Об эксперте: Владислав Прохоров, патентный поверенный России, руководитель практики защиты интеллектуальной собственности юридической группы «Совет».
С уходом иностранных компаний россияне потеряли свободный доступ к массе рабочих и личных сервисов и программ. Теперь стало сложно и лицензию на Word получить, и Netflix посмотреть, и музыку в Spotify послушать: кто-то отключил поддержку, кто-то не принимает оплату. Но «сложно» не «невозможно», и пути обхода люди нашли, только теперь встает вопрос их законности.
Санкции и их последствия
Весной 2022 года из России ушли или приостановили работу десятки крупных зарубежных компаний. Netflix не только приостановила работу, но и удалила свое приложение в российских App Store и Google Play, перестала принимать оплату подписки. Проекты, которые могли бы запуститься в российских онлайн-кинотеатрах (на «Амедиатеке», в «Иви», «Кинопоиске» и других), официально выйти не могут, как не могут и мировые кинопремьеры в обычных кинотеатрах: крупнейшие производители — Warner Bros., Sony, Disney, Universal и Paramount — ушли из России.
Прекратил работу и музыкальный стриминг Spotify, которым в 2021 году пользовались 36% россиян с платными подписками на музыку. YouTube Music и Apple Music не ушли, но оплачивать их относительно просто только через Apple ID (как и другие сервисы в App Store, iCloud), по номеру телефона и не через всех операторов. В России снова растет интерес к «пиратству» — нелегальному скачиванию и потреблению контента.
Также среди значимых потерь — софт таких крупных компаний, как Microsoft, Oracle, SAP и других, чьи продукты были мировыми лидерами в разных сегментах. И здесь проблема не только для простого пользователя, но и для корпоративного сегмента, которому ставить условный Word с торрент-трекера особенно опасно: пострадает вся компания.
Государство планировало отменить ответственность за использование нелицензированного ПО, но быстро отказалось от этой идеи. Вместо этого с августа 2022 года рассматривают законопроект о принудительном (без согласия правообладателя) лицензировании контента, в том числе ПО ушедших компаний: через суд можно будет установить условия и стоимость получения лицензии в России. Решения по этому законопроекту еще нет.
Пока только решили не выплачивать компенсацию владельцам патентов из недружественных стран, если патент использовали без их согласия, как гласит постановление правительства России от 6 марта 2022 года № 299. А в Налоговый кодекс внесли изменения, согласно которым от НДС будет освобождаться передача исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем и секреты производства (ноу-хау) и на использование этих результатов интеллектуальной деятельности по договору франчайзинга.
Простые люди (частные лица) обходят невозможность покупки лицензий на софт просто: идут на торренты и скачивают все, что нужно. Никаких особых умений для этого не требуется — только VPN. Кто торрентами раньше не пользовался или не хочет к ним обращаться, идут к посредникам — на специализированные сайты, которые позволяют оплачивать зарубежные товары российскими карточками (например, Plati.Market). Такие сайты позволяют покупать iTunes Gift Card и ключи на софт, пополнять баланс в Steam и многое другое. Вариантов оплаты у посредников масса: от карт до электронных кошельков и криптовалюты.
Бренды и последствия их ухода
Еще один элемент санкций — ограничения на ввоз техники, электроники, предметов роскоши из ЕС и США. Вдобавок некоторые компании, как Apple, остановили официальные поставки своих продуктов в Россию. В ответ на это российское правительство легализовало параллельный импорт по отдельным видам продукции. Так что для конечного пользователя мало что поменялось, он все так же может купить технику «ушедших» компаний в России. Гарантии только теперь от производителя нет.
Российские компании могут ввозить в Россию иностранные товары и не получать на это согласия производителя, согласно федеральному закону от 8 марта 2022 года № 46-ФЗ и постановлению правительства России от 29 марта 2022 года № 506. Перечень товаров, которые попадают под параллельный импорт и ввоз которых не будет считаться нарушением по российским законам, отражен в приказе Минпромторга России от 19 апреля 2022 года № 1532 (ред. от 2 марта 2023 года).
Таможенные органы не приостанавливают ввоз товаров по параллельному импорту, не арестовывают их, не вводят ограничительные меры. Ввоз iPhone, купленного в условном Apple Store в ОАЭ, не будет нарушением закона. Для предпринимателя проблемы будут, только если он производит или ввозит контрафакт: за это, как и прежде, следует ответственность по КоАП. Для конечного потребителя нет никаких рисков, даже со стороны Apple они маловероятны с учетом того, что компания не ушла окончательно с рынка.
Если сам конечный потребитель купил iPhone за границей и везет себе или условному другу, тут неоднозначно. Год назад АТОР говорила, что у россиян, возвращающихся из Европы в Россию, изымают брендовые вещи. Проблемы были в основном с покупками, на которые оформлены Tax Free, есть чеки. При этом никаких четких распоряжений по личным вещам со стороны ЕС не было. Насколько это законно и возможно с точки зрения законодательства ЕС, надо разбираться — в нашей практике таких прецедентов не было. В целом здесь самый безопасный вариант — делать вид, что товар уже в пользовании: убрать бирки, коробки. Везете новый iPhone другу — все же лучше активировать до пересечения границы.
А вот с уходом некоторых крупных брендов вроде Gucci и использованием их нейминга в России в проектах, не принадлежащих Gucci и Kering (конгломерат — владелец Gucci), все сложнее. Когда Тимати, Егор Крид и Антон Пинский открыли Gucci Cafe, просто перевернув название вверх ногами, бренд сообщил, что примет меры для защиты своих прав.
Товарные знаки до сих пор в России действуют — то, что ушел бренд, не значит, что полностью аннулирован товарный знак. Да, были споры: например, когда подаются заявки в Роспатент, копирующим уходящие бренды в регистрации там отказывают. Правообладатели начинают судиться, им режут компенсацию из-за того, что они ушли с рынка и не заинтересованы в нем, о чем сообщали на своих официальных сайтах, но товарный знак на территории России все еще зарегистрирован.
Если регистрация действует, копировать ее нельзя, даже если в моменте она не используется. Можно потом аннулировать товарный знак спустя три года за неиспользование, если он действительно не используется, но правовых оснований для этого нет. И если дело все же дойдет до суда, разбирательство будет проходить в России.
Нарушает ли что-то конечный потребитель
Пользование контентом (музыка, кино) и платформами компаний, которые ушли из России, сейчас не является нарушением. Указ президента России от 27 мая 2022 года № 322 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми правообладателями» и разъясняющее его письмо Минэкономразвития России от 19 июля 2022 года № 26614-КМ/Д01и сейчас позволяют оплачивать обязательства перед иностранными правообладателями в рублях путем перечисления средств на специальный счет типа «О», открытый на имя правообладателя в уполномоченном банке. То есть фактически все обязательства конечный пользователь выполняет, ничего нелегального нет.
Коммерческое использование той же музыки от артистов или лейблов (как Sony Music и WMS), которые не хотят делать свои произведения доступными на территории России, обсуждать придется не с условной Sony Music, а с РАО — Российским авторским обществом. Оно заключает договоры — например, на исполнение разных фонограмм в публичных местах. Поэтому перед использованием надо выяснять, придется ли для использования свежих песен «ушедшего» Гарри Стайлза (чей новый альбом появился в сервисе «Звук» без уведомления правообладателя) в рекламе заключать с РАО договор на конкретные композиции, какие будут условия.
Ситуацию с недоступностью мировых новинок от Warner Bros., Sony, Disney, Universal и Paramount некоторые кинотеатры решили самостоятельно — провели неофициальные показы. Так россияне посмотрели и нового «Бэтмена», а в декабре — вторую часть «Аватара». Картины скачаны с торрента и вышли с неофициальным дубляжем.
Другой формат — «предсеансное обслуживание». Зрители пришли на один фильм и заплатили за него, но перед этим им показывают другой: как раз востребованную мировую премьеру. Так работал, например, кинотеатр «Синема 5» в Перми, такая опция есть у «Синема 5» в Санкт-Петербурге: перед российским «Три добрых дела» можно было посмотреть третью часть «Стражей Галактики». Но в апреле 2024 года из афиш российских кинотеатров исчезли голливудские фильмы, которые раньше демонстрировались в паре с короткометражками в формате предсеансного обслуживания, обратил внимание РБК.
В России кинопоказ, проводимый без договора, подтверждающего передачу прав на публичный показ кинофильмов, а также без прокатного удостоверения на фильм, квалифицируется как нелегальный. Это незаконное использование объектов авторских и смежных прав и попадает под действие ст. 146 УК. Также ответственность организаторов незаконных показов устанавливают ст. 7.12 и 14.58 КоАП, ст. 1252, ст. 1301, ст. 1311 Гражданского кодекса.
Но вся ответственность лежит только на кинотеатре, который решил без прокатной лицензии провести сеанс, а не на зрителе. И если человек скачивает «пиратский» фильм, «пиратское» приложение или игру либо открывает «пиратскую» версию условного Netflix, он тоже никаких рисков не несет. Ответственность лежит на распространителях контента по ст. 7.12 КоАП. Вот если человек скачает «пиратскую» копию и решит, например, провести платный сеанс для всех желающих, разговор будет другой.
Что нас ждет дальше
Вопрос с интеллектуальной собственностью ушедших компаний до конца еще не урегулирован: последние акты приняты в середине 2022 года. В Госдуме постоянно появляются новые предложения, но их или быстро отклоняют, или они зависают на этапе обсуждений, как законопроект о принудительном лицензировании ПО и контента.
В целом государство стремится стимулировать иностранных правообладателей оставаться в России: ради этого введен рублевый счет, на который уходят деньги за оплату лицензий и подписок, доступ к которым не полностью отрезан для российских пользователей. Поэтому конечный потребитель ничего не нарушает, если, как и прежде, продолжает платить за условное облачное хранилище.
Там, где санкции и ограничения обходит не конечный пользователь, а компания, как это сделали ряд кинотеатров, уже есть нарушение закона. Но для зрителя это ничем не грозит.
Кому-то складывающаяся ситуация напоминает 1990-е с дефицитом, нелегальным ввозом, челноками — вместо них теперь «серовозы» техники Apple. Впору задуматься и о другом аспекте того времени — наплыве «паленых» вещей, контрафакта. Но маловероятно, что все вернется к этому, потому что легализован параллельный импорт. Люди просто ищут возможности для дополнительного заработка: они покупают оригинальный продукт и завозят его на территорию России. Тем не менее уже сейчас цены на бренды ушедших из России товаров выше на маркетплейсах на 20–30%, чем в оригинальных магазинах при конвертации цены из валюты в рубли.
Нельзя отрицать, что проблема контрафакта растет. Уменьшаются различные механизмы контроля оригинальной продукции и так далее, а люди хотят зарабатывать и потому делают и ввозят подделки. Но тем не менее это не будет настолько широко распространено, как было, например, в 1990-е.