Почему облачные платформы не боятся потрясений в экономике

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Сloud-решения «выстреливают» в кризис, потому что облачные компании хорошо знают, что нужно клиентам в трудное время. Какие решения предлагает бизнесу эта индустрия?

Постковидная депрессия

Эксперты Всемирного банка и Организации экономического сотрудничества и развития поставили текущий экономический кризис в один ряд с периодом Долгой депрессии 1873–79 годов. При условии, что эпидемия угаснет в ближайшее время, на восстановление экономики уйдет несколько лет. Государства, компании и граждане будут вынуждены пересмотреть бытовые привычки, устоявшиеся бизнес-процессы и законодательное регулирование многих аспектов нашей жизни.

Первые шаги в этом направлении уже были предприняты в разгар эпидемии — от массового карантина до штрафов за несоблюдение мер защиты. Бизнесу пришлось адаптироваться «на лету»: КамАЗ запустил производство медицинских масок, а Nord Wind и «Аэрофлот» — переключились с пассажирских авиарейсов на грузоперевозки. Одну из главных ролей в столь гибкой и быстрой перестройке бизнес-процессов играют облачные платформы. Они помогают масштабировать IT-системы и выводить на рынок новые продукты и сервисы — в то же время сами не попадают под негативное влияние кризиса.

Привычное испытание

Мировой облачный бизнес не первый раз показывает свою устойчивость в сложной экономической обстановке. Так последствия кризиса 2008 года отразились на большинстве сфер жизни. На фоне долгового коллапса во многих развитых странах замедлился рост экономики, упали доходы бизнеса и физлиц, произошли сбои в работе здравоохранительных систем.

Облачные платформы оказались одним из немногих сегментов экономики, который не только не потерял, но и смог укрепить свои позиции в непростой ситуации. Дело в универсальном характере облачных услуг и их гибкости — они подходят для любых организаций, использующих IT-системы: от образовательных структур и госучреждений до энергетической отрасли, автодилеров, продуктовых магазинов и малого бизнеса.

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

Во время кризиса 2008 года облако стало островом стабильности, на который можно было опереться и сократить издержки. В то время эффективность работы с IT-инфраструктурой оn-premises оставляла желать лучшего — более трети бюджета на собственные серверы компании расходовали впустую. Аренда вычислительных мощностей у облачных платформ оказалась гораздо выгоднее. Она исключала многомиллионные капитальные затраты на закупку оборудования и операционные расходы на его обслуживание.

За счет работы с тысячами компаний-клиентов облачные провайдеры смогли эффективно использовать свои вычислительные ресурсы, аккумулировать технологическую экспертизу, поднять уровень капитализации, нарастить инвестиции в R&D и увеличить количество предоставляемых сервисов. Новые облачные IaaS- и PaaS-услуги не только упростили поддержку корпоративных приложений и сетей, но и ускорили разработку продуктов. В контексте появления смартфонов нового поколения, магазинов приложений и мобильных сервисов эта стратегия могла увеличить доходы облачных платформ на четверть только за последующие четыре года, но рост оказался еще более стремительным.

В 2008-м российский облачный рынок только начинал свое развитие. Его оценивали в $4,8 млн, $4,5 млн из которых составляли долю SaaS (software as a service — «программное обеспечение по требованию»). За год рынок вырос в пять раз, а в 2013 году его объем составил $353 млн — более трети этой суммы приходилось уже на услуги по предоставлению публичных и частных облаков.

В 2014 году в России произошел локальный экономический спад: ВВП ушел в минус на 0,5%, а отток капитала из страны составил $125 млрд. Вопреки общему состоянию экономики облачные платформы и в тот период продолжили рост — с каждым последующим годом рынок IaaS (Infrastructure-as-a-Service) увеличивался на 25–30%.

В коронакризис и в период восстановления после него ситуация развивается аналогичным образом — бюджеты российских компаний на облака выросли на 25%. Если рассматривать глобальный рынок, то Gartner прогнозирует его рост с $242,5 млрд к концу этого года до $364 млрд — к 2022-му.

Что помогает облаку обходить кризисы стороной

Сегмент b2b относительно легко переживает рецессию, если его услуги востребованы у заказчиков, которых практически не затрагивает всеобщий экономический спад. Для облачных платформ этот принцип работает иначе — информационные технологии используют повсеместно, поэтому облачным провайдерам есть что предложить и устойчивым компаниям с растущим бизнесом, и тем, кто пострадал во время кризиса. Последним облака помогают перестраивать бизнес-процессы, менять продуктовые линейки, сокращать издержки.

В сложной экономической ситуации компании ищут способы исключить лишние траты и направить максимум средств на развитие и поддержание бизнеса. Многие из них уменьшают бюджеты на ИТ-инфраструктуру — решить эту задачу также помогают облачные провайдеры. Они позволяют бизнесу перевести капитальные затраты на серверное оборудование в операционные. Так, организациям не нужно покупать собственное железо стоимостью в миллионы рублей — провайдер дает возможность взять его в аренду, платить только за фактически используемое время и отказаться в любой момент.

Поставщики облачных услуг хорошо чувствуют себя в кризис и потому, что их работа построена на принципах быстрого реагирования на любые вызовы — в том числе социальные. Крупные игроки оперативно предоставили вычислительные мощности для технологических стартапов и научных групп, разрабатывающих вакцины против COVID-19. К борьбе с COVID-19 подключились Amazon, Google, Alibaba и другие глобальные поставщики облачных услуг по всему миру. Так, крупнейший провайдер Канады помогает специалистам из Викторианского университета анализировать белковую структуру коронавируса. Российская облачная платформа SberCloud вместе с сервисом CберЗдоровье запустили проект по распознаванию снимков компьютерной томографии легких с помощью алгоритмов искусственного интеллекта. Система умеет распознавать пострадавшую часть легких, определять объем поражения и детектировать характерные для COVID-19 cимптомы. Многие из поставщиков облачных услуг выделили дополнительные пулы ресурсов медицинским и научным организациям и открыли безвозмездный доступ к аналитическим и образовательным сервисам.

Фото: SberCloud
Фото: SberCloud

Облачные провайдеры хорошо знают, что нужно клиентам в трудное время. Старейшие из них сами прошли через несколько кризисов и были вынуждены выжимать максимум эффективности из собственных IT-ресурсов. Теперь они делятся с другими бизнесами не только этим опытом, но и предлагают новые антикризисные решения. Так, в ответ на растущий тренд на дистанционную работу облачные платформы выводят на рынок больше услуг, позволяющих настроить удаленные рабочие столы, коммуникационные сервисы, VPN-сети для шифрования корпоративного трафика. Согласно данным Microsoft, с марта количество пользователей услуги Windows Virtual Desktop увеличилось в три раза.

Представители облачного провайдера SberCloud также отмечают устойчивый рост интереса к своей платформе SberCloud.Advanced со стороны госструктур, крупного, среднего и малого бизнеса. Кризис не только не притормозил развитие платформы, но и придал ей новый импульс. К июлю 2020 года количество облачных сервисов SberCloud.Advanced уже достигло 40 — в том числе и таких сложных, как управление контейнерами, бессерверные вычисления, анализ больших данных и других.

Вклад в развитие рынка облачные компании сочетают с постоянной внутренней оптимизацией. Например, в Google в начале года открыли площадку, потребляющую в два раза меньше электричества чем другие дата-центры аналогичной мощности. Такой результат стал возможным за счет повышения энергоэффективности и использования «зеленых технологий».

Поддерживают облачный бизнес и выгодные партнерские соглашения с мировыми лидерами ИТ-индустрии и крупнейшими вендорами, заинтересованными в столь крупных заказчиках. Такие партнерства расширяют ассортимент облачных услуг, позволяют облачным провайдерам наращивать вычислительные мощности на выгодных для них условиях, делают облачный бизнес эффективнее и устойчивее, а его услуги — доступнее для клиентов. Так летом 2019 года Сбербанк и SberCloud объединили усилия с NVIDIA, Mellanox и NetApp для создания самого мощного в России суперкомпьютера «Кристофари». С помощью облачного сервиса AI Cloud «Кристофари» стал единственным в России, и одним из немногих в мире, суперкомпьютером доступным по интернету из любой точки планеты для любой организации.


Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Обновлено 11.09.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть