Что ждет data-тренд в 2024 году

Фото: Dalle-3
Фото: Dalle-3
В Aero поговорили с экспертами data-направления, чтобы узнать, какое влияние оказывает работа с данными в крупных российских компаниях, ощущается ли нехватка кадров и как будет развиваться data-driven-подход в 2024 году

Об авторе: Владимир Синельников, управляющий партнер компании — разработчика e-commerce-решений Aero.

Согласно недавнему исследованию, каждая вторая компания планирует сократить расходы в 2024 году. Одни планируют урезать маркетинг, другие — логистику: у каждого респондента свои планы на этот счет. Объединяет всех то, что цель каждой компании на этот год — пересмотреть бизнес-процессы и оптимизировать затраты.

Все больше компаний внедряют у себя data-driven-подход, когда с помощью ИИ происходит сбор и анализ данных для принятия последующих решений, влияющих на бизнес. На основе данных можно грамотнее выстраивать процессы внутри компании — выявлять точки роста бизнеса и определять, что приносит компании прибыль, а какие расходы, наоборот, не дают ожидаемого эффекта. Однако, по оценке консалтинговой компании Gartner, из-за некачественных данных в среднем компании теряют около $13 млн ежегодно.

Для эффективной работы с данными компании особенно нуждаются в квалифицированных кадрах. За первое полугодие 2023-го количество резюме data-соискателей выросло на 105% — такие результаты получили Aero и платформа онлайн-рекрутинга hh.ru в своем исследовании. Предложение, как всегда, реагирует на спрос, поэтому по итогам 2023 года эксперты прогнозируют рост количества соискателей по работе с данными почти в два раза.

Фото:Pexels
Индустрия 4.0 Что такое Data Science и зачем она нужна бизнесу

Как компании работают с данными

Data-driven-культура в России находится на этапе стремительного развития. Никита Зеленский, руководитель отдела по работе с данными в сервисе аренды самокатов Whoosh, сравнивает этот процесс с запряганием лошади в телегу — сначала ее долго готовят, зато потом быстро едут, и в случае с развитием data-driven лошадь уже начали запрягать. По его словам, стейкхолдеры стали чаще смотреть в сторону data-driven при принятии решений. Конечно, уже есть IT-локомотивы, но преимущественно нашу экономику составляют большие компании, которые со своей низкой маневренностью тоже начинают постепенно вставать на рельсы data-driven-подхода. Как только они поймут наиболее удачные области применения данных, то смогут многое сделать для экономии и повышения эффективности собственного бизнеса.

Никита Зеленский:

«Спрос на данные мы обозначили в самом начале деятельности компании. Весь наш бизнес состоит в том, что мы продаем время, которое нужно правильно распределять. Мы поставили data-driven во главу угла, все решения принимаются на основании статистики и аналитики данных».

В ПАО «Промсвязьбанк» (ПСБ) технологии data-сбора, обработки и анализа информации в маркетинге используются для разработки и адаптации персонализированных сервисов, продуктов и услуг для клиентов. С помощью data-driven-подхода компания оптимизирует бизнес-процессы и повышает операционную эффективность банка. Алгоритмы позволяют ПСБ анализировать поведение клиентов и предсказать, какие продукты или сервисы могли бы заинтересовать конкретного клиента в данный момент времени и в каких каналах коммуникации.

Елена Мелихова, старший вице-президент и директор департамента маркетинга ПСБ:

«С помощью такой аналитики мы можем прогнозировать спрос в зависимости от различных обстоятельств, например времени года. Это повышает лояльность клиентов и значительно увеличивает вероятность приобретения того или иного банковского продукта».

Также большие данные успешно применяются в кредитном анализе и автоматическом формировании кредитных предложений для клиентов ПСБ. В сегменте малого и среднего бизнеса банк уже отказался от сбора документов для кредитного анализа от компаний и формирует решение о размере кредита благодаря анализу big data. Данные позволяют точно настраивать кредитные модели и их ценообразование с учетом персонального риска. Благодаря автоматизации кредитного процесса ПСБ установил кредитные лимиты компаниям МСБ на общую сумму свыше ₽2,5 трлн.

