А в чем тренд?
По предварительным оценкам, к 2040 году мировой космический рынок будет генерировать $1 трлн прибыли. Помимо орбитальной связи и научной работы, в космосе тестируют новые лекарства и технологии. Эти исследования помогают человечеству лучше понять его место во Вселенной, изучить происхождение жизни и вероятность существования инопланетных существ.
Запуск Starliner
Первый космический корабль компании Boeing Starliner успешно запустили в космос 5 июня 2024 года, а на следующий день он пристыковался к Международной космической станции (МКС). Предполагалось, что американские астронавты Бутч Уилмор и Суни Уильямс пробудут на орбите всего неделю и вернутся на Землю на том же аппарате.
Однако отстыковка Starliner несколько раз откладывалась из-за неисправных двигателей, а затем — из-за серии небольших утечек гелия. Это вызвало опасения по поводу безопасности, поэтому Уилмор и Уильямс останутся в космосе до середины августа, пока инженеры не исправят неполадки.
Продолжение тестирования
10 июля 2024 года в NASA объявили, что все еще проводят тесты. Цель — убедиться, что корабль будет работать корректно. Хотя в космическом агентстве уверены, что Starliner безопасен для гипотетической экстренной эвакуации, руководители миссии пока не готовы запланировать его отправку.
Стив Стич, заведующий программы коммерческих полетов NASA, на пресс-конференции заявил: «Некоторые данные оптимистично указывают, что это может произойти к концу июля. Мы будем методично выполнять все процедуры, включая проверку готовности к обратному полету, прежде чем получим разрешение на отстыковку и посадку. Это стандартный процесс».
Стич также отметил, что на МКС, где помимо Уилмора и Уильямс, работает постоянный экипаж из семи человек, достаточно запасов и ресурсов. Параллельно инженеры должны провести наземные испытания двигателей Starliner на испытательном полигоне NASA в США.
Постоянные проблемы Boeing
Космическое направление компании Boeing отделено от ее авиационного подразделения. Однако проблемы со Starliner усугубляют недавний кризис корпорации, вызванный крушением двух лайнеров 737 Max и рядом других инцидентов.
Несмотря на многолетнее отставание от графика и превышение бюджета более чем на $1,5 млрд, Starliner должен был предложить NASA вторую после капсулы Dragon компании SpaceX альтернативу частному коммерческому кораблю для доставки людей на околоземную орбиту.
Марк Наппи, вице-президент Boeing и руководитель программы Starliner, отметил, что проект станет только лучше благодаря решению возникших проблем. Он подчеркнул: «Информация будет собрана в полном объеме. Инженеры проанализируют ее и попытаются установить первопричину или обозначать необходимость дополнительных испытаний, которые мы можем провести в будущем, чтобы устранить проблему раз и навсегда».
Светлое будущее
Бутч Уилмор сообщил с борта МКС, что он и Суни Уильямс наслаждаются своим «дополнительным временем» в космосе и не беспокоятся по поводу технических проблем. Он добавил: «Полеты человека в космос всегда сопровождаются трудностями, и у каждого космического корабля, который когда-либо был разработан, возникало множество проблем».
Уилмор и Уильямс продолжают работать на станции. Астронавты, в частности, провели эксперименты в области ботаники. Точную дату их возвращения в NASA и Boeing пока не назвали.