Что такое скандинавский минимализм и как он попал в ИТ
Скандинавский минимализм — направление в дизайне, которое стало развиваться в Дании, Швеции и Норвегии в середине XX века. В то время Северная Европа еще не стала богатым регионом, но ее жителям хотелось пользоваться красивыми и удобными вещами. Так местные дизайнеры придумали подход, в основе которого лежат два принципа:
- Акцент на главной функции. Каждый предмет должен выполнять ту роль, ради которой он создавался и ради которой его покупают.
- Экономия на производстве. Ее можно достичь как за счет отказа от создания лишних функций, так и за счет переиспользования уже существующих ресурсов.
Например, клиенту нужно место, чтобы хранить книги. Для этой задачи дизайнер разработает простую полку, откуда легко достать любой предмет. Клиенту не нужен громоздкий шкаф с дверцами, которые нужно открывать и закрывать — это лишние действия. Саму полку можно изготовить из переработанной древесины или старых досок, что позволит сэкономить на производстве.
Принципы скандинавского дизайна помогают создавать не только мебель, но и цифровые продукты. Сейчас разработка приложений и сервисов стоит дорого, а талантливых специалистов все еще не хватает — поэтому компании постоянно переманивают персонал за счет зарплат в сотни тысяч рублей. В результате создание цифровых продуктов дорожает еще сильнее.
Скандинавский подход может помочь компаниям сэкономить на разработке и создавать сервисы, которые будут действительно удобны и полезны людям.
Как минимализм воплощается в цифровых продуктах
Скандинавский минимализм перенес в ИТ не визуальный стиль, а основную идею: создавать простые продукты, понятные пользователям. Разберемся, как эти принципы реализуются при создании приложений и сайтов.
Весь процесс можно разделить на три составляющие:
- Дизайн. При проектировании сценариев важно учитывать те, что уже устоялись в других сервисах. Например, сообщения в мессенджерах отправляются в диалогах для собеседников, а не через отдельную форму, как в электронной почте. То же самое касается и отдельных элементов — стрелка в верхнем левом углу всегда возвращает на шаг назад. Саму стрелку или другие способы возврата не нужно заново придумывать, достаточно взять готовый паттерн (т.е. нативный интерфейс, который уже разработан и используется в платформах от Apple, Google или других провайдеров, определяющих UI-гайдлайн и, соответственно, эту часть клиентского опыта).
- Разработка. Как и в случае с дизайном, здесь не обязательно создавать новые функции с нуля — особенно те, что не будут оказывать прямого влияния на клиентов. Если в приложение нужно внедрить документооборот, то можно внедрить готовый облачный сервис от сторонних разработчиков. Когда документооборот обновится, он также появится во всех установленных приложениях.
- Управление. Когда приложение или сайт усложняются, то у менеджеров появляется соблазн дробить роли в команде и нанимать больше людей. Около пяти лет назад Google стали внедрять SRE-инженеров (Site Reliability Engineer) — специалистов, которые должны решать инфраструктурные задачи, находясь ближе к процессу разработки, чем администраторы, которые справлялись с этими задачами раньше (также эту роль на себя могли брать DevOps-инженеры). Небольшим компаниям не обязательно искать узких специалистов — вместо этого руководство может пересмотреть роли работников и распределить обязанности так, чтобы не нанимать новых людей. Кроме того, зачастую, новые роли позволяют тому же специалисту, что и раньше, получив новую роль, претендовать на увеличение оплаты, это могут использовать компании для горизонтального роста персонала.
Как минимализм помогает улучшить банковское приложение
Сейчас многие банки стремятся расширить функциональность мобильных приложений: добавить в них возможность получить страховку, торговать акциями или бронировать отели. Иногда эти функции разбиваются на несколько отдельных сервисов, объединенных под одним брендом — так компания создает экосистему.
Мы в банке «Санкт-Петербург» решили пойти по другому пути: убрать лишние функции из мобильного банка и не вводить новые, если они в действительности не помогают клиентам. А те сервисы, которые можно взять у качественных отраслевых провайдеров, мы решили не разрабатывать самостоятельно.
Также в новом мобильном приложении мы пересмотрели структуру. Например, раньше в нем можно было переводить деньги несколькими способами: через поисковую строку, из вкладки с картой или банковского счета, на отдельном экране с переводами, через «бургер», из истории и из других мест приложения. Проанализировав сценарии поведения клиента в старом приложении, в новом мы оставили только три наиболее популярных способа.
Чтобы переход со старого приложения прошел легче, мы сделали его бесшовным — клиенты могут воспользоваться быстрой авторизацией из старого приложения (отсканировав лицо или отпечаток пальца, или только задав новый пин-код.) Соответственно, пользователям не нужно вспоминать логин, пароль или искать карту для входа в новое приложение.
Благодаря принципам минимализма нам удалось сократить расходы на разработку и сократить время на реализацию, при этом сконцентрировав внимание на нужных функциях и привычных сценариях, за счет чего мы рассчитываем увеличить лояльность клиентов.
Как используют минимализм в других сервисах
Скандинавский минимализм могут использовать разработчики и других продуктов: например, приложений для знакомств или прослушивания музыки онлайн. В конечном итоге такой сервис должен стать максимально простым и понятным для пользователей. Добиться этого помогают маркетинговые инструменты, например, CJM (Customer journey map) — схема, на которой видно, с какими трудностями сталкиваются пользователи и как решают их.
Представим, что человек посмотрел фильм в онлайн-кинотеатре и хочет найти похожий. Для этого придется искать фильм в библиотеке по схожим критериям: жанру, режиссеру или стране производства. Так вырисовывается «путь клиента», по которому придется сделать не меньше четырех кликов — и не факт, что подходящий фильм найдется.
Чтобы срезать «клиентский путь», разработчики могут внедрить рекомендательную систему на основе нейросетей. Количество кликов сократится, однако непонятно, как именно пользователи будут заходить в рекомендации. В этом случае команда может провести A/B-тестирование и показать пользователям два варианта приложения: в одном будет кнопка с рекомендациями, а в другом — поп-ап с похожими фильмами, который появится сразу после просмотра. Затем разработчики смогут реализовать тот вариант, где пользователи совершили меньше ошибок и быстрее решили свою задачу.
Использование таких методов приводит к тому, что сервисы становятся похожими друг на друга — это связано с тем, что пользователям проще взаимодействовать со знакомыми сценариями и элементами интерфейса. Однако такой подход не противоречит минимализму — ведь в итоге клиенты решают свои потребности быстрее, а разработчики находят дешевый способ внедрить готовые решения.