Как блокчейн помогает РЖД контролировать ремонт грузовых вагонов

Как блокчейн помогает РЖД контролировать ремонт грузовых вагонов
ОАО «РЖД» входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний. За январь—март 2020 года перевезены 306,7 млн т грузов — это 46% российского грузооборота, а без учета трубопроводов — 87%

Задача

Систематизировать контроль за состоянием и ремонтом подвижного состава. Фиксировать владельцев всех номерных деталей и узлов, а также отслеживать жизненный цикл этих запчастей: производство, покупка, поставка, эксплуатация, диагностика, ремонты и исключение. Создать удобный сервис для их приобретения.

Предпосылки и мотивация

Колесная пара – один из ключевых узлов подвижного состава, от состояния которого зависит безопасность движения, соблюдение сроков доставки и сохранность инфраструктуры. Колесные пары производят десятки заводов, ими пользуются сотни компаний-перевозчиков, сотни компаний занимаются эксплуатацией вагонов и еще сотни обслуживают депо. Только внутри России насчитывается несколько тысяч контрагентов.

Колесная пара имеет очень много технических характеристик, влияющих на безопасность. Не исключительна такая ситуация, когда вагон принадлежит одной компании, установленная на нем пара – другой, ремонтирует его третья компания, и у нее на складе запчастей есть пара, принадлежащая четвертой. Также на рынке встречаются «серые», несертифицированные колесные пары. При этом единого реестра пар не существует, а хранящиеся у разных операторов данные не всегда совпадают.

Решение

Такое количество разрозненных и разнопланово взаимодействующих участников рынка и конфликты в базах данных требовали создания единой прозрачной экосистемы – доверенной среды. По техническим параметрам и относительным показателям надежности, независимости и масштабируемости из различных блокчейн-платформ для создания сервиса был выбран фреймворк Hyperledger Fabric с открытым кодом. Его разработчик – глобальное объединение, включающие в себя более 250 компаний – лидеров индустрии в финансах, Интернете вещей, логистике, производстве и технологиях.

Реализация

Разработаны шаблонные серверы, виртуальные машины, которые каждый из участников может устанавливать по своему выбору. Они могут арендовать вычислительные мощности у РЖД, но полный доступ имеется только у них самих. Система тестировалась на полигоне Октябрьской железной дороги с участием вагоностроительных компаний (АО «Алтайвагон»), владельцев подвижного состава (АО «СГ-Транс», ООО «Трансресурс) и вагоноремонтных компании (АО «ВРК-1»). В 2019 году по итогам испытаний платформа была введена в промышленную эксплуатацию на полигоне Октябрьской железной дороги.

Результаты

Каждая колесная пара идентифицируется уникальным номером, четко фиксируется владелец и период владения, в системе отслеживаются все шаги жизненного цикла колесной пары. За счет удобного поиска колесных пар и легкости в согласовании их замены сроки ремонта могут быть сокращены в пять раз.

Как блокчейн помогает РЖД контролировать ремонт грузовых вагонов
Как блокчейн помогает РЖД контролировать ремонт грузовых вагонов

Планы на будущее

В 2020 году планируется расширение состава участников проекта за счет компаний, входящих в Союз операторов железнодорожного транспорта. Также планируется добавление новой функции – создание торговой площадки для купли-продажи деталей между собственниками. В перспективе аналогичный «Сервис контроля жизненного цикла» будет развернут для других номерных деталей и узлов, что позволит отслеживать жизненный цикл грузового вагона в целом.


Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Обновлено 16.04.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть