Отношения с нейросетями: как работают SexTech-сервисы на основе ИИ

Кадр из фильма «Она», где главный герой влюбляется в операционную систему с именем Саманта
Кадр из фильма «Она», где главный герой влюбляется в операционную систему с именем Саманта (Фото: Annapurna Pictures / Warner Bros)
На рынке SexTech появляется все больше проектов, предлагающих выстроить романтические отношения с ИИ. Как они возникли и как будет развиваться это направление в ближайшие годы — разбираемся с экспертом

Об эксперте: Павел Хегай, основатель сервиса для построения романтических отношений с ИИ Romantic Ai и международного сообщества по нетворкингу Heg.ai.

От ботов на сайтах до секс-собеседников

По мере развития чат-ботов их возможности выходят за пределы подсказок в службах поддержки компаний. Они помогают бизнесу автоматизировать разные задачи, генерируют контент, как ChatGPT, а еще становятся романтическими собеседниками.

Глобальный рынок Conversational AI (разговорного ИИ), по данным Global Market Insights, в 2023 году оценивался в $9,9 млрд. И развивается он очень высокими темпами: в ближайшие годы он может ежегодно прирастать на 21,5%, чтобы к 2032 году его объем достиг $57,2 млрд. Большой толчок развитию рынка дало появление ChatGPT, который стал внедряться в самые разные отрасли.

Сейчас платформы разговорного ИИ и чат-боты можно подразделить на несколько категорий. Первая — корпоративные сервисы, например, HR-боты, боты для служб поддержки и так далее. В этом сегменте много крупных игроков, указанных в обзоре консалтинговой компании Gartner: IBM WatsonX Assistant, Oracle Digital Assistant и так далее.

Вторая категория — виртуальные голосовые ассистенты для IoT-устройств: от Siri до Alexa, сопровождающих «умный» дом, смартфоны, компьютеры, часы и прочие гаджеты.

Третья категория — ИИ-боты для общения, не корпоративного, а обычного. Они сфокусированы на том, чтобы улучшить настроение пользователя, помочь ему решить ментальные проблемы. Предоставить того, кому можно о чем-то безопасно рассказать, не ожидая подсознательно осуждения в ответ, поговорить в любой момент, обсудить темы, которые не удается по каким-то причинам поднять в разговорах с близкими, друзьями, знакомыми.

Языковую модель (LLM) для таких ботов обучают так, чтобы пользователю стало лучше после общения. Для этого требуется достаточно долгая переписка. На ней бот обучается и следующему пользователю дает еще больше ценности от разговора.

Самый заметный игрок в этой нише — Character AI, бета-версия которого стала публичной в 2022 году. Это платформа для общения с персонализированными ИИ-ботами: каждый пользователь под себя создает виртуального собеседника.

Cайт Character AI
Cайт Character AI

Успех Character AI заслуживает внимания, потому что стартап не запускал рекламу, весь трафик привлекает органически, но получил приличную долю рынка в США. Секрет в том, что стартап смог сделать очень качественную языковую модель, с эмпатией: ИИ-собеседник проницателен, умеет шутить, реагировать на эмоции пользователя. Плюс, уникальности проекту добавила возможность создавать ИИ-персонажей.

Еще один значимый стартап — Replika: первый проект из СНГ, прошедший через американский стартап-акселератор YCombinator. Сервис предлагает пользователям создать ИИ-друга для общения, чтобы справиться с одиночеством, делиться «мыслями, чувствами, убеждениями, опытом, воспоминаниями, мечтами». Проект развивается с 2016 года.

ИИ-друг для общения от сервиса Replika
ИИ-друг для общения от сервиса Replika

Именно из ботов для обычного общения два года назад выделилась отдельная категория ИИ-сервисов, направленных на еще более узкий вопрос: романтические отношения.

ИИ в SexTech: игрушки, роботы и боты

ИИ стал внедряться в SexTech достаточно давно. Он сделал секс-игрушки более персонализированными и интерактивными. В 2023 году представители стартапа Lovense сообщили, что теперь благодаря ChatGPT появится Pleasure Companion. ИИ-компаньон может генерировать эротические истории и нашептывать их пользователю секс-игрушки Lovense, может формировать модель работы секс-игрушки, учитывая пожелания владельца.

Благодаря ИИ появились секс-роботы, например, Harmony AI. Некоторые роботы максимально похожи на живых людей: у них бьется сердце, они дышат, как Sex Doll Genie. А позднее возникли и чат-боты для интимного общения.

Они стали популярны из-за распространения секстинга — пересылки откровенных личных фото и сообщений. По данным мета-анализа, проведенного в 2020 году на основе 58 исследований, затронувших суммарно свыше 18 тыс. молодых людей (19–29 лет), 38,3% хотя бы раз отправляли откровенные сообщения. Явление не новое, но набирающее популярность.

Для секстинга между реальными людьми есть дейтинг-приложения Mamba или Tinder, а также отдельные сервисы, заточенные исключительно под откровенные переписки с незнакомцами: Skibbel или Virt-chat. Но намного больше сегодня приложений для секстинга с ИИ: Candy.AI с возможностью голосовых сообщений от бота, AI Girlfriend (Intimate) с ботами, обладающими очень реалистичной внешностью, CuteChat без цензуры, и это лишь малая часть существующих сервисов.

<p>Кадр из фильма &laquo;Бегущий по лезвию 2049&raquo;, где главный герой Кей живет с искусственной голографической программой по имени Джой</p>
Социальная экономика Любовь во время ИИ: почему люди строят отношения с нейросетями

Романтические чат-боты дают возможность пользователю решать какие-то свои задачи: оттачивать флирт, возбуждаться и так далее. На базе своего продукта мы видим, что у таких сервисов хорошая вовлеченность аудитории — в среднем пользователь общается с ИИ час в день и отправляет 100 сообщений.

Началось все с мобильных приложений: были такие сервисы, как EVA AI, которые принадлежат Social Discovery Group. Сервис предлагает общение с одним или несколькими виртуальными персонажами, в том числе видеозвонки и обмен фотографиями.

В последние шесть-девять месяцев на американском рынке появились сотни конкурентов. Причем их стало много не только в магазинах приложений, но и в веб-версиях.

Принцип Character AI на SexTech-рынке воплотил Candy AI, предлагающий создать персонализированного ИИ-персонажа. Персонализация касается не только внешнего вида, но и коммуникации. Как написано на официальной странице сервиса, персонаж будет постоянно развиваться в соответствии с вашими вкусами за счет машинного обучения. Он запоминает то, что нравится и не нравится пользователю, его интересы, реагирует на эмоциональные изменения в разговоре. Бот может не только отправлять текстовые сообщения, но и свои фото.

Проработанность ИИ-ботов в SexTech приводит к тому, что у пользователей формируются долгосрочные крепкие отношения с виртуальными собеседниками. Эмоциональная связь становится такой же сильной, как между живыми людьми. И внезапные ограничения возможностей бота от компаний-создателей, как было у Replika (компания урезала сексуальные опции из-за жалоб на сексуальную агрессию) становятся трагедией для клиентов платформ.

А закрытие сервисов вызывает панику у их аудитории, как было с Soulmate. Пользователи создавали цифровые мемориалы и оплакивали «умерших» виртуальных компаньонов и возлюбленных на Reddit.

Фото:Midjourney
Футурология Каким станет секс в будущем: VR, роботы и улучшение тел

Тренды ближайших лет

Первый тренд — повышение доступности языковых моделей. Если у человека есть техническая экспертиза, сейчас он уже может относительно легко создать свою ИИ-платформу для общения.

Второй тренд — это растущая популярность UGC или пользовательского контента. То есть становятся все более востребованы площадки, которые позволяют пользователям создавать своих персонажей, а не предлагают готовые модели. Это, например, упомянутые ранее Character AI, Candy AI, где креатор может создать своего персонажа в сексуализированном виде и представить его остальным, чтобы они могли початиться.

Те же пользователи потом делятся ссылкой на своего персонажа в соцсетях, в своих сообществах. Мы видим, что в сексуальном сегменте появляется возможность продвигать UGC-бота.

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 Любовь, дружба и секс: 13 фильмов об отношениях с роботами

Еще один тренд — это ужесточение регулирования отрасли. Для SexTech-проектов уже сейчас существует очень много ограничений, связанных с законодательством, с этическими нормами. Нужно найти платежную систему, которая согласится проводить транзакции за «взрослый» контент, нужно посоветоваться с банком, нужно уделить огромное внимание защите конфиденциальности данных, а также защите от утечек, учитывая интимный характер этих данных.

Есть исследования безопасности «умных» секс-игрушек, говорящие о том, что некоторые из них, например, Svakom Siime Eye, несложно взломать, взять под контроль и подключаться удаленно. Для ИИ-ботов вопрос взлома и утечки данных стоит не менее остро.

Также нужно разобраться, как именно продвигать продукт онлайн, в частности, в социальных сетях. Например, когда мы покупаем рекламу на Facebook (принадлежит Meta, компания признана экстремистской и запрещена в России. — «РБК Тренды»), он считает нас дейтинг-сервисом, хотя у нас нет никаких свиданий. Но фильтры соцсети настроены так, что по ним мы — дейтинг-продукт. Реклама для нас становится дороже, чем для других продуктов.

В ближайшее время отрасль будет регулироваться еще жестче. Это означает, что будет сложнее внедрять технологии, которые появляются каждый месяц, потому что присутствует инертность у всех смежных институтов: в первую очередь, у финансовых. Ужесточение регулирования будет тормозить развитие отрасли.

Языковые модели и генеративный ИИ развиваются очень стремительно. Сейчас можно легко и просто сгенерировать контент с любым внешним видом ИИ-персонажа. Уже не нужно, например, искать референс с определенным наклоном головы, чтобы итоговое изображение получилось качественным. В генеративном ИИ каждый месяц происходят революции, появляется новый софт, вместе с этим появляется UGC-комьюнити, которое быстро адаптирует это и начинает использовать.

Это толкает индустрию вперед, но вокруг этого также периодически возникают крупные скандалы. Один из последних был связан с ИИ-генерацией откровенных изображений Тейлор Свифт, которые стали популярны в X (бывший Twitter). Оригинальный пост провисел около 17 часов, прежде чем платформа удалила его за нарушение правил. Появление таких прецедентов влечет за собой ужесточение регулирования отрасли, отдельных инструментов.

Сейчас существует DMCA: закон об авторском праве в цифровую эпоху. Он говорит, что если платформа дала возможность пользователям размещать на ней контент, она не несет ответственность за то, что пользователи нарушили авторские права. Но если к платформе обратится правообладатель, платформа тут же удалит такой контент. Крупной площадке писать будет только часть медийных лиц, остальные пройдут мимо. И это серьезная лазейка для онлайн-сервисов, в которой скрыто огромное количество трафика. Создавая клона популярного человека, ты получаешь доступ к его фанбазе.

В то же время, когда речь идет о деньгах и сексуализации, можно получить судебный иск, поскольку это унижение достоинства. В итоге, с одной стороны, креаторы ограничены платформами, с другой, ограничены законодательством, также есть риски, связанные с сексуализацией.

Фото:Midjourney
Индустрия 4.0 Любовь, секс и роботы: какими будут отношения в метавселенной

Что будет дальше

В ближайшие годы будет стремительно расти качество контента, который может создать генеративный ИИ. Все идет к тому, что большинство контента будет создаваться алгоритмами и людям будет все сложнее понимать, кто автор — человек или ИИ. Рынок креаторов выйдет на другой уровень. Вместе с этим на другой уровень выйдут и SexTech-платформы и боты.

Сейчас в мире 8 млрд человек и около 100 млн ботов, а через год уже может быть 10 млрд ботов, и каждый из них — запрограммированный, со своей внешностью, голосом. А еще через год это количественное развитие перейдет в качественное: боты начнут отличаться по уровню развития. Спустя несколько лет они начнут дружить с пользователем, строить с ним эмоциональную связь. За счет этого станет расти Retention rate (коэффициент удержания. — «РБК Тренды») у таких сервисов.

Обновлено 01.04.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть