На рынок ивент-услуг в России негативно повлияли пандемийные ограничения, а также уход из страны западных вендоров. Однако 2023 год оказался удачным для этой индустрии. Рынок событийного маркетинга смог перестроиться на заказчиков внутри страны, агентства стали заключать больше государственных контрактов.
Событий становится больше
Эксперты рынка говорят о росте количества мероприятий. Все благодаря выставкам и презентациям, которых стало гораздо больше, чем в 2022-м, отметила президент РАМУ и CEO Progression Group Елена Леонова. Прошлый год ознаменовался и ростом популярности деловых форматов: форумов, конференций, технологических выставок. Их доля в 2023-м увеличилась на 20% по отношению к 2022-му.
На руку событийному маркетингу играют последствия пандемии: люди устали сидеть дома и больше ценят живое общение. Качественные мероприятия помогают привлечь спонсоров или вернуть клиентов. Презентации, дегустации, фестивали и выставки — это нативная реклама с элементами PR. Такие мероприятия рано или поздно конвертируются в покупку. Эти возможности ивентов хорошо понимают крупные компании, арендующие залы для B2 °C-мероприятий. Количество таких событий наверняка будет расти в течение 2024 года.
Людмила Гурей, коммерческий директор РБК:
«Центр Событий хорошо покрывает бизнесовую часть: мероприятия В2В-сегмента распланированы. Теперь мы планируем подтягивать и светскую часть: приводить в выходные людей к нам на площадку. Делать культурные, образовательные и лайфстайл-события: концерты, благотворительные вечера».
Центр событий РБК работает в Москве с конца 2022 года. Это современное мультифункциональное пространство, которое позволяет провести мероприятие разного масштаба и направленности. В 2023 году в Центре событий прошло больше 130 мероприятий, среди которых форум «Предпринимательский класс», Клуб экспертов «Росатома», VII Общероссийский форум стратегического развития.
Увеличение бюджетов
В 2024 году продолжится рост инвестиций в ивент-сферу. С одной стороны, это прямое следствие развития российских брендов и использования ивентов как маркетингового инструмента. С другой, растет стоимость услуг отмечает Артем Дрыгант, основатель Be Brand People, сопредседатель ивент-комитета Ассоциации коммуникационных агентств России. Для заказчиков важны мультимедийные проекты, хорошие площадки. Задействуются много людей: сценаристы, креаторы, продюсеры, дизайнеры, видеомейкеры, звукорежиссеры. В результате организация мероприятий стоит дороже.
Качество исполнения
В 2023 году Ассоциация коммуникационных агентств России выпустила карту ивент-индустрии. Это список всех игроков рынка, среди которых можно выбрать подрядчика для проведения мероприятий и выяснить его сильные и слабые стороны. Но кроме реализованных кейсов в ивент-сфере большое значение играет качество сервиса. Клиентам важно доверить организацию мероприятия тем, кто готов предугадывать сложности.
Виктория Лапа, руководитель департамента РБК Events:
«Важен отзывчивый персонал. Например, супер открытая техническая команда, которая может протестировать видео или презентацию, помочь с настройкой оборудования».
Людмила Гурей:
«Для клиента мы должны быть спокойными, хладнокровными, не паниковать, быстро находить ответы. Когда у площадки и сервиса случается мэтч, клиенты не ищут ничего нового, а букируют снова. 2023 год Центр Событий закрыл хорошо, мы перевыполнили план на 40–45%».
Современные мероприятия — это сложные события с продуманной идеей, концепцией и медийным потенциалом. Мало арендовать площадку и нанять кейтеринг — нужно заниматься медиа-сопровождением и разработкой фирменного стиля. Такие требования — серьезный вызов для ивент-сферы.
Виктория Лапа:
«В 2023 мы выступали организатором на мероприятии Центробанка «10 лет Мегарегулятору». Около месяца было на разработку фирменного стиля, медиа-сопровождение, организацию вплоть до кейтеринга, технический саппорт техкоманды, прямая трансляция на телеканал. Плюс вопросы безопасности: обеспечение дополнительной парковки, расширение парковочных зон для гостей. Это важный кейс, который помог понять, насколько важно закрывать проект полностью».
Технологичность
Александра Громова, основатель event-агентства Red’sGo констатирует: рынок событийного маркетинга меняется в сторону технологий. Клиенты агентства заинтересованы в проведении гибридных мероприятий, когда офлайн- и онлайн-участники комфортно взаимодействуют. Для реализации виртуальных решений нужна качественная онлайн-трансляция, просто проектора и ноутбука будет недостаточно.
Людмила Гурей:
«Мы меняемся, и рынок меняется, пожелания и требования заказчиков тоже. Центр событий и аудитория подстраиваются друг под друга. Например, организаторы видят возможности площадки, понимают, что можно не просто сделать панель с креслами и экраном позади спикеров, а что-то интереснее, с какой-то драматургией, иммерсивностью. От этого рождается запрос на шоу»
Виктория Лапа:
«Пространство Центра событий — это чистый лист, который дает море возможностей для мероприятий абсолютно разной технической сложности: от простых конференций до перфомансов и концертов».
Перформанс и иммерсивность
На главной выставке в сфере делового туризма IMEX America эксперты отметили в числе трендов спрос на экспериментальные форматы, применение ИИ при организации событий и акцент на технологичности. Важно и вовлечь присутствующих в процесс, превратить их из слушателей в активных участников, в том числе с помощью перформансов.
Иван Старовойтов, дизайнер и видеопродюсер РБК:
«В Центре событий мы используем софт, который позволяет синхронно запускать изображение на основном экране и на стенах. Видео увеличивается, проходит по стенам по кругу и замыкается. И это создает новый опыт общения с клиентами и новый способ подачи своего бренда. Зритель погружается в атмосферу: свет + музыка. Мы пытаемся удивить клиента и доносим ему ценности бренда, играя на его дофаминовых нейромедиаторах».
В 2023 году Центр событий получил премию ADCR Awards в категории «спейс-дизайн» за иммерсивный подход к оформлению мероприятий с опорой на архитектуру здания. Такой дизайн усилил бренд РБК, одновременно став частью концепции пространства.
Компании устали от формата: выступление — кофе-брейк — выступление. Они ждут от мероприятия креатива, оригинальных концепций и свежих решений. Например, дополненной или виртуальной реальности, игрового подхода. Такое мероприятие запомнят. Важно, с какими эмоциями посетитель уйдет с мероприятия и как долго они у него сохранятся.
Иван Старовойтов:
«Клиенты часто приходят с запросом, чтобы люди снимали [пространство на смартфоны] и хлопали. Поэтому музыка и видео должны задерживать внимание, рассказывать историю — это коммуникация, перформанс. Например, мы делаем градиенты, пульсацию на видео. Гости не просто сидят полтора часа и слушают, но боковым зрениям видят, что экраны реагируют на движения. Мы создаем драматургию вокруг бизнеса, вокруг его истории. На форуме или конференции не должно быть скучно. Важно дать зрителю испытать положительную эмоцию перед «чем-то серьезным», разбудить, чтобы они оторвались от телефонов».