Что такое боты и как они работают: объясняем простыми словами

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Боты с каждым годом становятся популярнее, а благодаря технологиям искусственного интеллекта они способны выполнять все больший спектр задач

Содержание

Что такое боты

Бот (сокращенно от «робот») — это компьютерная программа, которая действует в роли агента для пользователя или другой программы или имитирует деятельность человека. Они обычно используются для автоматизации определенных задач.

Так, бота можно настроить для почтовых рассылок, ответов на вопросы, поиска и скачивания данных и мультимедиа, показа рекламы и множества иных задач. Например, специальный загрузчик в Telegram помогает скачивать видеоролики из TikTok или YouTube. Для этого нужно отправить ссылку на видео, а бот пришлет ссылку на файл.

Бот для скачивания видео в Telegram 
Бот для скачивания видео в Telegram  (Фото: telegram.or)

С каждым годом боты становятся все более популярными. По данным агентства Tidio, 1,5 млрд пользователей в мире уже используют чат-ботов. При этом 80% интернет-пользователей хотя бы раз взаимодействовали с ними. Глобальный доход рынка чат-ботов в 2023 году достиг $137,6 млн. По прогнозу, к 2027 году он составит около $454,8 млн.

Зачем нужны боты

Боты могут выполнять задачи не только в интересах конкретного пользователя, но и компании. Они позволяют бизнесу сэкономить время, деньги и повысить клиентоориентированность за счет автоматизации различных внутренних и внешних операций. Вот несколько примеров:

  • обслуживание и поддержка клиентов. Чат-боты могут помочь в решении рутинных проблем либо направить клиента к оператору-человеку, если его ситуация требует нестандартных действий;

  • IT-поддержка. Бота можно запрограммировать для устранения наиболее распространенных проблем, с которыми сталкиваются сотрудники при использовании инфраструктуры компании. Также он может отправлять оповещения о сбоях, обновлять пароли, сканировать элементы системы на предмет безопасности;

  • поддержка сотрудников. Чат-боты способны отвечать на наиболее распространенные вопросы сотрудников, касающиеся любой части бизнес-процесса, а также выступать личными цифровыми помощниками;

  • расширение географии. Интерфейс и функционал сайта могут адаптироваться к разным клиентам, например боты могут обеспечивать перевод на разные языки.

Согласно отчету Zendesk Customer Experience Trends Report 2023, 72% бизнес-лидеров заявили, что внедрение искусственного интеллекта и чат-ботов в сфере работы с клиентами стало их приоритетом на ближайшие 12 месяцев.

Как работают боты

Обычно боты работают в интернете, а для обмена данными они используют интернет-сервисы, в том числе мгновенных сообщений (IM); интерфейсы, такие как Twitterbots или ретранслируемые интернет-чаты (Internet Relay Chat, IRC). Сами по себе боты представляют собой набор алгоритмов, которые обучены под выполнение определенных задач — общение с пользователями, сбора информации и так далее.

Существуют два основных типа ботов:

  • декларативные, или на основе правил. Такие боты при взаимодействии с пользователями предлагают им выбор заранее определенных опций. Они могут вести диалог на основе сценариев ответов, или скриптов, а также выполнять простые повторяющиеся операции — транзакции, запросы обратной связи, регистрацию запросов и т.д.;

  • предиктивные. Это сложные интерактивные и диалоговые чат-боты, которые также называют «виртуальными или цифровыми помощниками». Они используют механизмы понимания и обработки естественного языка, машинное обучение, а также генеративный ИИ, чтобы понять модель поведения и составить профиль пользователей, а затем предоставлять контекстуальные ответы. После многократного использования такие цифровые помощники могут давать пользователям рекомендации на основе их предпочтений. Примеры таких диалоговых чат-ботов — Alexa от Amazon, Siri от Apple или Assistant от Google.

Вредоносные боты

Вредоносные боты — это инструменты автоматизации или части программного обеспечения, которые используются для нанесения ущерба интернет-пользователям или предприятиям.

Существует несколько основных типов таких ботов:

  • вредоносные чат-боты. Они могут использоваться в соцсетях, чатах и приложениях и выдают себя за реальных людей, чтобы заставить пользователей поделиться конфиденциальной информацией, в том числе платежной, или данными аккаунта;

  • спам-боты. Они способны собирать адреса электронной почты со страниц контактов или гостевых книг, а также размещать рекламный контент на форумах или в разделах комментариев, чтобы привлечь трафик на определенные сайты;

  • DoS- и DDoS-боты. Такие боты используются для создания искусственной нагрузки на сайты и сервисы, чтобы остановить их работу;

  • клик-боты. Они помогают киберпреступникам уводить трафик с легальных на подконтрольные им ресурсы, а также влиять на результаты опросов.

Также существуют вредные боты, деятельность которых не несет прямого ущерба, но может использоваться в мошенничестве или с иными целями:

  • социальные боты. Это так называемые тролли, которые манипулируют общественным мнением в соцсетях и чатах, публикуют сообщения и подписываются на аккаунты;

  • загрузчики. Они используются для автоматической загрузки программного обеспечения, чтобы искусственно повысить рейтинг приложения;

  • билетные боты. Они внедряются, чтобы покупать билеты на мероприятия и затем перепродавать их по повышенной цене;

Пример билетного бота 
Пример билетного бота  (Фото: ticketbot.xyz)

  • скальперы. Эти боты похожи на билетные, но позволяют скупать товары, особенно новинки, чтобы вызывать искусственный спрос и иногда — их дефицит. Исследователи особо выделяют в этой категории Гринч-боты, которые активизируются в периоды крупных праздничных распродаж.

Чтобы скрыть атаки с помощью ботов, хакеры могут использовать ботнеты, или сеть подключенных к интернету зараженных устройств, которые действуют без ведома их владельцев. Обычно заражение устройств происходит через вредоносные загрузки, например из социальных сетей или сообщений электронной почты. Один из самых нашумевших ботнетов — Mirai. За месяцы своей работы он атаковал сотни тысяч камер, цифровых приставок и других IoT-устройств. После этого создатель зловреда организовал несколько мощных DDoS-атак, в том числе на французский хостинг-провайдер OVN, а также компанию Dyn, которая предоставляет сетевую инфраструктуру для ряда крупных организаций США. В результате атак без доступа к сервисам Twitter, Amazon, Tumblr, Reddit, Spotify и Netflix остались сотни тысяч человек.

Полезные боты

«Хорошие» боты — это программы, которые выполняют полезную задачу для компании или пользователей.

Примеры таких ботов:

  • боты поисковых систем, или веб-сканеры, такие как Googlebot, Baiduspider, Bingbot, YandexBot и другие. Они сканируют интернет в поисках контента, который улучшит результаты поисковых систем;

  • боты социальных сетей, такие как Facebook Crawler (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России) и Pinterest Crawler. Они сканируют веб-сайты, которыми поделились в социальных сетях, чтобы создавать более качественные рекомендации, бороться со спамом, создавать более безопасную онлайн-среду и многое другое;

  • боты-агрегаторы, такие как Feedly Fetcher. Эти боты сканируют каналы RSS или Atom веб-сайтов, чтобы создавать автоматически генерируемые рассылки в соответствии с предпочтениями пользователей;

  • маркетинговые боты, такие как бот SEMrush и AhrefsBot. Они сканируют веб-сайты на предмет обратных ссылок, органических и платных ключевых слов, объема трафика и многого другого;

  • боты для мониторинга сайта, такие как Uptimebot, WordPress pingbacks и PRTG Network Monitor. Эти боты проверяют общую производительность сайта.

Существуют и более специализированные чат-боты, например торговые или транзакционные, которые позволяют находить лучшие предложения и совершать покупки в интернете. А боты-помощники, такие как Easyprbot, помогут найти подходящие аккаунты блогеров для рекламы по статистике их аудитории, охватам и отзывам других рекламодателей.

Отзывы в Easyprbot 
Отзывы в Easyprbot  (Фото: telegram.org)

Как работать с ботами

Технология ботов имеет большие перспективы — ожидается, что к 2025 году 95% взаимодействий бизнеса с клиентами будут осуществляться с помощью ИИ. Однако при внедрении технологии следует придерживаться ряда правил.

Так, при создании полезного бота следует настроить правила его поведения в специальном файле robots.txt. Он определяет правила для любых ботов, получающих доступ к сайту или приложению, в том числе касающиеся того, какие страницы боты могут и не могут сканировать, по каким ссылкам им следует и не следует переходить, а также другие требования. «Хорошие» боты будут следовать этим правилам. Например, если владелец веб-сайта не хочет, чтобы определенная страница его сайта отображалась в результатах поиска Google, то он может прописать это правило в файле robots.txt, и роботы-сканеры Google не будут индексировать эту страницу.

Однако вредоносные боты часто либо игнорируют файл robots.txt, либо читают его, чтобы узнать, какой контент веб-сайт пытается скрыть от ботов, а затем получают доступ к этому контенту.

Чтобы защититься от таких ботов, нужно предпринимать более масштабные действия. Эксперты советуют использовать специальные решения для защиты, головоломки CAPTCHA (защитные коды на сайтах в виде картинок), внедрять брандмауэры (софт для контроля доступа приложений к Сети) для блокировки известных вредоносных агентов и IP-адресов, а также продвигать многофакторную аутентификацию среди пользователей для защиты их аккаунтов и данных.

Обычным пользователям рекомендуется установить антивирусное ПО, регулярно обновлять все программы, браузер и операционную систему, использовать надежные пароли, переходить только по доверенным ссылкам и избегать ненадежных веб-сайтов и рекламы.

Читайте также:

Обновлено 25.01.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть