Об эксперте: Михаил Верисов, директор Центра технологий роботизации «Некст».
Robotic Process Automation (RPA) — это программные роботы, которые умеют повторять действия человека за компьютером. Их главная миссия заключается в автоматизации рутинных задач, которые часто сопровождают многие бизнес-процессы. Проще говоря, RPA — это та технология, благодаря которой можно передать роботу монотонные операции, которые обычно выполняются вручную, и высвободить время на стратегические задачи для бизнеса.
Программные роботы, например, могут выгружать данные из различных систем, от ERP (система управления предприятием. — РБК Тренды) до привычной для каждого почты, производить расчеты, формировать новые документы и рассылать их нужным сотрудникам. То есть выполнять рутинные задачи, на которые уходят часы рабочего времени, но быстро и без ошибок.
Главная отличительная особенность программных роботов RPA — возможность управлять приложениями при помощи обычного пользовательского интерфейса, то есть для них не требуется каких-либо специальных доработок стандартного программного обеспечения. Программные роботы взаимодействуют с офисными программами так же, как это делает человек, поэтому эта технология внедряется достаточно просто и быстро.
Первые ключевые элементы RPA, какими мы их знаем сейчас, появились в начале 2000-х: это соединение технологий искусственного интеллекта, screen scraping (извлечения данных с экрана) и автоматизации бизнес-процессов.
Настоящая поворотная точка для RPA случилась в 2012 году, когда многие предприятия стали искать способы сократить свои расходы в свете недавнего финансового кризиса. Примерно в тот момент и обозначились основные игроки мирового рынка платформ: UiPath, Blue Prism и Automation Anywhere. Сегодня эти «гиганты» мира RPA способны поддерживать одновременную работу тысяч роботов и широкий выбор различных инструментов как для поиска процессов, так и для дальнейшего анализа работы роботов.
Первые шаги RPA в России
В России первые эксперименты с RPA начались в конце 2017 года, а уже в 2018-м о технологии начали все чаще говорить в средствах массовой информации. Первый программный робот в ПАО «ММК» тоже был разработан в 2018 году. Однако в те годы многим предприятиям западное программное обеспечение RPA было не по карману. Еще одним немаловажным фактором оказался классический страх изменений, усиливающийся опасениями сотрудников предприятий, что роботы отберут у них всю работу. Такое положение дел косвенно подкреплялось тем, что в стране было мало специалистов, которые бы понимали, как работает технология.
Разумеется, российские разработчики пытались что-то предпринять, но конкурировать с западными аналогами им было не под силу: первые платформы могли представить потребителю только минимальный уровень базового функционала, зачастую без оркестратора — это компонент RPA, который позволяет управлять роботами. Сами роботы умели работать в ограниченном списке программного обеспечения, а их стабильность оставляла желать лучшего. Сложностей было много, оно и понятно — слишком уж мало времени прошло с момента появления технологии на российском рынке.
В результате всего несколько лет назад в России мало кто реально применял в работе программных роботов и подавляющее большинство относилось к этой технологии как к модной, с которой богатые предприятия поиграются, а потом благополучно бросят.
Однако со временем у отечественных игроков постепенно изменилось отношение к RPA — программные роботы внедряются относительно просто и быстро и способны оптимизировать работу целых отделов, высвободив временные ресурсы на сложные задачи. Эта технология стала особенно востребована в финансовом секторе и в промышленности — это отрасли, в которых очень много рутинных повторяющихся операций.
С 2018 года хайп вокруг технологии RPA в России стал быстро нарастать. Казалось, в RPA хотели «подтянуться» все: как частные «роботизаторы», так и крупнейшие российские интеграторы из ТОП-10. Постепенно на рынке начали появляться перспективные отечественные компании-разработчики и на данный момент в России существует порядка десятка платформ RPA местного производства. Различные IT-издания довольно регулярно публикуют рейтинги этих платформ, но пока какого-то универсального общего стандарта (как, например, Gartner) в России не существует.
Что происходит с рынком последний год
В первой половине 2022 года, когда остро встал вопрос срочного перехода на российское программное обеспечение, мы проанализировали все отечественные платформы RPA, входящие в реестр российского ПО, опробовали и протестировали их функционал. В тройку лидеров вошли Primo RPA, PIX Robotix и Sherpa RPA — на наш взгляд, именно этим компаниям действительно удалось своевременно среагировать на изменения рынка и оперативно предоставить реально работоспособные low-code платформы, способные обеспечить хорошую скорость разработки.
Так, к примеру, платформу Primo RPA уже тогда можно было назвать универсальным инструментом и оптимальным вариантом между гибкостью и простотой реализации сценариев роботизации, способностью «переваривать» большое количество одновременно работающих процессов. Неоспоримыми плюсами Primo являются высокая скорость разработки, лучшая среди прочих аналогов интеграция с Oracle OEBS, интеграция с 1С. Сама среда и функционал платформы очень похожи на продукты мирового лидера RPA — компанию UiPath.
Платформа Pix RPA тогда больше подходила для решения простых и среднего уровня задач роботизации. Имела развитую среду управления роботами (Оркестратор) с дополнительным функционалом по представлению роботизированных сценариев в виде верхнеуровневых блок-схем.
Что касается Sherpa RPA, то этот проект тогда был еще молод, но платформа уже неплохо работала с небольшим количеством роботизированных процессов и уже тогда обладала достойной интеграцией с 1С.
Все эти платформы сделали серьезный шаг вперед, доработали и существенно развили функционал — и продолжают заниматься активным масштабированием продуктов. Это положительно отражается как на потребительских свойствах ПО, так и в целом на рынке RPA в России, а у интеграторов появляется все больше возможностей и инструментов для решения задач заказчиков.
Внедрением подобных платформ, как правило, занимаются как сами разработчики, так и крупные российские интеграторы, бизнес которых построен на внедрении проектов RPA на любых платформах, и связан со всем, что касается RPA.
Дешевле, но без фич
Конечно, после ухода западных вендоров ситуация с RPA кардинально изменилась — это стало вызовом для многих предприятий, которые, занимаясь внедрением RPA с 2018 года, имели весьма внушительные RPA-системы. Например, у ПАО «ММК», было порядка 200 роботизированных процессов на начало 2022 года — и их всех срочно нужно было переводить на российское программное обеспечение.
Задача не из легких, но российские RPA-платформы к 2022 году успели подтянуть функционал и повысить устойчивость программного обеспечения, если сравнивать с 2019-2020 годами. А главное, у разработчиков платформ появилась возможность поработать с крупными заказчиками и протестировать роботов на большом количестве процессов. Получается, что уход иностранных поставщиков с рынка не погубил рынок RPA в России, а стал главным драйвером развития российских платформ RPA. Их стоимость простимулировала рост рынка, большее количество компаний смогли позволить себе зайти в роботизацию.
Есть куда расти
Несмотря на вполне очевидный прогресс, перед разработчиками платформ все еще стоит множество задач. Во-первых, им нужно продолжить повышать качество программного обеспечения самих платформ, расширять функционал. Во-вторых, всем платформам необходимо поработать над оптимизацией потребляемых ресурсов — и особенно сейчас, когда есть явные проблемы с закупкой и масштабированием железных мощностей. В-третьих, интеграторам RPA, да и их клиентам, предстоит сделать так, чтобы все те фичи и возможности, к которым они привыкли у западных платформ, вернулись. Ведь именно они и позволяли использовать роботов RPA как максимально универсальный инструмент, подходящий для быстрого и эффективного решения любых задач.
Прежде чем российское программное обеспечение будет отвечать запросам рынка, работать стабильно и потреблять оптимальное количество ресурсов, платформы выпустят еще большое количество релизов и версий. Другие перспективные направления, связанные с развитием RPA, — выявление процессов, пригодных для дальнейшей роботизации. Для этого уже активно используются технологии Process mining (интеллектуальный анализ процессов. — РБК Тренды) и Task mining (технология, отслеживающая и анализирующая действия, производимые пользователями на устройстве. — РБК Тренды), и сочетание RPA с технологиями искусственного интеллекта.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что российский рынок RPA находится в стадии активного развития. Российские разработчики RPA все больше трудятся над развитием платформ, а предприятия уже не так сильно боятся новых технологий и все чаще приходят к нам с конкретными бизнес-задачами, которые они хотели бы решить с помощью роботов.
Среди российских RPA-платформ усиливается конкуренция, и мы надеемся, что она приведет к существенному улучшению качества программного обеспечения RPA. Более того, у каждой платформы есть своя специфика развития. Поэтому вполне возможно, что однажды появится инновационное RPA-решение, которое будет построено каким-то отличным от наших привычных представлений способом.