Как беспилотный электрический транспорт меняет логистическую отрасль

Фото: Freepik
Фото: Freepik
За пару лет беспилотный транспорт перерос из футурологии в реальность. Крупный бизнес особенно внимателен к таким трансформациям. Разбираемся, почему благодаря беспилотникам логистика больше не будет прежней

Об авторе: Василий Жуков, коммерческий директор компании «ЭвоКарго».

Беспилотные, автономные, высокоавтоматизированные — так называют транспортные средства, которые не нуждаются в человеке-водителе. К ним относят не только легковые автомобили, но еще и грузовики, поезда, сельскохозяйственные машины и складские погрузчики. Такими транспортными средствами управляет система, которая берет на себя принятие решений, оценку и взаимодействие с окружающей средой и обеспечение безопасного движения.

Полная автономность — то, к чему стремятся адепты беспилотного транспорта, но для этого нужно пройти пять уровней автоматизации. При нулевом уровне машиной полностью управляет водитель, а при пятом — система автопилота. На сегодня компаний, которые дошли до последних уровней, — единицы, а большая часть их решений носит пока лишь концептуальный характер. При этом на российских дорогах в рамках промышленных объектов и складских комплексов уже не первый год работают автономные грузовики, которые по всем характеристикам соответствуют пятому уровню автономности. Их разработкой занимается в том числе и наша компания.

Новая эра транспортной логистики

Сегодня государство и крупный бизнес активно погружаются в сферу транспортных инноваций. Яркий пример — масштабный и уникальный проект «Беспилотные логистические коридоры», который проводится с осени 2022 года на магистрали М-11 протяженностью 670 км. Впервые эксперимент охватил все элементы бизнес-цепочки в грузоперевозках: «умная» машина — новая модель перевозки — цифровая инфраструктура дороги — правовое и техническое регулирование».

Компании-участницы, среди которых «Почта России», X5 Retail Group, ПЭК, «Автодор», КАМАЗ и другие, совместно с государством оценивают экономику перевозок с помощью беспилотного транспорта, а также тестируют новые технологии, решения и нормы регулирования, чтобы в будущем масштабировать их на основные автомобильные транспортные коридоры страны — к 2030 году их общая протяженность составит 19,5 тыс. км.

Нормы регулирования — значительный фактор, откладывающий масштабирование беспилотных решений на дорогах общего пользования. Однако, например, в рамках промышленных объектов и складских комплексов автономный транспорт уже активно эксплуатируется на коммерческой основе. Причина — заметный спрос от тех компаний, которые не ждут наступления эры беспилотников на дорогах общего пользования, а уже внедряют инновации.

Фото:Freepik
Экономика образования Очень малая авиация: кто создает беспилотные летательные аппараты

Преимущества автономного грузового транспорта

Причин, почему беспилотный транспорт изменит отрасль грузоперевозок, несколько. Во-первых, это возможность оптимизировать расходы на логистику. С ростом санкционных ограничений, которые привели к повышению цен на сырье, оборудование и комплектующие, а также потере налаженных связей с иностранными контрагентами, потребность в переоценке трат на бизнес-процессы особенно выросла. Отсюда и стремление компаний к грамотным инвестициям в собственное инновационное развитие. Пока что флагманами подобных БЛК-проектов являются крупные компании, которые могут себе позволить и масштабные инвестиции, и достижение результатов в долгосрочной перспективе. Однако именно вовлечение крупных игроков способствует масштабированию тренда на внедрение беспилотных технологий.

Во-вторых, это возможность восполнить массовую нехватку водителей грузовиков. На сегодня этот дефицит эксперты оценивают в 21%. Именно по этой причине до 5% транспорта в автопарках некоторых компаний простаивает. Это, в свою очередь, приводит к нехватке транспортных средств для доставки грузов, а значит, и к задержкам доставки и повышению стоимости отправлений. Подобные изменения в скором времени ощутит как бизнес, так и конечный потребитель. Более того, как отмечают эксперты, длительный простой грузовиков ведет к разнообразным поломкам транспортного средства. Беспилотные грузовые автомобили смогут решить проблему дефицита водителей. Вместе с этим у компаний может возникнуть вопрос о необходимости нанимать водителей вообще.

Массовые кадровые изменения — вопрос относительно нескорого будущего, однако уже сейчас актуальным будет развитие программ профессиональной переподготовки водителей. Например, Московская техническая школа совместно с тремя десятками компаний и ведущих университетов Москвы недавно объявила о начале профессиональной подготовки специалистов по направлению «Беспилотный транспорт».

Другое объективное достоинство беспилотного транспорта — это его безопасность. Одной из частых причин ДТП, в том числе с участием грузового транспорта, является человеческий фактор — будь то невнимательность, переутомление или просто ошибка водителя. По оценкам экспертов, транспорт на автопилоте снизит число ДТП и сократит количество пострадавших более чем в два раза, полностью исключив такие причины аварий, как вина нетрезвого водителя или нарушение правил дорожного движения. Пример автономных грузовиков «ЭвоКарго» является показательным — за три года с начала эксплуатации автономных платформ на разных площадках не было зафиксировано ни одной аварии.

Фото:Unsplash
Экономика образования От поезда-пули до беспилотного автомобиля: кто создает транспорт будущего

Автономные грузовики по подписке

Сегодня культура потребления меняется не только у обычных пользователей, но и у бизнеса. Уже привычная нам модель подписки на разнообразные сервисы, лизинг новых девайсов, каршеринг доказывают: чтобы извлекать максимум выгоды из определенного продукта, больше не нужно владеть им, тратя деньги на его содержание, обслуживание, ремонт и т.д. Автономные электрические грузовики по подписке — реальность текущего времени, в которой логистический бизнес тоже может стать эффективнее и гибче.

Как и многие подписки с пробным периодом, модель сервисной подписки на автономные грузовики тоже может предлагать период тестирования. Пользователь в лице компании может познакомиться с продуктом и испытать его характеристики в своих условиях, чтобы понять, насколько данный сервис подходит для его задач. Например, наш сервис может проводить пилотные внедрения автономных грузовиков на объектах, во время которых сервис адаптируется к условиям и задачам клиента для достижения максимальной эффективности. Как только сервис подтверждает свои характеристики, а бизнес убеждается во всех заявленных преимуществах услуги и самого продукта, подписка на автономные грузовики внедряется в рутинные логистические процессы компании.

Экономическая выгода автономной логистики

Несмотря на массу преимуществ, которыми обладает автономный электрический транспорт, для бизнеса ведущим качеством является его экономическая эффективность. На чем и за счет чего бизнесу удается экономить? Во-первых, это сокращение расходов на заработные платы, отпускные и другие социальные выплаты водителям. Полностью автономный транспорт не нуждается ни в больничных, ни в отпуске. При этом электрогрузовики могут работать круглосуточно с перерывами только на подзарядку.

Беспилотные электрогрузовики.
Беспилотные электрогрузовики. (Фото: Пресс-служба «ЭвоКарго»)

Во-вторых, это экономия на топливе и горюче-смазочных материалах — когда двигатель работает за счет электричества, зарядка обходится в 2,5 раза дешевле, чем бензин или газ. Вместе с этим альтернативное топливо обеспечивает нулевой выброс токсичных веществ в атмосферу, что делает транспорт экологичным и дает возможность компаниям следовать ESG-принципам.

В-третьих, это возможность исключить из расходов амортизационные отчисления и затраты на техническое обслуживание и ремонт. Например, наш логистический сервис на основе данных преимуществ позволяет снизить затраты на логистику до 37%. Стоит понимать, что сегодня именно сервисная модель позволяет бизнесу достигать таких результатов. Ситуация, когда компания может выполнять свои логистические задачи, фактически отдавая на аутсорс весь процесс, стала реальностью. Гибкость и простота сервисной модели позволяют оперативно подстроиться под конкретные задачи и постоянно меняющиеся запросы. Например, на конкретной территории необходимо наладить бесперебойные перевозки в режиме 24/7 или кастомизировать фургон под тары с грузом определенного размера — сервис предлагает наиболее эффективное решение и реализует его.

В то время как высококонкурентный рынок логистики требует от компаний постоянного развития, оптимизации и модернизации всех процессов, автономные грузовики уже сейчас меняют отрасль, делая логистические процессы эффективнее и гибче, и это в ближайшем будущем станет повсеместным.

Обновлено 22.11.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть