От 5G до телемедицины: разработки десятилетия, которые стали частью жизни

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Десять лет назад мы не знали, что такое TikTok и умные колонки, но сегодня пользуемся этими сервисами и устройствами ежедневно

Последнее десятилетие стало выдающимся в сфере технологий — что только стоит прорыв в развитии искусственного интеллекта. «РБК Тренды» разбирались, какие сервисы, устройства и услуги еще в 2014 году можно было приписать научной фантастике, а теперь они стали частью повседневности.

5G

Пятое поколение мобильной связи дебютировало в 2019 году. Verizon был первым оператором, который развернул мобильную сеть 5G в Чикаго и Миннеаполисе в 2019 году. В 2020 году Samsung выпустила первый смартфон с поддержкой технологии — Galaxy S20.

5G обеспечивает более высокую скорость передачи данных — до 20 Гбит/с, а также большую надежность и доступность связи. Кроме того, технология решает задачу развития Интернета вещей.

Уже в 2023 году доля 5G-смартфонов на рынке достигла 62%. По оценкам аналитиков, до 2029 года число пользователей 5G в мире увеличится на 330% — с 1,6 млрд до 5,3 млрд. Около 240 поставщиков услуг связи по всему миру уже запустили коммерческие услуги 5G.

Индустрия 4.0 Как работает 5G и как это изменит нашу жизнь?

Чат-боты

Первые голосовые помощники Google Now (Assistant), Apple Siri, Microsoft Cortana и Amazon Alexa появились в начале 2010-х. Они были встроены в различные устройства и выполняли простые команды — включали музыку, рассказывали о погоде и так далее. Однако с развитием больших языковых моделей появились чат-боты, которые способны вести полноценные диалоги с пользователями, помогать им в повседневных делах, решать рабочие задачи и даже развлекать. Первым популярным чат-ботом стал ChatGPT от OpenAI, который вышел в конце 2022 года. Спустя всего месяц число его пользователей превысило 100 млн человек, а сейчас оно достигает 200 млн.

В 2023 году многие крупные компании начали презентовать свои версии чат-ботов, встроенные в различные программы, поисковики и даже устройства. Microsoft предлагает умную версию поисковика Bing, а Samsung выпускает смартфоны со встроенным Galaxy AI.

В 2024 году многие компании внедряют ИИ для помощи в работе сотрудникам и разрабатывают собственные версии чат-ботов, которые выполняют специализированные задачи. Например, новостное агентство Bloomberg представило чат-бота Bloomberg GPT, который обучен работе с финансовыми данными.

В 2023 году число пользователей инструментов ИИ во всем мире превысило 250 млн человек, а к концу десятилетия ими, как ожидается, будут пользоваться 700 млн.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Что такое боты и как они работают: объясняем простыми словами

Полуавтономный транспорт

Первой компанией, которая запустила проект по разработке беспилотного автомобиля, стала Google в 2009 году. Спустя пару лет подразделение выделили в отдельную компанию Waymo, которая запустила свой первый сервис коммерческого автономного такси без водителя. Вслед за Waymo разработками беспилотников занялись другие крупные компании, в том числе General Motors, которая выкупила стартап Cruise, Uber, Zoox, Daimler, Didi и Baidu. Отдельно стоит выделить Tesla, которая встраивает автопилот Full Self-Driving во все свои модели с 2016 года. В 2023 году российский «Яндекс» запустил первый маршрут беспилотного такси в Москве, а российские компании, такие как «Камаз» и «Сберавтотех» начали внедрять беспилотные фуры для перевозки грузов. В Сеуле же запустили беспилотные автобусы, а в Китае — электробусы без водителей. К 2024 году число автомобилей-беспилотников в мире уже достигло 54 млн.

Первый беспилотник Google
Первый беспилотник Google (Фото: google.com)

Глобальный рынок ьеспилотного транспорта оценивался в $4,5 млрд в 2023 году и, как ожидается, он достигнет $10,6 млрд к 2032 году при среднегодовом темпе роста 6,1%. Компании признают, что им пока не удалось достичь полной автономности своих разработок, но автопилот уже способен выполнять роль помощника на дороге, когда водителю просто достаточно держать руки на руле.

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 Беспилотники и электрификация: главные тренды мирового автопрома

Роботы-доставщики

Одной из первых компаний, внедривших технологию, стала Starship Technologies, основанная в 2014 году. Она представила робота весом 18 кг, который передвигался на шести колесах со скоростью 6 км/ч и мог доставлять до 10 кг грузов. Аналогичными разработками занялись несколько китайских компаний, а том числе JD.com, Alibaba и другие. Свои роботы-доставщики появились у Amazon, DHL и FedEx. Amazon использует для доставки посылок еще и дроны.

В России роботов-курьеров с 2019 года начал тестировать «Яндекс». К сентябрю 2023 года они доставили более 250 тыс. заказов в Москве, Ленинградской области и Иннополисе. В 2024 году компания заявила, что к следующему году намерена приравнять стоимость рободоставки к обычной курьерской, и для этого организует серийное производство своих роверов и расширит географию их работы.

Робот Starship
Робот Starship (Фото: starship.xyz)

По оценкам аналитиков, рынок автономной доставки «последней мили» достиг $22,11 млрд в 2023 году и вырастет до $80,65 млрд к 2028 году при темпе роста 29,53% в год.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Роботы-курьеры и забота об экологии: тренды городской доставки

Возвращаемые ракеты

Первую возвращаемую ракету New Shepard представила компания Blue Origin Джеффа Безоса в 2015 году. Тогда же SpaceX впервые запустила ракету Falcon 9 с возвращаемой ступенью. Ее первая ступень оснащена оборудованием для возврата и вертикального приземления на посадочную площадку или плавучую платформу. Первая ракета смогла успешно вывести на орбиту 11 спутников Orbcomm-G2. С 2020 года Falcon 9 используются для отправки пилотируемых миссий на МКС. Ракеты семейства Falcon 9 запустили уже 370 раз, и 367 запусков были успешными. В 2024 году SpaceX продемонстрировала первый успешный запуск возвращаемого космического корабля Starship, который предполагается использовать в будущих лунных и марсианских миссиях.

Первый запуск Falcon 9 с возвращаемой ступенью
Первый запуск Falcon 9 с возвращаемой ступенью (Фото: spacex.com)

Теперь свои проекты возвращаемых ракет разрабатывают различные компании и организации, в том числе американские Rocket Lab, Firefly Aerospace и Northrop Grumman, Lockheed Martin, китайские iSpace и Space Pioneer, Индийская организация космических исследований.

Беспроводные наушники

Первые беспроводные наушники Dash представила на сайте для привлечения денег с помощью краудфандинга Kickstarter немецкая компания Bragi в 2014 году. Однако популярность таких устройств пришла с выпуском первых Apple Airpods в 2016 году. Устройства работали до пяти часов без подзарядки, а кейс обеспечивал дополнительную зарядку до 24 часов.

Первые наушники Dash
Первые наушники Dash (Фото: kickstarter.com)

Сейчас производители предлагают более долговечный заряд, активное шумоподавление и множество интеллектуальных функций, в том числе сопряжения наушников с несколькими устройствами. Их выпускают не только бренды аудио-аппаратуры вроде Sennheiser и Bose, но и многие ведущие технологические компании, в том числе Samsung, Huawei, Amazon, Sony и другие. В 2023 году рынок беспроводных наушников оценивался в $74 млрд и, как ожидается, он будет расти на 11% с 2024-го по 2032 год. Это связывают с растущим спросом в различных отраслях, в том числе спортивной и игровой.

Умные колонки

В 2014 году на рынок вышла первая «умная колонка» Amazon Echo — устройство со встроенным помощником Alexa и голосовым управлением. Она позволяла искать в Интернете ответы на простые вопросы, управлять домашними устройствами и слушать музыку. Позднее колонки начали выпускать Google, Apple и другие компании. В 2018 году «Яндекс» представил «Яндекс Станцию» с похожим функционалом и голосовым помощником «Алиса». Современное поколение колонок предлагает функции ИИ-помощника, например, позволяет вызвать такси или заказать доставку.

Объем рынка умных колонок к 2032 году составит около $100 млрд по сравнению с $11,86 млрд в 2023 году.

VR-гарнитуры

В 2014 году компания Pimax выпустила первую VR-гарнитуру, которая обеспечивала качество 4K, давая картинку в разрешении 1920x2160 на один глаз. В 2016 году Microsoft выпустила первое поколение гарнитур Hololens, а также вышли геймерские шлемы Playstation. В 2017 году к ним присоединились Lenovo, Dell, Acer и Samsung, а затем Meta (признана экстремистской и запрещена в России) и Apple. Последняя в 2023 году выпустила шлем виртуальной реальности Vision Pro. Устройство позиционируется как «пространственный компьютер», объединяющий цифровые медиа с реальным окружением. Для взаимодействия с VR-средой можно использовать жесты, движения глаз и голос.

