно было переводить деньги несколькими способами: через поисковую строку, из вкладки с картой или банковского счета, на отдельном экране с переводами, через «бургер», из истории и из других мест приложения. Проанализировав сценарии поведения клиента в старом приложении, в новом мы оставили только три наиболее популярных способа.

Чтобы переход со старого приложения прошел легче, мы сделали его бесшовным — клиенты могут воспользоваться быстрой авторизацией из старого приложения (отсканировав лицо или отпечаток пальца, или только задав новый пин-код.) Соответственно, пользователям не нужно вспоминать логин, пароль или искать карту для входа в новое приложение.

Благодаря принципам минимализма нам удалось сократить расходы на разработку и сократить время на реализацию, при этом сконцентрировав внимание на нужных функциях и привычных сценариях, за счет чего мы рассчитываем увеличить лояльность клиентов.

Как используют минимализм в других сервисах

Скандинавский минимализм могут использовать разработчики и других продуктов: например, приложений для знакомств или прослушивания музыки онлайн. В конечном итоге такой сервис должен стать максимально простым и понятным для пользователей. Добиться этого помогают маркетинговые инструменты, например, CJM (Customer journey map) — схема, на которой видно, с какими трудностями сталкиваются пользователи и как решают их.

Представим, что человек посмотрел фильм в онлайн-кинотеатре и хочет найти похожий. Для этого придется искать фильм в библиотеке по схожим критериям: жанру, режиссеру или стране производства. Так вырисовывается «путь клиента», по которому придется сделать не меньше четырех кликов — и не факт, что подходящий фильм найдется.

Фото:Pexels
Экономика инноваций Кино по алгоритму: как Netflix подстраивается под наши интересы

Чтобы срезать «клиентский путь», разработчики могут внедрить рекомендательную систему на основе нейросетей. Количество кликов сократится, однако непонятно, как именно пользователи будут заходить в рекомендации. В этом случае команда может провести A/B-тестирование и показать пользователям два варианта приложения: в одном будет кнопка с рекомендациями, а в другом — поп-ап с похожими фильмами, который появится сразу после просмотра. Затем разработчики смогут реализовать тот вариант, где пользователи совершили меньше ошибок и быстрее решили свою задачу.

Использование таких методов приводит к тому, что сервисы становятся похожими друг на друга — это связано с тем, что пользователям проще взаимодействовать со знакомыми сценариями и элементами интерфейса. Однако такой подход не противоречит минимализму — ведь в итоге клиенты решают свои потребности быстрее, а разработчики находят дешевый способ внедрить готовые решения.

Обновлено 17.12.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть