Где и как проверяют инновации для ретейлеров
Mall of America — это самый большой и технологичный магазин в мире, где реальные покупатели могут протестировать инновации в области ретейла: от оплаты по QR-коду до виртуальных примерочных. Проект придумала консалтинговая компания McKinsey. Идея состоит в том, чтобы помочь ретейлерам и ИТ-компаниям внедрить новые технологические решения. Пока разработчики проверяют свои инновации, McKinsey наблюдает за реакцией покупателей.
Так, одно из исследование McKinsey 2019 года показало, что половина покупателей предпочитает оплачивать покупки на кассах самообслуживания. Пандемия значительно повысила актуальность бесконтактной оплаты, но российские ретейлеры решили не останавливаться только на кассах самообслуживания и сделали магазин, работающий по принципу «умного» дома — «Пятерочка #налету».
Магазины без продавцов: от касс самообслуживания до оплаты в приложении
Кассы самообслуживания начали работать в Нью-Йорке в 1992 году, в супермаркете Price Chopper. Систему придумал и запатентовал канадский доктор Говард Шнайдер, увлекавшийся когнитивными науками и компьютерами. Он решил изобрести устройство, которое могло бы в каком-то смысле думать, как человек, и стать платформой для его экспериментов с искусственным интеллектом. Именно так появились кассы самообслуживания, или «сервисные роботы» в магазинах. В России эта технология появилась относительно недавно — восемь лет назад.
Современные ретейлеры уже достигли гораздо большего, чем помощь сервисных роботов. Представьте, что для того, чтобы совершить покупку, вам даже не нужно подходить к кассе — оплатить товар можно прямо в своем смартфоне. Проверить, как работает эта система на практике, можно в Новой Москве — в магазине «Пятерочке #налету».
Что нужно сделать?
- Перед походом в магазин скачайте приложение и зарегистрируйтесь.
- Возьмите товар с полки, поднести к камере и отсканируйте штрихкод в приложении.
- Завершите оплату прямо в телефоне после того, как возьмете все необходимое. Чек сохранится в приложении.
Уйти, не оплатив покупки, не получится. Магазин работает принципу «умного» дома: камеры и датчики сканируют всю информацию о клиенте и соединяют это с данными из приложения, контролируя перемещения, социальную дистанцию и безопасность.
Устойчивое развитие — еще один шаг в будущее ретейла
По оценке ВОЗ, в 2019 году около 91% населения мира проживало в местах с повышенным уровнем загрязнения воздуха. Именно поэтому забота о природе — больше не тренд, а необходимость, и компании стараются придерживаться принципов устойчивого развития, в том числе внедряя новые технологические решения. Например, в некоторых магазинах стоят фандоматы для сбора пластиковых бутылок и алюминиевых банок.
Контролировать экологичность бизнеса нужно на всех этапах, поэтому в торговой сети «Пятерочка» после приема товара весь картон и пленку отправляют на переработку. А недавно компания запустила акцию «Экология проще, чем кажется», в которой представила капсульную коллекцию товаров из переработанного пластика. Накапливая баллы с покупок в магазинах «Пятерочка», рюкзаки, сумки и контейнеры можно приобрести со скидкой 90%.
Важно помнить, что неправильная утилизация отходов приводит к увеличению свалок. В России их площадь каждый год вырастает на 5 тыс. квадратных километров — это немного меньше площади Австралии. Чтобы разобраться, как правильно сдавать отходы на переработку, достаточно уметь читать маркировку.
Супермаркеты будущего
Магазины вообще без сотрудников вряд ли когда-нибудь появятся. С «поддерживающими» функциями, вроде клининга, выкладки товара на полку и проверки срока годности, человек справится лучше робота или программируемой системы.
Скорее всего, супермаркеты будут похожи на холодильники, но только не дома, а рядом с ним. Достаточно будет просто спуститься вниз, взять продукты и провести быструю оплату через приложение в телефоне.