Гарнитура Pimax 4k
Гарнитура Pimax 4k (Фото: pimax.com)

В наши дни VR-гарнитуры применяются не только в гейминге, но и в сферах здравоохранения, образования, промышленности и торговли. Например, в Великобритании хирурги используют Vision Pro для мониторинга жизненных показателей пациентов.

Рынок гарнитур виртуальной реальности в 2024 году оценивается в $9,9 млрд. Ожидается, что объем продаж достигнет 27,7 млн штук к 2029 году. Аналитики прогнозируют, что уже к 2025 году они удвоятся по сравнению с 2023 годом.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Эра VR и AR: новые возможности и технологические вызовы

Смартфоны с гибким экраном

Первые коммерческие смартфоны с гибкими экранами начали выпускать в 2019 году после того, как на выставке технологий CES китайский стартап Royole объявил о скором запуске продаж своего гибкого телефона. Он представлял собой 7,8-дюймовый планшет с разрешением экрана 1920x1440 пикселей. Вскоре после этого Samsung представила Galaxy Fold и Z Flip, Huawei — Mate X, а Motorola—Razr.

Складной смартфон Royole
Складной смартфон Royole (Фото: engadget.com)

По прогнозам аналитиков, в 2024 году поставки складных телефонов достигнут 17,8 млн штук и займут 1,5% рынка, а к 2028 году их проникновение вырастет до 4,8%.

Умные часы

Первые умные часы выпускались еще в начале 2010-х. Однако настоящая популярность к ним пришла с выходом линейки Xiaomi Mi Band в 2014 году стоимостью всего $15. У браслета были опции считывания пульса, мониторинга времени сна и физической активности, а также показа уведомлений со смартфона. В том же году глава Apple Тим Кук анонсировал первую модель Apple Watch.

Эволюция умных часов Xiaomi Mi Band
Эволюция умных часов Xiaomi Mi Band (Фото: youtube.com)

Сейчас свои версии умных часов выпускают такие компании, как Apple, Samsung, Xiaomi, Huawei, Garmin и другие. Они предлагают ряд продвинутых функций, в том числе мониторинга разных показателей здоровья, режимы тренировок, ответы на сообщения и звонки, настраиваемые виджеты и многое другое. Умными часами пользуется более 4450 млн человек по всему миру, а к 2029 году этот показатель превысит 740 млн.

Телемедицина

Удаленные консультации с врачами стали популярными во время пандемии COVID-19. Исследование Medical Economics от 2020 года показало, что только в США 77% медиков впервые воспользовались телемедициной во время пандемии. Теперь консультации по видеосвязи или в чате стали обычной практикой.

В России первый закон о телемедицине появился в 2018 году, но ее развитие, как и во всем мире, до пандемии шло медленно. Однако в России в 2023 году было проведено 6,33 млн телемедицинских сеансов. Всего за три года их количество увеличилось на 40%. Консультации проводятся по направлениям гастроэнтерологии, гинекологии, дерматологии, кардиологии и другим.

По данным аналитиков, в 2023 году объем рынка телемедицины в мире оценивался в $130,5 млрд и он будет расти на 16,4% с 2024 по 2032 год из-за увеличения спроса на удаленные медицинские услуги.

Фото:Jochen Tack / imago / ТАСС
Экономика инноваций Что такое телемедицина?

Метавселенные

Впервые о метавселенных в 2021 году заговорил глава Meta Марк Цукерберг. Он анонсировал работу над «трехмерным интернетом», где пользователи будут находиться в одном виртуальном пространстве даже на расстоянии. Тогда же компания выпустила приложение для удаленной работы Horizon Workrooms. К нему можно подключиться без использования VR-очков или шлема, а у каждого участника есть свой аватар.

Microsoft начала развивать свой набор облачных сервисов Azure, добавив в него опцию создания цифровых копий предметов и удаленной работы в смешанной реальности. Также у Microsoft появилась платформа Mesh, к которой можно подключиться с помощью VR-гарнитуры, планшета, смартфона или ПК. А игровая компания Epic Games привлекла на развитие метавселенной $1 млрд.

Microsoft Mesh
Microsoft Mesh (Фото: microsoft.com)

Активными посетителями метапространств стали уже 600 млн человек, а самая популярная метаигра — Roblox — насчитывает 55 млн игроков. Аналитики предсказывают, что к 2040 году метавселенные станут частью повседневной жизни полумиллиарда человек во всем мире.

Технология применяется не только для игр и развлечений, но и в образовании, здравоохранении и промышленности. Например, BMW использует платформу Nvidia Omniverse, чтобы создать цифровые двойники 31 завода и удаленно координировать их работу.

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 Зачем нужна метавселенная и как ее используют в бизнесе

TikTok

В 2017 году была представлена соцсеть нового формата — TikTok. Это сервис с короткими видеороликами от китайской интернет-компании ByteDance, который использует алгоритмы рекомендаций для показа интересного контента. С момента запуска TikTok стал одной из самых популярных в мире соцсетей. Уже в апреле 2020 года количество загрузок приложения с мобильных устройств по всему миру превысило 2 млрд. Компания Cloudflare, предоставляющая услуги CDN, защиту от DDoS-атак, безопасный доступ к ресурсам и серверы DNS, назвала TikTok самым популярным сайтом 2021 года, который даже обогнал Google. сегодня у соцсети насчитывается более 1,9 млрд активных пользователей по всему миру, а к 2029 году оно может превысить 2,3 млрд.

TikTok не только стал самой популярной соцсетью, но и задал тренд на короткие видео. Подобные опции появились в YouTube, Instagram (принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России), во «ВКонтакте» и на других площадках. Благодаря соцсети стали активнее развиваться инфлюенс-маркетинг и вирусные тренды. В 2020 году в TikTok завирусилось видео катания на коньках под песню «Dreams» Fleetwood Mac. В итоге композиция вернулась в Billboard Hot 100 спустя 43 года и возглавила топ Apple Music.

В 2022 году TikTok отключил для пользователей в России возможность выкладывать видео и просматривать ролики зарубежных авторов. В мае 2024 года стало известно, что функционал восстановили, но некоторые пользователи пока не могут смотреть зарубежные видео

Смарт-контракты

В 2013 году основатель журнала Bitcoin Magazine Виталик Бутерин пришел к выводу, что технология блокчейна может использоваться не только в сфере криптовалют. Он предложил идею универсальной децентрализованной блокчейн-платформы, где любой желающий сможет реализовать разные системы хранения и обработки информации благодаря смарт-контрактам. Смарт-контракт — это алгоритм, который включает условия договора и предназначенный для его автоматического исполнения.

В 2015 году Бутерин представил блокчейн Ethereum со смарт-контрактами. Это заложило основу для создания децентрализованных приложений (DApps), а блокчейн начал применяться в процедурах проверки личности, здравоохранении, голосования и других. В 2020 годы начался рост сферы децентрализованных финансов (DeFi) и невзаимозаменяемых токенов (NFT). В настоящее время платформы DeFi предлагают ряд финансовых услуг, в том числе кредитование и проведение сделок, без необходимости использовать посредников, таких как банки. Финансовые учреждения тоже внедряют смарт-контракты, чтобы обслуживать сделки.

В настоящее время Ethereum используют около 300 млн человек. Прогнозируется, что рынок блокчейна в 2027 году будет стоить $94 млрд, а к 2030 году технология принесет мировому ВВП $1,76 трлн.

Биометрическая аутентификация

В 2014 году Meta запустила сервис DeepFace для распознавания лиц в толпе с точностью 97,25%, а в 2015-м Google представила FaceNet, достигшую рекордной точности в 99,63%. Год спустя Samsung презентовала первый смартфон Galaxy Note 7 со сканером радужной оболочки глаза для аутентификации. А в 2017-м Apple представила технологию Face ID для iPhone, которая должна была заменить дактилоскопический датчик Touch ID. Она позволяла не только разблокировать устройство, но и совершать покупки через сохраненную на смартфоне карту. В 2018 году «Ак Барс Банк» представил технологию оплаты товаров и услуг при помощи лица Face2Pay. В наши дни средства биометрической аутентификации встраивают не только в смартфоны, но и в турникеты для оплаты проезда, в кассы магазинов, а также оснащают ими устройства умного дома и офиса. Так, в Москве с 2021 года в метро работает система оплаты FacePay.

Приложение FacePay
Приложение FacePay (Фото: mosmetro.ru)

В России в 2018 году начали создавать Единую биометрическую систему (ЕБС) для сбора биометрии голоса и лица. Постепенно ее планируется внедрять в различные сервисы, в том числе для оказания госуслуг.

Обновлено 14.08.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть