Роботы-курьеры и забота об экологии: тренды городской доставки

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
ИИ предугадывает потребности покупателя, а роботы работают на складах и доставляют заказы. Рассказываем, как развивается рынок онлайн-доставки товаров повседневного спроса и что ждет его в будущем

Рынок доставки растет

Онлайн-заказ товаров первой необходимости вошел в привычку городского жителя. В 2023 году мировой рынок доставки еды и продуктов достиг $1,03 трлн, что на 18% больше, чем годом ранее. Аналитики полагают, что к 2027 году оборот индустрии превысит $1,65 трлн и доставкой будут пользоваться 2,5 млрд человек.

Изначально стимулом к активному росту рынка стала пандемия COVID-19. Тогда потребители заказывали еду и продукты в интернете по необходимости, но постепенно их предпочтения сместились в сторону онлайн-покупки. Основной фактор, который привлекает покупателей, — это удобство. В интернете можно моментально сравнить предложения разных сервисов и сэкономить время на походы в магазин.

Рынок доставки зависит от технологий — именно их развитие и становится главным трендом всей отрасли.

Фото:РБК Тренды
Экономика инноваций Как работают сервисы доставки еды: подкаст РБК Тренды «Что изменилось?»

«Умные» алгоритмы управляют процессами

Использование ИИ и технологий машинного обучения в сервисах доставки — основной тренд 2024 года. Сфера онлайн-заказа продуктов и готовой еды — одна из самых высокотехнологичных. Алгоритмы на базе ИИ используются везде: они помогают управлять запасами на складе, обрабатывать заказы, строить кратчайший маршрут до покупателя и тем самым увеличивать скорость доставки.

Благодаря передовым IT-инструментам покупатели получают персональные рекомендации. Так, американская служба доставки продуктов Instacart в сотрудничестве с OpenAI, создателем ChatGPT, встроила в свое приложение интеллектуального помощника. Он отвечает на вопросы пользователей, связанные с продуктами и приготовлением пищи. Помощник подсказывает, какие ингредиенты хорошо сочетаются друг с другом, какая калорийность у блюда или что купить, чтобы приготовить, например, лазанью. Похожую функцию собираются внедрить платформа, созданная компанией Uber, — Uber Eats, крупнейшая компания по доставке еды в США DoorDash и американский гигант оптовой и розничной торговли Walmart.

Кроме цифровых помощников, компании активно используют рекомендательные ленты. В них пользователь видит сопутствующие товары и индивидуальные предложения. Это тоже результат работы алгоритмов.

Антонина Горячева, директор по анализу больших данных «СберМаркета»:

«Выбор делается на основе анализа регулярных покупок каждого клиента, его географического расположения, предпочтений, истории просмотров. Система персонального ранжирования показывает аналогичные товары других производителей, новинки и скидки».

Таким образом, технологии ИИ помогают сервисам строить коммуникацию с пользователем. Кроме того, они позволяют оптимизировать и внутренние процессы. С помощью машинного обучения — отрасли ИИ — службы доставки обрабатывают большие объемы данных и строят достаточно точные прогнозы.

Антонина Горячева:

«Мы используем алгоритмы, чтобы прогнозировать число заказов в сервисе. Анализируя спрос и предложение, ИИ помогает определить, какое количество курьеров и сборщиков нужно вывести в одну торговую точку, в один город в разрезе одного часа, чтобы обеспечить весь потенциальный спрос на заказы».

Роботы собирают и доставляют заказы

Выполняя работу вместо людей, роботы помогают ускорить процессы сборки, учета и доставки товаров, а также снизить число ошибок при комплектации заказов. Эти задачи особенно актуальны для крупных и быстро растущих сервисов. Так, Amazon тестирует гуманоидных роботов на складах: они умеют перемещать и хватать предметы как люди и помогают в сборке заказов. Компания рассчитывает, что в перспективе они смогут заменить 450 тыс. сотрудников компании.

Складской робот-сборщик Amazon
Складской робот-сборщик Amazon (Фото: pcmag.com)

В России робототехнический центр открыл «Яндекс». В нем будут собирать складских роботов: в частности, это две модели — Spectro и Motus, которые проводят инвентаризацию и перемещают по складу грузы. В будущем компания планирует конструировать роботов и для других задач.

Кроме помощи на складе, в мировой практике роботы используются и для доставки. Они бывают двух видов: наземные беспилотные доставщики (роверы) и воздушные (дроны). Роботы помогают сократить время доставки благодаря оптимизации маршрута и более экологичны по сравнению с традиционными автомобилями. Роверы работают от заряжаемой батареи, а дроны экономично расходуют топливо либо используют альтернативные его виды — например, водород.

Крупные сервисы все больше задействуют роботов в процессе доставки. Пока дроны Walmart приносят заказы покупателям в Техасе, Аризоне и Флориде, Amazon готовится к запуску воздушной беспилотной доставки и за пределами США — в Великобритании и Италии.

Фото: Freepik
Фото: Freepik

В России доставку посылок дронами планировали запустить в 2024 году. Оператором зоны для тестирования беспилотников станет «Центр управления городской аэромобильностью», который заключил 8 соглашений с разными компаниями, в том числе «ВкусВиллом», «Почтой России», X5 Group, «Додо Пиццей».

А пока продукты и готовую еду покупателям Москвы, Иннополиса, Мурино и Сочи развозят роверы «Яндекс Еды» и «Яндекс Лавки». В 2024 году компания планирует нарастить парк роверов в два раза, до 260 единиц, и сдавать их в аренду сетям супермаркетов и кафе.

Несмотря на экспансию роботов, эксперты полагают, что в ближайшем будущем те вряд ли полностью вытеснят людей-курьеров из отрасли.

«Когда на месте необходимо принять решение исходя из обратной связи клиента или скорректировать маршрут — в этой ситуации человеческий ресурс крайне важен», — считает руководитель по развитию E-commerce METRO Павел Домнин. Также эксперт добавляет, что в России массовому распространению роботов может помешать труднодоступность некоторых районов.

Директор онлайн-сервисов «Лента» Софья Леина отмечает, что дело еще и в высокой стоимости технологии: «Окупаемость такой дорогой и сложной техники возможна, когда труд курьера стоит дорого».

Доставка становится более экологичной

Углеродная нейтральность — одна из идей устойчивого развития, которая активно распространяется в мире. Все больше компаний начинают следовать ESG-принципам и работают над снижением вредных выбросов в окружающую среду.

Покупатели также отдают предпочтение экологичным брендам. В исследовании ведущего европейского поставщика технологий для управления логистикой Metapack за 2023 год говорится, что во всем мире почти 4 из 5 (79%) покупателей ценят наличие экологичных вариантов доставки при онлайн-заказе. По сравнению с 2022 годом, число таких потребителей выросло на 5%. При этом три четверти продавцов признают важность устойчивого развития и снижения воздействия доставок на окружающую среду.

Важный элемент в работе сервисов доставки — внедрение экологически чистого транспорта. К примеру, крупнейшая в мире сеть пиццерий Domino's Pizza и Uber Eats активно используют электромобили, а британская компания по доставке еды Deliveroo и уже упомянутый DoorDash — электровелосипеды. Они по сравнению с дизельными фургонами сокращают выбросы углекислого газа на 90%.

Кроме «зеленого» транспорта сохраняется тренд на использование экоупаковки и вторичной переработки. Например, американская сеть супермаркетов Kroger & Co. предлагает покупателям принять участие в специальной программе: отправить пластиковую упаковку на переработку и получить за это баллы, которые можно обменять на пожертвования благотворительным организациям.

Российские бренды практикуют экологичный подход к упаковке товаров. Например, «ДодоПицца» предлагает сдавать коробки из-под пиццы на переработку. «Самокат», по словам руководителя департамента бренда и маркетинговых коммуникаций онлайн-ретейлера Катерины Нечаевой, использует биоразлагаемую упаковку и оборотную тару. Пакеты сервиса также можно сдать в переработку. Софья Леина также отмечает, что «Лента» стремится минимизировать упаковку и использовать больше возвратной тары.

Кроме того, бренды помогают покупателям повышать экологическую грамотность. Например, «Самокат» в 2023 году разместил на некоторых товарах советы по переработке каждой части упаковки.

Фото:РБК Тренды
Зеленая экономика Будущее доставки еды: могут ли сервисы отказаться от упаковки

Сервисы доставки меняют городскую среду

Развитие доставки влияет на городскую среду. «Распространение быстрой доставки на малые расстояния резко увеличило спрос на велосамокатную инфраструктуру — дорожки, парковки, зарядки. В новостройках появляются специальные зоны для курьеров или постаматов. Небольшие помещения находят новых арендаторов — минидарксторы (маленькие склады-магазины без торгового зала — прим. РБК), дарк китчены (кухни, которые работают на доставку — прим. РБК)», — отмечает Софья Леина.

В основном, города только начинают запускать пилотные программы создания инфраструктуры для средств доставки. В декабре 2023 в Нью-Йорке объявили о старте проекта, который позволит курьерам заряжать электровелосипеды на улице и оставлять их на безопасных стоянках с быстрой зарядкой. К слову, безопасность — одна из приоритетных задач, стоящих перед властями. Например, в Нью-Джерси и Вашингтоне уже есть специальные крытые парковки для электронных велосипедов, а в Миннеаполисе сеть защищенных стоянок планируют оборудовать к осени 2024.

Безопасные парковки для электровелосипедов уже есть в Нью-Джерси. Они напоминают металлические шкафчики
Безопасные парковки для электровелосипедов уже есть в Нью-Джерси. Они напоминают металлические шкафчики (Фото: axios.com)

С распространением доставки дронами будет развиваться инфраструктура, которая сможет обеспечить безопасность полета: воздушные дронотрассы и дронопорты (это взлетно-посадочная платформа, обладающая специальными средствами, которые помогают управлять взлетом, посадкой и полетом дрона — прим. РБК). Иначе доставлять товары, особенно в густонаселенном городе, будет сложно. Хотя в китайском Шэньчжэне (13 млн жителей) уже нашли решение этой проблемы. В городе рядом с жилыми или офисными зданиями установили постаматы, куда дроны компании Meituan теперь доставляют заказы. Так доставкой проще управлять: беспилотники летают по заранее определенному маршруту.

Постаматы, в которые дроны доставляют еду и другие товары
Постаматы, в которые дроны доставляют еду и другие товары (Фото: MIT Technology Review)
Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Смотрите вверх: как в России рождается беспилотная аэрологистика

Что ждет доставку в будущем

Эксперты считают, что прогнозировать будущее рынка доставки сложно: на него влияют технологии, которые меняются очень быстро. Но в целом, как отмечает Катерина Нечаева, общее направление развития отрасли известно: «Тренд на автоматизацию процессов вырисовывает понятный вектор — ИИ будет все глубже проникать во все сферы. Тенденция на устойчивое развитие также остается на повестке, и можно ожидать, что этот тренд сохранится на ближайшие десятилетия».

Частью концепции устойчивого развития является декарбонизация — к ней уже сейчас активно стремятся компании. Так, Uber Eats пообещал к 2040 году использовать только электромобили и электровелосипеды, чтобы полностью отказаться от ископаемого топлива. Один из лидеров в области экспресс-доставки DHL в своем исследовании прогнозирует, что к 2050 году весь транспорт в отрасли будет работать на электричестве или водороде, а доставка — осуществляться исключительно дронами.

Но может быть, наоборот, отрасль перейдет не на воздушный, а на подземный способ передачи товаров. Так считает американский стартап Pipedream Labs, который разрабатывает системы доставки через сеть труб, пролегающих под землей. Тогда заказы можно будет получать за 10 минут и меньше, чем за $1. Сейчас такая технология тестируется только в пригороде Атланты, но, возможно, в будущем станет конкурентом наземной или воздушной доставке.

Что же касается выбора товаров, то технологии персональных рекомендаций станут еще совершеннее. Так, Deliveroo в своем футуристическом исследовании Snack to the Future предполагает, что к 2040 году появятся персональные устройства с функцией BreathTech, которые по дыханию человека смогут определять, какие продукты полезны для его здоровья. Смартфоны будут передавать запахи блюд, что поможет клиенту принимать решение о заказе. Кроме того, персональный ИИ сможет давать советы по выбору еды на основе индивидуальных психических, физических и экологических потребностей.

Обновлено 16.02.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть