Как на поисковик Google влияет развитие искусственного интеллекта

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
В начале сентября 2023 года Google исполнилось 25 лет. Каждый день в поисковике задают миллиарды запросов. Трудно представить, как бы мы жили без поисковой системы. Разбираемся, как на нее влияет бурный рост ИИ

Об экспертах:

  • Евгений Зараменских, профессор, руководитель департамента бизнес-информатики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ;
  • Владислав Зверев, SEO Team Leader маркетингового агентства Demis Group;
  • Валерий Ковальский, СЕО AI-лаборатории Neuraldeep.tech от технологической компании red_mad_robot;
  • Антон Прокопчин, CPO в IT-компании Proscom;
  • Григорий Шершуков, руководитель направления синтеза и распознавания речи, компания «Наносемантика».

А в чем тренд?

Поисковик Google был разработан в 1990-х годах на основе активно выгружавшихся в интернет мировых библиотек. Пользователям понравилась простота поисковой строки и новое представление результатов, в котором суммировались данные о соответствии найденных страниц запросу. По популярности Google быстро обошел конкурентов (AltaVista и Yahoo Search). Сегодня он остается самой популярной поисковой системой в мире.

Развитие генеративного искусственного интеллекта повлияло на многие индустрии — от дизайна и IT до тяжелой промышленности и медицины. Нейросети влияют и на поиск информации, оптимизируя его и экономя время пользователей.

Улучшение поиска за счет нейросетей

Важно понимать, что поисковые системы вроде Google работают по методу классической индексации сайтов, объясняет Валерий Ковальский, СЕО AI-лаборатории Neuraldeep.tech. Когда пользователь делает запрос в поисковой строке, система не ищет информацию в интернете в реальном времени. Вместо этого она обращается к огромному индексу веб-страниц. Сбор информации заранее происходит специальными ботами, которых называют «пауками». Они в автоматическом режиме проходят по веб-страницам в интернете и собирают информацию о содержимом. Делая поисковой запрос в Google, мы обращаемся к распределенной структуре баз данных, которая хранит информацию о веб-страницах, включая ключевые слова, текст, изображение и другие медиафайлы.

Валерий Ковальский, СЕО AI-лаборатории Neuraldeep.tech:

«Google уже использует нейронные сети и ИИ для улучшения поисковых результатов и понимания пользовательских запросов. Такие технологии помогают не только определять язык в запросах, но и релевантность веб-страниц. Также с их помощью персонализируется реклама и контент. Но существуют и большие языковые модели. Пока Google лишь планирует внедрить их в поисковую систему, чтобы усилить ее за счет более глубокого понимания запросов, расширенных ответов и интерактивности».

Интеграция нейросетей в поисковики

Профессор, руководитель департамента бизнес-информатики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Евгений Зараменских считает, что крупные IT-компании будут интегрировать технологии ИИ в уже существующие системы. Он приводит в пример Microsoft, которая в начале 2023 года анонсировала инвестиции в OpenAI размером $10 млрд. Google также приобрела 10% акций ИИ-стартапа Anthropic. Это привело к конкретным результатам, отмечает руководитель направления синтеза и распознавания речи в компании «Наносемантика» Григорий Шершуков. В частности, в поисковик компании Microsoft Bing встроили функционал нейросети GPT-4. Теперь Bing работает в двух форматах: как поисковик и как чат-бот. Также у подписчиков ChatGPT есть возможность опробовать бета-версию плагина поиска в интернете. Google же создала своего чат-бота Bard, который поддерживает диалог с пользователем, как ChatGPT.

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 Чат-бот Bing от Microsoft: что он умеет и как им пользоваться

«Яндекс» в 2023 году также заявил о планах по интеграции в свои сервисы новой нейросети, отмечает Евгений Зараменских. YaLM 2.0, или YandexGPT, позволяет не просто находить в интернете ответы, но и генерировать их самостоятельно на основе доступных источников. Она уже встроена в браузер «Яндекса», голосовой помощник «Алиса» и приложение для генерации изображений «Шедеврум». Однако YandexGPT, в отличие от ChatGPT, не умеет поддерживать диалог с пользователем. Приходится каждый раз писать для нейросети максимально подробный запрос. Также в октябре 2023 года компания представила нейросеть YandexART, способную генерировать детальные и реалистичные изображения.

<p>Изображение, которое нейросеть YandexART сгенерировала по запросу &laquo;Нейросети будущего&raquo;</p>
Индустрия 4.0 Что такое нейросеть YandexART: детальная генерация изображений

Антон Прокопчин, CPO в IT-компании Proscom, согласен с коллегой:

«ИИ — логичное продолжение развития поиска. Пользователь приходит в Google или «Яндекс» не только искать информацию, но и читать новости, смотреть фильмы или играть. К примеру, человеку нужно выбрать автокресло для ребенка или найти рецепт сливового пирога. При обычном запросе он получит тонны неструктурированной информации: от истории создания автокресел до калорийности слив. Будет потрачено какое-то количество времени. ИИ же сам «просматривает» ресурсы и выдает подходящую выжимку, учитывая контекст. Соответственно, инструменты ИИ помогут сделать контент релевантным. Объем информации, создаваемой человечеством, удваивается каждые два года. Простого поиска уже давно недостаточно, чтобы ориентироваться в таких объемах информации».

Какие задачи решает ИИ в поисковиках

И Google, и «Яндекс» уже давно используют машинное обучение для более точных ответов на вопросы пользователей на странице поиска.

Владимир Зверев, SEO Team Leader маркетингового агентства Demis Group:

«Основные алгоритмы ИИ и машинного обучения у поисковой системы Google — это RankBrain и BERT. У «Яндекс» — это «Матрикснет» и Yati. В основном они являются моделями языкового представления, которые используют различные методики для понимания контекста слов и их комбинаций в запросе. Это необходимо для того, чтобы давать четкие ответы на неординарные формулировки. Благодаря этому, забив в поисковую систему «фильм в котором мужик пробежал всю америку», человек получит ответ — «Форрест Гамп».

Конкуренция IT-компаний и похожая методика

Евгений Зараменских констатирует: «В 2023 году наблюдается обострение конкуренции между крупными IT-компаниями, которые обладают собственными поисковыми системами». По мнению эксперта, ключевым фактором становится использование технологий ИИ. Тем не менее позиции Google остаются достаточно прочными. По итогам 2022 года в мире она занимала 92,08% рынка поисковых систем, а ее ближайший конкурент Bing от Microsoft — всего 2,98%. Внедрение чат-бота на основе ИИ в последний не особенно повлияло на его популярность.

Антон Прокопчин отмечает: «Несмотря на конкуренцию технологических корпораций, сценарий взаимодействия пользователя с ИИ у всех компаний примерно одинаков — в основе лежит диалоговый интерфейс». По его словам, пользователь формирует запросы в виде сообщений в чате. Все это выглядит так, будто бы он общается с человеком, который прочитал все книги и статьи в интернете на заданную тему, способен проанализировать их и выдать концентрированную выжимку данных. И такой «ответ на вопрос» — естественный для человека способ получения информации.

Обновлено 09.11.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть