Пункт назначения: может ли транспорт быть опасным для здоровья

Фото: Dalle-3
Фото: Dalle-3
Развитие скоростных видов транспорта — несомненное благо для экономики и общества. Но как эти средства перемещения влияют на человека? Рассмотрим основные риски и угрозы

Проблема перемещения людей на дальние расстояния издревле стояла перед человечеством. И неважно, было это путешествием, географической экспедицией или миграцией, так или иначе человеку хотелось как можно быстрее оказаться в пункте назначения. Но резкий скачок случился лишь в XX веке вместе с развитием двигателей внутреннего сгорания, авиакосмической отрасли и других видов скоростного транспорта.

Однако, помимо неоспоримых плюсов для социума и экономики, технологическое ускорение обернулось и негативными последствиями для людей. Влияние техносферы стало настолько большим, что появилось даже отдельное научное направление для изучения этих проблем и защиты человека — ноксология. И транспорт занимает там далеко не последнее место.

Авиация: чем опасен самый безопасный транспорт

Авиация открыла мир миллиардам людей, которые буквально за несколько часов могут переместиться в удаленный уголок планеты; в среднем крейсерская скорость пассажирских самолетов составляет около 850 км/ч. Но, несмотря на все усилия конструкторов, которые делают перелеты все комфортабельнее и безопаснее, такие перемещения по воздуху довольно вредны для человеческого организма.

Причин тому масса. Аэрофобия, или страх авиаперелетов, провоцирует стресс, скопление людей в замкнутом пространстве может вызывать панические атаки, да и само прохождение всех предполетных процедур в аэропорту вряд ли радует большинство пассажиров.

К этому добавляются шум от двигателей, сухой воздух, провоцирующий обезвоживание, тряска в зоне турбулентности, перегрузки при взлете и посадке, длительное сидячее положение (как правило, еще и в тесноте) и, конечно, перепады давления. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), риск тромбоэмболии (отрыва тромба) при перелетах длительностью более четырех часов увеличивается вдвое. Поэтому самолеты не рекомендуются людям с сердечной недостаточностью, неконтролируемой хронической астмой, тромбофлебитами, заболеваниями центральной нервной системы, а также недавно перенесшим хирургические операции на грудной клетке.

Фото:Unsplash
Зеленая экономика Как авиация пытается стать экологичнее и почему это так сложно

Есть и другие последствия длительных авиаперелетов. Как правило, они связаны с быстрой сменой часовых поясов без возможности адаптации. Это приводит к так называемому джетлагу, рассогласованию циркадных ритмов. В результате могут возникать головные боли, бессонница, повышенная раздражительность и ощущение внутреннего напряжения.

Пассажиры и экипаж подвергаются также воздействию радиации: на высоте 9–12 км, где проходят стандартные маршруты движения самолетов, доза может доходить до 3 мкЗв/ч. Хоть эти показатели и превышают в десятки раз норму, в целом большой опасности не представляют: при обычной рентгеноскопии грудной клетки организм получает 100 мкЗв, что эквивалентно примерно 33 часам полета на эшелоне. А по российским нормам радиационной безопасности НРБ-99, эффективная доза ионизирующего излучения не должна превышать 1 мЗв в год в среднем за любые последовательные пять лет, то есть за 333 часа полета.

Издание Scientific American в 2017 году подсчитало дозу излучения, которую получил самый часто летающий пассажир в мире. Бизнесмен Том Стакер за 14 лет преодолел на самолетах около 30 млн км. При этом риск развития рака у него вырос всего на полпроцента.

Могут ли поезда нанести вред здоровью

В последние десятилетия активную конкуренцию самолетам составляют скоростные поезда. Например, в Японии это основной транспорт для внутренних перевозок — на их долю приходится более 80% пассажиропотока. Все потому, что в Стране восходящего солнца очень развита сеть железных дорог, а сами поездки в современных составах очень комфортны и фактически не несут никакой негативной нагрузки на человеческий организм из-за низких уровней шума и вибраций.

А в поездах на магнитной подушке вибрации и шума от полотна и вовсе нет, потому что составы физически не касаются «рельса», вдоль которого следуют: многотонные локомотивы и вагоны удерживаются в воздухе и движутся с помощью электромагнитного поля. Уровень воздействия этих полей на человека, по оценкам специалистов, не приносит вреда здоровью. Главный же минус подобного транспорта — очень высокая стоимость строительства таких веток.

Поезд на магнитной подвеске в Шанхае
Поезд на магнитной подвеске в Шанхае (Фото: Wikipedia)

Впрочем, и обычные поезда становятся комфортабельнее. По российским санитарным правилам по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, уровень шума в вагоне не должен превышать 60 дБА. При соблюдении этих норм любое путешествие не окажет негативного влияния на организм.

Ученые и инженеры уже давно пытаются реализовать проекты движения вакуумных поездов в наземных или подземных тоннелях. Один из таких — Hyperloop, придуманный Илоном Маском. Движение в «гиперпетле» должно осуществляться за счет магнитного поля, а вакуум необходим для снижения лобового сопротивления.

Однако реализовать подобную транспортную систему на практике пока мешает множество факторов, в частности магнитные ускорители требуют огромных энергозатрат. А планируемые скорости движения капсул с пассажирами (до 1200 км/ч) вызывают закономерные вопросы безопасности: разгерметизация вагонов или резкое замедление приведет к трагедии. В декабре 2023 года Hyperloop был закрыт.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 В отпуск на ракете: каким станет транспорт будущего

Автомобиль: не только медленно, но и опасно

Страдающих аэрофобией не слишком утешает статистика, что авиационный транспорт считается одним из самых безопасных в мире. Но с цифрами не поспорить: так, крупный информационный сайт об авиации и аэрокосмической отрасли FlightGlobal сообщает, что в 2023 году в результате авиакатастроф погибли 115 человек. А если обратиться к данным ВОЗ, то мы увидим, что ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибают почти 1,2 млн человек. И хуже всего, что именно ДТП служат основной причиной гибели детей от пяти лет и молодых людей до 29 лет. Еще от 20 млн до 50 млн человек получают травмы, которые во многих случаях приводят к инвалидности. Большинство происшествий затрагивает лиц трудоспособного возраста, что ежегодно приводит к потере до 3% ВВП.

Фото:Unsplash
Социальная экономика Ловушка мозга: почему мы боимся акул и самолетов больше, чем ДТП

Поэтому Генеральная Ассамблея ООН еще в 2020 году приняла амбициозную цель на десять лет вперед — вдвое сократить число погибших и травмированных в результате ДТП. В основном это задача для развивающихся стран с низким и средним уровнем дохода, где старый автопарк и плохие дороги приводят к тому, что именно там регистрируется 92% летальных исходов ДТП.

В 2016 году в Австралии представили «Грэма» — вымышленного персонажа, способного «выжить» в любом ДТП. Человекоподобная модель отличается черепом с большим объемом спинномозговой жидкости, толстым и прочным лбом, который выдерживает ударные нагрузки о руль или стойки кузова. У него отсутствует шея, а тело покрыто плотным слоем жира — этакая встроенная подушка безопасности, препятствующая повреждениям внутренних органов. Коленные суставы выгибаются в обе стороны, а кожа сделана толстой, чтобы защитить от порезов и ссадин.

Художница Патриция Пиччини рассказывает, как создавался «Грэм»
(Видео: YouTube)

Модель создана в образовательных целях и демонстрирует уязвимости человеческого тела в случае ДТП. И хотя производители машин успешно рапортуют о своих пятизвездочных рейтингах в краш-тестах, но проводятся такие испытания лишь на скорости 64 км/ч. А чем выше скорость, тем больше вероятность получения смертельных травм.

Косвенная нагрузка: выхлоп, шум и грязь

Любой вид транспорта — автомобильный, воздушный, железнодорожный или даже морской негативно влияет на человека и биосферу. Виной тому загрязнение воздуха продуктами сгорания углеводородов, необходимых для любого двигателя, кроме электрического.

Дело не только в углекислом газе, но и во вредных оксидах азота — канцерогенах. Перевод части автопарка на электротягу решает проблему вредных выбросов лишь отчасти, потому что производство батарей и выработка электроэнергии для подзарядки тоже требуют сжигания углеводородов.

Транспорт — также главный источник шумового загрязнения в мегаполисах. Отказ от двигателей внутреннего сгорания снимает лишь часть проблемы — основным источником шума служат автомобильные шины, а также грохот подвески и металлических конструкций.

По санитарным нормам, в ночное время в помещении уровень шума не должен превышать 45 дБА, это средняя громкость человеческой речи. Но зачастую в домах близ магистралей или железных дорог шум может превышать это значение, что приводит к нарушениям сна.

Фото:АСТ
Социальная экономика Enjoy the silence: как шум мешает принимать решения и мыслить рационально

Этот далекий ближний космос

Прошло уже более 60 лет со дня первого полета человека в космос, но пока космический транспорт остается лишь развлечением для очень богатых туристов. Так, в 2001 году американец Деннис Тито заплатил за полет на МКС длиною одна неделя $20 млн.

Помимо дороговизны и отсутствия других «пунктов назначения», полеты даже в ближний космос требуют еще и крепкого здоровья. Помимо хорошей физической подготовки, необходимо соответствовать определенным требованиям по росту и весу, а также пройти медкомиссии, после которой придется выдержать тренировки на центрифуге с перегрузками до 8 g.

А длительное нахождение в невесомости негативно влияет на организм. Из-за отсутствия земной гравитации изменяется работа кровеносной и пищеварительной систем, мышцы атрофируются, потому что не нужно прилагать больших усилий для перемещения по космическому кораблю и выполнения других действий. Поэтому космонавтам после полета требуется реабилитация.

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 Космический туризм: что надо знать

Потеря связи с реальностью

Новый вид «путешествий» связан с виртуальной реальностью и метавселенными: люди погружаются в миры, созданные компьютером, и существуют там в виде своего аватара, или вымышленного персонажа. Многих привлекает возможность стать тем, кем не получилось в реальной жизни, и воплотить самые смелые идеи. Но злоупотребление иной реальностью таит в себе множество опасностей.

Наименее безобидное последствие — киберкинетоз. Иначе говоря, в VR-шлеме или очках может банально укачать. Сопутствующие факторы — сильное головокружение, приступы эпилепсии. Бывали даже летальные исходы из-за потери ориентации в пространстве.

Куда сложнее обстоят дела с психикой: у людей возникает настолько сильная зависимость, что они начинают проводить в виртуальном мире слишком много времени, забывают пить и есть, что приводит к обезвоживанию и истощению организма. Интересно, что еще в конце 2022 года правительство Южной Кореи анонсировало подготовку руководств по этике для метавселенных на тот случай, если кто-либо начнет путать реальную жизнь с виртуальной.

Так что пока некоторые эксперты считают метавселенные угрозой человечеству, хотя дополненная реальность и использование VR-техники позволяют значительно поднять производительность в области конструирования, а также помогают при выполнении медицинских задач. Например, американская компания Sana Health представила носимое устройство в виде маски для сна с наушниками, которое уменьшает боль, способствует расслаблению и позволяет уснуть всего за 16 минут.

Как работает устройство Sana Health
(Видео: YouTube)

Обновлено 10.04.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть