
Современные нейросети могут стать помощником в брейнсторминге. Лучше всего подойдут чат-боты, обладающие опциями рассуждения, например ChatGPT 4.5 или o1 от OpenAI, продукты американской Perplexity и китайской DeepSeek либо модель Claude 3.7 Sonnet от Anthropic.
ИИ можно использовать даже тогда, когда в голове нет готовой идеи: искусственный интеллект задаст наводящие вопросы, поможет разобраться в сути проблемы и аргументированно опишет различные варианты ее решения.
Содержание:
Партнер по креативу
ИИ может стать партнером по креативу, если правильно выстроить общение с моделью. Для этого можно использовать разные методы.
- Задавать по очереди сложные и простые вопросы. Как и человек, нейросеть в ходе мозгового штурма сначала предлагает самые простые решения. Чтобы направить ее в сторону креатива, иногда нужно повторить один и тот же вопрос несколько раз, попросить уточнить часть предложенного ответа или предоставить новые вводные.
Простой запрос: «Предложи десять классных идей для статьи про старые технологии».Часть ответа DeepSeek на простой запрос
Ответ DeepSeek на сложный запрос - Предлагать нейросети подавать информацию в разных форматах — таблицах, списках, а также разбивать идеи на разные категории, например «традиционное», «молодежное», «веганское» и т.д.
- Попросить нейросеть саму задавать вам вопросы. Для этого нужно обрисовать тему для рассуждений и добавить команду, например: «Задай наводящие вопросы по моей концепции опенспейса на 50 человек, чтобы мне было проще прийти к решению». Если с ответом возникают сложности, то можно попросить ИИ ответить самостоятельно.
DeepSeek задает наводящие вопросы, которые помогут спланировать опенспейс на 50 человек с доступом к естественному освещению для каждого сотрудника
- Предлагать нейросети оценить свою идею. Если в голову пришел инсайт, то можно попросить ИИ найти болевые точки и слабые места, задать каверзные вопросы, покритиковать идею, но при этом предложить свои альтернативы. Например: «Мне пришла идея написать статью про первые айфоны, но с точки зрения их возможного использования в наши дни. Критически проанализируй мою идею. Укажи на три болевые точки и дай один-два варианта решения каждой проблемы».
Perplexity отвечает на запрос с использованием модели o3-mini OpenAI
- Наладить систему обратной связи с ИИ. Можно сделать это заранее — например, в начале беседы попросить нейросеть заранее оценивать идеи по десятибалльной шкале и переносить лучшие в отдельный список. Также можно обращаться к чат-боту за оценкой, например: «Мне пришло пять идей для статьи про старые технологии [перечисляем идеи]. Оцени, насколько они уникальны, и выбери самый удачный вариант для печатного журнала». Однако важно обращаться не «ко мнению» ИИ, а прописывать четкие критерии — в данном случае это уникальность и пригодность для печатного издания.
Perplexity объясняет актуальность тем для статей и рекомендует наиболее подходящую - Просить ИИ использовать определенную технику брейнсторминга, если существуют любимые или предпочитаемые. Например: «Мне нужна помощь в мозговом штурме. Я изобретаю устройство для домашнего офиса. Пока я понимаю, что оно должно решить проблему с беспорядком на столе и быть из дерева. Помоги мне докрутить идею. Используй технику «пять почему».
Perplexity отвечает на вопрос с использованием техники «пять почему» и предлагает идеи для проекта
В конце общения важно подвести итог совместного брейнсторминга. Для этого можно использовать следующие функции:
- суммаризация — сжатый пересказ беседы;
- выделение лучшего — подойдет при наличии системы оценки и обратной связи с ИИ;
- отчет — анализ нейросетью содержания беседы с достигнутыми результатами и оставшимися недочетами;
- таблица — собираем все идеи в одном месте, возможно, с ключевыми тезисами и оценками.
Сводная таблица с оценками тем для статьи от Perplexity
Групповой мозговой штурм
Нейросети можно использовать для создания целой ИИ-команды «экспертов», которые будут участвовать в брейнсторминге. Например, если речь идет о ребрендинге, то можно призвать на помощь «бренд-менеджера», «дизайнера» и «маркетолога». После этого потребуется задать правила общения: позволить «ИИ-экспертам» общаться между собой или реагировать только на ваши идеи.
Если изначально неясно, кого стоит привлечь к мозговому штурму, то проблему можно решить с помощью такого промпта: «[Описываем свою проблему, задачу или идею]. Перечисли пять специалистов, которых точно нужно привлечь к обсуждению и мозговому штурму».