Федор Скородумов, старший аналитик «Тинькофф»:

«Повышение интереса к информации на основе данных действительно может быть связано с увеличением осведомленности о важности принятия решений на основе фактических данных».

Этот тренд наблюдается даже в новостях СМИ — читатели становятся более вовлеченными в те статьи и новости, которые содержат в себе информацию на основе big data. По словам Скородумова, малые предприниматели тоже начинают осознавать, насколько ценными могут быть данные для оптимизации своих операций, принятия решений и повышения эффективности.

Data-направление активно развивается и в компании «Детский мир» — в портфель проектов входят отчетность для топ-менеджмента, clickstream-аналитика, CVM (customer value management).

Антон Александров, руководитель отдела разработки данных (Head of Data Engineering) «Детского мира»:

«Направление однозначно изменилось, и теперь ему уделяется больше внимания. Спрос на аналитику данных в нашей компании вырос, так как появилось несколько крупных проектов. Во всех направлениях используется аналитика данных, потому что иначе невозможно принимать взвешенные решения. Касательно инструментов: мы себя ни в чем не ограничиваем, на текущий момент у нас в компании есть три кита для хранения и обработки данных — Hadoop, GreenPlum, Clickhouse. Каждый из них отлично себя зарекомендовал для своих типов задач, и дальше планируется только развитие, так как мы консолидируем все больше данных».

По словам Александра Кондрашкина, руководителя отдела аналитики (Head of analytics) Okko, в этом году, как и во всех предыдущих, приоритет у data-направления очень высокий. В сервисе Okko данные пронизывают буквально все процессы: фильмы и сериалы на главной странице подбираются с помощью ML, в поиске нужный контент также подбирается персонально. Помимо этого, данные помогают принимать более эффективные и правильные решения и по продукту (тестирование нового функционала), и по контенту (решения о том, какие фильмы и сериалы закупать, продлевать и производить), и по маркетингу (как продвигать контент и подписки результативнее).

Александр Кондрашкин:

«Спрос на аналитику данных растет вместе с ростом и развитием бизнеса, а также с пониманием, какие еще процессы можно сделать эффективнее, опираясь на big data. Рост рынка, бизнеса и тренда на использование данных действительно повышает спрос на квалифицированных специалистов всех ролей этой сферы для грамотного решения задач».

Фото:Mint Images / Shutterstock
Экономика инноваций Что такое Big Data и почему их называют «новой нефтью»

Что остается за кадром

В июне 2023-го спрос на data-специалистов увеличился вдвое — об этом говорят результаты исследования «Авито.Работа» (+108%) и совместного исследования Aero и hh.ru (+105%). Компании стали активнее нанимать кадры для работы с данными, особенно в добывающей отрасли (+79%), металлургии (+50%) и химическом производстве (+74%). Причем положительная динамика наблюдается не только в Москве, Санкт-Петербурге и Казани (как сообщают данные «Авито.Работа»), но и в регионах. В частности, спрос на профессионалов по работе с данными вырос в Северной Осетии (в восемь раз), Ленинградской области (в шесть раз), ЯНАО (+366%), Амурской области (+217%), Ставропольском крае (+185%), Забайкальском крае (+150%), Орловской (+122%) и Владимирской (+117%) областях.

Наблюдается и рост числа соискателей: по данным «Авито.Работа», за год кандидаты на 31% чаще стали откликаться на вакансии data-аналитиков. При этом на рынке труда возникает разрыв спроса и предложения.

Вячеслав Жуков, директор по данным (CDO) Aero:

«Структура спроса и предложения среди data-вакансий кардинально изменилась. Прошлые junior-специалисты выросли, middle- и senior-сотрудники стали работать за рубежом, а выходящие на рынок новички их заменить, к сожалению, не могут из-за отсутствия практического опыта. При этом спрос на работу с данными ощутимо вырос: каждый третий заказчик приходит к нам с запросом на разработку и оптимизацию хранилищ данных».

Наш эксперт считает, что вузам и онлайн-школам необходимо как можно скорее учесть новые реалии и требования работодателей, а брендам — увеличить программы стажировок, которые позволяют быстрее интегрировать в рынок специалистов без опыта работы, иначе в ближайшие годы произойдет углубление кризиса.

По оценке Никиты Зеленского, найти квалифицированных специалистов, работающих с данными, непросто. Например, среди BI-разработчиков более половины кандидатов не готовы качественно выполнить тестовое задание и не имеют при себе портфолио, в то время как 70% работы BI-разработчиков составляет визуализация. За несколько месяцев собеседований можно так и не нанять ни одного ML-специалиста, поскольку многие имеют зарплатные ожидания, не соответствующие их опыту и знаниям. Наибольший баланс между спросом и предложением наблюдается с data-инженерами — на рынке достаточно квалифицированных специалистов с развитыми hard- и soft-навыками и адекватными ожиданиями от работодателя.

Никита Зеленский:

«Мы в Whoosh формируем не отдельные команды аналитиков и инженеров, а команды аналитиков-инженеров: то есть аналитики лучше понимают, как выстроить процессы в данных, а инженеры, зная, как выстроены данные, могут лучше решить аналитическую задачу, потому что они знают, как это все собрать воедино быстрее и качественнее. Мы пошли по гибридизации ответственности, поэтому инженер-разработчик может решать аналитические задачи и наоборот».

Фото:Pexels
Футурология Гадания на нейросетях: что общего между Таро и Big Data

Прогнозы на 2024 год

Федор Скородумов считает логичным рост data-driven-культуры в компаниях в течение двух-трех лет. С развитием технологий аналитики и увеличением объема данных предприниматели будут все более зависеть от данных для выявления трендов, понимания потребностей рынка и принятия обоснованных стратегических решений для игроков как крупного, так и малого бизнеса.

Основными сложностями Антон Александров видит путь развития культуры работы и развитие платформы данных. По его словам, необходимо также постоянно быть в курсе последних новостей инструментов и поддерживать их обновление.

По словам Елены Мелиховой, в ПСБ продолжат вести постоянную работу по развитию и совершенствованию систем и процессов управления данными. «Это направление имеет для нас стратегическое значение и является одним из приоритетных для достижения поставленных перед банком целей», — говорит она.

Александр Кондрашкин верит, что в ближайшие годы рост data-направления будет продолжаться, особенно после того, как появился ChatGPT, который дал новый стимул к применению данных в разных сферах. Свою версию технологии начали развивать крупные игроки, у рынка появляется понимание, какие еще процессы можно улучшить, вместе с этим растет спрос и на инфраструктурные проекты, которые упрощают применение технологий. Все это сильно стимулирует спрос на сильных data-специалистов.

Александр Кондрашкин:

«Основной сложностью, на мой взгляд, была и остается сфера сбора и разметки данных: для грамотного использования данных важно быть уверенным, что данные качественны и содержат ценные сигналы для использования в различных целях. Со сбора и разметки начинается любая задача использования данных, и в этих же процессах кроется самый частый фактор неудач больших проектов. В этой сфере уже есть много компаний и, как мне кажется, будет еще больше».

В пример CDO Okko приводит компанию Scale AI, которая появилась совсем недавно и быстро стала «единорогом», — это показывает, насколько компаниям важны качественные размеченные данные для своей работы.

В 2024 году почти в два раза вырастет количество соискателей по работе с данными — такой прогноз дают Aero и Headhunter, исходя из своего исследования. Поскольку data-направление активно развивается, большинство компаний стремятся нанять опытных специалистов: заметнее всего увеличился спрос на соискателей с опытом работы от трех до шести лет — на 22%, а также на кандидатов с опытом более шести лет — на 13%.

Вячеслав Жуков:

«Осознавая это, junior-специалисты часто позиционируют себя как middle и успешно проходят первые этапы собеседований. Переквалифицировавшиеся учитывают свой прошлый стаж как релевантный и тоже выставляют себя как middle- или даже senior-специалистов, в то время как опыт работы по data-профессии у них отсутствует. Это большая проблема, и я думаю, что довольно скоро она будет нивелирована самим рынком».

Обновлено 14.02.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть