Прогрессивным и инновационным идеям представителей технологических компаний не всегда удается завоевать рынок. На их успех может влиять множество факторов: от экономического кризиса до природных катастроф. 2022 год стал испытанием для некоторых таких проектов и «удержаться» смогли не все.
Прогнозы Баффетта о крахе криптовалюты сбылись
В 2022 году произошло то, о чем не первый год говорил миллиардер и инвестор Уоррен Баффетт. 11 ноября одна из самых известных криптобирж FTX объявила о банкротстве. Она была создана в 2019 году и за несколько лет попала в тройку лидеров по капитализации рынка криптобирж. Количество пользователей криптобиржи в 2021 году насчитывалось более 1 млн пользователей. Проблемы у компании начались после расследования ресурса CoinDesk. Редакция получила документ, который указывал на неплатежеспособность FTX. После выхода статьи инвесторы начали стремительно выводить свои средства. Стоимость собственного криптотокена биржи FTT упала, а бывшего владельца FTX Сэма Бэнкмана-Фрида арестовали на Багамах 12 декабря 2022 года. Правительство США обвинило его в мошенничестве с банковскими переводами и с ценными бумагами, а также в отмывании денег.
Ситуация с FTX повлияла на всю криптовалютную индустрию. Крупные игроки сферы получали финансирование от FTX. Но после банкротства этой криптобиржи СМИ начали сообщать о проблемах в Bitfront, Genesis и Kraken. Криптокредиторы Celsius и BlockFi тоже проходят процедуру банкротства. Для некоторых экспертов криптовалютный крах был ожидаем. Например, в 2018 году Уоррен Баффетт дал свое определение криптовалюты — «крысиный яд в квадрате». Тогда же он добавил, что мог бы вложиться в любую из крупных криптовалют, если бы уверен, что все это не «плохо кончится».
Google отказался от игрового сервиса Stadia
В 2019 году Google запустил облачный игровой потоковый сервис Stadia. Пользователи получили мгновенный доступ к любым играм. При этом их не нужно было загружать и устанавливать.
29 сентября 2022 года в компании объявили, что вынуждены закрыть стриминговый сервис. Причина — низкий спрос со стороны игроков. «Мы благодарны преданным игрокам Stadia, которые были с нами с самого начала. Компания вернет деньги за все покупки оборудования Stadia, сделанные через Google Store, а также за покупку игр и дополнительного контента, сделанных через магазин Stadia. Игроки будут иметь доступ к своей библиотеке до 18 января 2023 года. Процесс возвратов денежных средств завершится к середине января 2023 года», — говорится в пресс-релизе Google.
Как пояснили в компании, от самой технологии облачного гейминга отказываться они не планируют. Ее будут применять в других продуктах Google — YouTube и Google Play. Также эксперты добавили, что разработки, например, в области дополненной реальности (AR) будут интересны для отраслевых партнеров корпорации.
Spotify и Amazon остановили продажи своих устройств
Стриминговый сервис Spotify в марте 2022 года запустил в продажу плеер под названием Car Thing. Оборудование было недоступно для широкого круга пользователей. Протестировать новое устройство смогли подписчики Spotify Premium. Car Thing — прибор с дисплеем и поддержкой голосового управления. Устройство подключается к смартфону с установленным Spotify с помощью bluetooth. Через четыре месяца после старта — в июле 2022 года — Spotify объявил о приостановке производства плеера. Представитель Spotify в интервью изданию TechCrunch объяснил, что решение принято после анализа потребительского спроса и проблем с цепочкой поставок.
Похожая ситуация произошла с новым устройством Amazon Glow, которое появилось на рынке в 2021 году. Оборудование представляло собой что-то среднее между планшетом и проектором. Интерактивная система развлечений и видеозвонков создавалась для того, чтобы дети могли учиться, играть и общаться с семьей в удаленном формате. Продажи устройства прекратились в октябре 2022 года.
Следом за Spotify и Amazon отказаться от некоторых своих устройств решила Meta Platforms (с 21 марта 2022 года решением суда организация признана в России экстремистской и запрещена).
Как сообщают СМИ, такое решение было принято из-за финансовых трудностей корпорации. Meta планирует сократить расходы в ближайшие месяцы не только за счет увольнений персонала, но и отказа от некоторых своих проектов. Например, компания прекращает массовые продажи Facebook* Portal TV (с 21 марта 2022 года соцсеть запрещена в России решением суда). Компактная приставка для телевизора для видеочатов, AR-игр и просмотра контента доступна к покупке до 31 декабря 2022 года. При этом в самой компании пользователям пообещали, что будут оказывать техническую поддержку устройств.
Также руководство Meta Platforms отказалось от разработки «умных» часов со съемной камерой. Их планировалось использовать в качестве устройства ввода для очков дополненной реальности Project Nazare. Часы должны были появиться летом 2022 года.
Intel уступил позиции AMD
В 2021 году компания Intel планировала восстановить статус лидера полупроводниковой промышленности. Однако в октябре 2022 года производитель электронных устройств и компьютерных компонентов решил временно отказаться от своих намерений. Причина такого шага — финансовые трудности корпорации. Согласно отчету компании, прибыль в третьем квартале текущего года упала на 85% по сравнению с 2021 годом. Чтобы улучшить финансовое положение, Intel ввел режим жесткой экономии. Компания сократит расходы на $10 млрд к 2025 году. Также в планах компании, как сообщает Bloomberg News, провести кадровую политику: тысячи сотрудников могут остаться без работы.
Акции Intel в начале января 2022 года упали почти на 48%. Но через некоторое время поднялись более чем на 6%. Инвесторы оценили усилия производителя по сокращению расходов. По рыночной капитализации в 2022 году Intel обошла компания Advanced Micro Devices (AMD). Эксперты связывают подъем с тем, что производитель интегральной микросхемной электроники начал осваивать новые отрасли. Например, в феврале 2022 года AMD приобрела компанию по производству адаптивных чипов Xilinx. Стоимость сделки составила $49 млрд. Чипы AMD теперь встроены в некоторые модели Tesla, марсоход NASA Mars Perseverance, вышки сотовой связи 5G и не только.
Запуск метавселенной откладывается
Амбициозные планы главного исполнительного директора Meta Platforms Марка Цукерберга по созданию метавселенной откладываются. В ноябре 2022 года он уволил более 11 тыс. сотрудников на фоне финансовых трудностей корпорации. Как отмечают аналитики, Meta начинает сдавать свои лидирующие позиции среди технологических гигантов.
Впервые об идее создать метавселенную интернет-предприниматель рассказал в октябре 2021 года. Предполагалось, что в ней пользователи смогут не только перемещаться в другие виртуальные миры, но и работать, жить и отдыхать. Над созданием проекта трудились более 10 тыс. сотрудников. Сумма инвестиций в проект составила не менее $10 млрд. В итоге должен был получиться виртуальный мир с VR и AR-технологиями.
«Лично для меня было очень важно, чтобы мы шли к чему-то. И это видение будущего, которое нас действительно волнует, к которому мы стремимся», — объяснил тогда Цукерберг журналисту The Verge.