Далее следует назначить каждому «эксперту» его роль: «Я хочу, чтобы ты вжился в роль каждого из специалистов, которых предложил. Они должны оставить по одному мнению о моей идее, следуя профессиональной точке зрения, а затем дождаться обратной связи со мной».

Вот как может выглядеть полный промпт для брейнсторминга в группе: «Давай устроим сессию мозгового штурма. Нам нужно [описываем цель]. У нас есть такие исходные данные [даем набросок идеи или описание проблемы, предоставляем контекст]. Я хочу видеть участниками мозгового штурма: [описываем роли или называем позиции экспертов]. Мы начнем с [тут даем алгоритм работы]. Вживайся в роль каждого участника и отвечай от его лица».
Также групповые обсуждения можно устраивать с «фокус-группой». Например, если речь идет о новом продукте, то можно назначить нейросети разные потребительские роли, чтобы выяснить отношение потенциальной аудитории к его внедрению.
Примеры креативных промптов для конкретных кейсов
В интернете существует множество готовых подборок промптов, которые могут помочь в мозговом штурме с участием ИИ. Протестируем некоторые из них.
Генерация идей продукта
Шаблон промпта: «Я столкнулся с [подробно опишите проблему и контекст]. Представь, что я пытаюсь создать новый тип продукта [гаджет, приложение, услугу]. Составь список из десяти инновационных идей продукта, которые решают общие проблемы для [описываем целевую аудиторию]. Кратко опиши каждый продукт, включая проблему, которую он решает, расскажи, как он функционирует и почему понравится этой аудитории. Я хочу, чтобы итогом было [здесь указываем итоговый формат брейнсторминга — рейтинг, список, таблица и т.д.]».
Пример: «Я столкнулась с проблемой организации рабочего пространства. Мой рабочий стол маленький (70х50 см), но мне нужно уместить на нем ноутбук, второй монитор, беспроводную клавиатуру, канцелярские принадлежности, а также организовать место для кружки с кофе, чтобы случайно не задеть ее и не опрокинуть на клавиатуру. Представь, что я пытаюсь создать приложение дополненной реальности для смартфона, которое будет анализировать беспорядок на рабочем столе по фотографии и выдавать предложения по его устранению с визуальным сопровождением. Составь список из десяти инновационных идей, которые я могу внедрить в свое приложение. Учти, что сервис будет полезен удаленным сотрудникам, фрилансерам и всем тем пользователям, кто столкнулся с ограничением рабочего пространства. Кратко опиши, какую проблему решает каждая идея, как это работает и почему понравится этой аудитории. Я хочу, чтобы итогом стала таблица с идеями».

Уникальные идеи контента для социальных сетей
Шаблон промпта: «Я [подробно опишите проблему и контекст]. Помоги мне придумать 15 уникальных идей контента для [указываем платформы социальных сетей], нацеленных на [описываем аудиторию]. Идеи должны включать разнообразные форматы, такие как [видео, инфографика, карусели и т.д.], краткое описание и инструменты для привлечения внимания. Я хочу получить [описываем желаемый результат с примерами]».
Пример: «Я планирую запустить магазин товаров для домашних животных. Помоги мне придумать пять уникальных идей контента для YouTube и TikTok, нацеленных на аудиторию возраста 18–30 лет. Идеи должны включать разнообразные форматы — видеообзоры хронометражем до 30 минут и короткие развлекательные ролики. Представь краткое описание идей с инструментами для привлечения внимания. Я хочу получить на выходе таблицу с соответствующими столбцами».

Разработка фирменного стиля
Шаблон промпта: «Я [описываем проблему и контекст]. Я запускаю бренд в [указываем отрасль], и мне нужна помощь в мозговом штурме для создания уникального фирменного стиля. Придумай пять уникальных маскотов бренда, которые должны раскрывать его название и содержать фирменные цвета [указываем], соответствовать целевой группе [описываем], основным ценностям и чертам бренда [расписываем]. Также обоснуй, как каждый персонаж бренда будет выделяться среди конкурентов на рынке».
Пример: «Я запускаю интернет-магазин товаров для домашних животных. Мне нужна помощь в мозговом штурме для создания уникального фирменного стиля. Придумай пять уникальных маскотов бренда, которые должны раскрывать его название (Pawsome) и содержать фирменные цвета (красный, зеленый и желтый), соответствовать целевой группе (владельцы домашних питомцев 18–35 лет), основным ценностям и чертам бренда (ответственность, любовь к животным, забота о здоровье питомцев, ecofriendly). Также обоснуй, как каждый персонаж будет выделяться среди конкурентов на рынке».


Советы по созданию креативных промптов
Эксперты советуют не ограничивать себя при использовании ИИ для задач брейнсторминга. В Harvard Business Review провели серию экспериментов, в которых нейросети выступали помощниками по креативу. В одном из них ChatGPT попросили генерировать идеи с помощью процесса трисоциации, т.е. соединения трех различных сущностей. Чат-боту дали задание:
«Играй роль креативщика. Ты будешь случайным образом генерировать десять произвольных существительных. Затем ты будешь случайным образом выбирать любые два из них. После этого ты попросишь меня назвать третье существительное. В итоге ты сгенерируешь бизнес-идею, объединив или связав два своих существительных и одно, которое назвал я».
ChatGPT сгенерировал существительные «еда» и «технология». Ему предложили дополнительное слово «автомобиль». Чат-бот выдал следующую бизнес-идею:
«Умная» служба доставки еды, которая использует беспилотные автомобили. Технологический аспект может включать использование ИИ для оптимизации маршрутов доставки, отслеживания температуры еды в реальном времени и предоставление клиентам обновлений в реальном времени о статусе их заказов. Услуга может быть ориентирована на занятых профессионалов и семьи, которые хотят получать удобные и полезные варианты питания без ущерба для его вкуса и качества».
Для того чтобы нейросеть выдала креативные решения, а не стандартные ответы, желательно соблюдать несколько правил при составлении запроса.
- Понять свой ключевой запрос — это и будет та задача, которую должен решить ИИ. Например, вопрос «Какие существуют концепции продвижения продуктов?» лучше заменить таким: «Предложи креативные концепции продвижения товаров для дома, которые могли бы привлечь женщин». Таким образом, мы предлагаем нейросети мыслить нестандартно и при этом ориентироваться на целевую аудиторию.
- Задавать только открытые вопросы, которые не предполагают ответов «да» или «нет». При этом желательно избегать наводящих вопросов, так как ИИ может привязаться к заданному контексту и не предложит ничего принципиально нового. Запрос «Стоит ли мне включить в презентацию графики и игнорировать картинки?» лучше заменить на «Подскажи, какие мультимедийные и графические элементы я могу включить в презентацию, чтобы она выглядела эффектно?»
- Исключить из запроса вводные, которые могут ввести ИИ в заблуждение. Пример такого промпта: «Предложи идею для развлекательного уголка на фестивале искусств. Но вообще мы планировали разместить там кружок по ручной росписи». В этом случае нейросеть, скорее всего, согласится с тем, что место идеально подойдет для кружка. Нужно определиться, что все-таки требуется — распланировать зону проведения мероприятия или выбрать один из двух вариантов досуга, а затем прописать это в запросе: «Придумай, как разместить кружок по ручной росписи на фестивале искусств, чтобы осталось место для развлекательного уголка. Вот план площадки мероприятия».
- Включать в запрос ключевые слова, которые помогут нейросети «придумать» что-то действительно новое или необычное: «креативный», «необычный», «инновационный», «эффектный». Также можно выбрать креативный тон ответов, если такая опция имеется в настройках.
- Направлять нейросеть, если ее ответ в целом интересный, но содержит неточности, ограничения. Для этого можно использовать вводную «Попробуй еще раз, но [объясняем, что не понравилось или чего отныне нужно избегать]».
- Правильно выбирать модель. Если речь идет о брейнсторминге, который требует процессов планирования и рассуждений, то лучше обратиться к «рассуждающим» моделям вроде o1 от OpenAI или DeepSeek. Если же нужно получить как можно больше данных из разных областей, чтобы самостоятельно придумать креатив, то подойдут GPT-4o, Gemini, YandexGPT и другие аналогичные модели.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.