Сундар Пичаи возглавил одну из крупных и самых дорогих технологических компаний мира Google в 2015 году. В 2019 году он стал единственным руководителем Alphabet, материнской компании Google, после ухода основателей поисковика Ларри Пейджа и Сергея Брина с постов гендиректора и президента. С тех пор он совмещает две должности и входит в совет директоров обеих компаний. РБК Тренды собрали самые интересные прогнозы визионера.
Искусственный интеллект вряд ли когда-нибудь обретет сознание
Сундар Пичаи заявил, что искусственный интеллект не является разумным и, возможно, никогда не достигнет того, чтобы обрести собственное сознание. И это даже несмотря на то, что топ-менеджер видит эту технологию как важную часть будущего компании. Технологию ИИ нельзя считать разумным существом ни при каком уровне напряжения воображения, сказал Пичаи во время интервью на конференции Vox Media Code Conference в сентябре 2022-го.
Google и ее материнская компания Alphabet вложили значительные средства в разработку технологий искусственного интеллекта, позволяющих выявлять различные заболевания и поддерживать реалистичные разговоры с людьми. По словам Пичаи, внедрение ИИ во множество продуктов компании стало не менее важным, чем предыдущий переход от настольных персональных компьютеров к мобильным устройствам.
Однако у технологии впереди еще долгий путь развития. По мнению главы Google, человеческие ценности лежат в основе усилий компании по развитию искусственного интеллекта, и ИИ-технологии будут «расширять возможности человечества». Но он отметил, что опасения того, что ИИ стал разумным существом в лучшем случае преждевременны. «Мы далеки от этого, и, возможно, никогда не доберемся до такого уровня», — считает Пичаи. В качестве примера он указал на один из продуктов Google для общения с пользователями с помощью голоса: «Любой, кто разговаривает с Google Assistant — хотя я считаю, что это лучший голосовой помощник, — все равно видит, насколько он несовершенен в некоторых случаях».
Летом 2022 года один из инженеров-тестировщиков Google Блейк Лемойн в интервью изданию The Washington Post заявил о признаках сознания у созданного компанией искусственного интеллекта LaMDA. Это платформа, имитирующая естественную человеческую речь, которая может обучаться, расширяя свой лексикон через интернет. Лемойн пришел к выводам, что разработанный компанией ИИ обладает собственным разумом, считает себя самостоятельной личностью и даже рассуждает о своих правах. Google приняла решение временно отстранить инженера от работы за нарушение политики конфиденциальности компании, а затем уволила.
Google создаст субтитры для всего мира
На ежегодной конференции Google I/O 2022 Сундар Пичаи представил прототип будущих очков дополненной реальности, над которыми сейчас работает Google. Новый гаджет переводит речь человека в режиме реального времени и отображает ее на линзах очков пользователя в виде субтитров прямо во время разговора.
По словам Пичаи, язык очень важен для связи людей друг с другом. Однако бывает сложно понять человека, говорящего на другом языке, а попытка следить за разговором для слабослышащего человека или для человека с отсутствием слуха может быть настоящей проблемой. Новый продукт Google, использующий разработки компании в области перевода и транскрипции, поможет упростить жизнь людям с особенностями слуха и устранит языковой барьер.
«Новые технологии меняют то, как мы используем компьютеры и получаем доступ к знаниям. Существует новый рубеж для вычислительной техники, который потенциально может расширить все это еще больше, и это дополненная реальность», — заявил глава Google. Технологический гигант вложил значительные средства в эту область. Дополненная реальность уже встроена во многие продукты Google, от технологии распознавания изображений и текста на основе нейронной сети Google Lens до мультипоиска и интерактивных функций в Google Maps.
Теперь Google работает над новыми очками с дополненной реальностью, которые будут переводить голос в текстовые сообщения на языке, понятном пользователю. Сервисы перевода Google, которые будут использовать в очках, сейчас поддерживают в общей сложности 133 языка, используемых по всему миру.
Точных сроков релиза или детальных технических характеристик очков дополненной реальности Сундар Пичаи не назвал. По информации источников издания The Verge, Google намерена выпустить очки с дополненной реальностью в 2024 году.
Гибридный формат работы навсегда
В интервью The Wall Street Journal Сундар Пичаи поделился мыслями о возвращении к совместной работе в офисах после длительного периода удаленки и о том, какую роль будет играть офисная среда в будущем. «Больше всего меня воодушевляет то, что я думаю, что будущее формата работы будет гибким. В частности, мы считаем важным, чтобы люди работали в офисе несколько дней в неделю, но мы используем все возможные варианты. Для некоторых наших сотрудников работа будет полностью удаленной, но большей части нужно будет приходить в офис три дня в неделю», — сообщил генеральный директор Google.
«Но я думаю, что мы можем быть более продуктивными в отношении времени, которое сотрудники проводят в офисе, обеспечив проведение групповых встреч или совместной работы, творческого совместного мозгового штурма или создания команд», — добавил он. По мнению Пичаи, сотрудники и команды со временем разберутся в этом вопросе, но в целом он смотрит на будущее формата работы с большим позитивом, потому что «можно будет переосмыслить модель работы на следующие десять лет».
«Мы пережили пару десятилетий, когда работа была напряженной, а поездки в офис — тяжелыми. Я думаю, что люди чувствовали себя очень измотанными», — отметил Пичаи. Пандемия показала, что существует множество профессий, для которых просто не требуется постоянное рабочее место в офисе.
Четкий фокус и продуктивность
По мнению главы Google, рост продуктивности сможет защитить бизнес во времена экономической неопределенности. Сундар Пичаи заявил, что хочет повысить производительность в компании на 20%. Это может быть признаком того, что технологический гигант планирует изменения, чтобы справиться со сложными экономическими условиями. Выступая на конференции Code Conference в Калифорнии в сентябре 2022-го, топ-менеджер привел в пример прошлые решения о слиянии пересекающихся проектов как изменения, которые могут произойти в Alphabet и ее дочерней компании Google.
В 2022 году компания столкнулась с трудностями — рост финансовых показателей замедлился на фоне неблагоприятной ситуации в экономике и сокращения расходов клиентов на рекламу. «Экономике присуща неопределенность, и макроэкономические показатели коррелируют с расходами на рекламу, потребительскими расходами и так далее. Но для меня все это — факторы, находящиеся вне нашего контроля», — заявил Пичаи. По его словам, на чем действительно стоит сосредоточиться, так это на расставлении приоритетов. В ситуации, когда у компании меньше ресурсов, чем раньше, нужно правильно расставлять приоритеты в отношении вещей, над которыми действительно нужно работать. Кроме того, нужна уверенность, что сотрудники продуктивны.
Пичаи признал, что корпорация стала «медленнее» после того, как численность персонала резко возросла. Из-за увеличения масштабов компании решения в ней теперь принимаются труднее, в том числе потому что больше людей должны одобрить происходящие изменения. «Всякий раз, когда компания растет в течение определенного периода времени, вы в конечном итоге становитесь менее эффективными. Это естественный порядок вещей», — рассказал глава Google.
Чтобы обеспечить успех бизнесу на следующее десятилетие, нужно повышать продуктивность, считает Пичаи. Он привел пример сокращения команды и объединения проектов YouTube Music и Google Play Music в один продукт. «Иногда есть области, в которых нужно добиться прогресса, где решения принимают три человека. Сокращение их числа до двух или одного повышает эффективность на 20%», — привел он другой пример.
Летом 2022-го технологический гигант объявил, что планирует замедлить прием новых сотрудников, продолжив поддерживать свои ключевые направления бизнеса. Пичаи сообщил, что компания сосредоточится на найме «инженерных, технических и других важных специальностей» в 2023 году.
В сентябре 2022 года Google уже закрыла проект по созданию ноутбука Pixelbook следующего поколения, объявила, что отказывается от своего облачного игрового сервиса Stadia и свернула половину проектов во внутреннем инкубаторе стартапов Area 120. В декабре Google также объединил команды навигационного приложения Waze и Google Maps, чтобы уменьшить дублирование сервисов.
Клиповые деньги YouTube
В 2023 году YouTube станет единственной платформой, на которой создатели смогут монетизировать свой контент не только в формате длинных видеороликов и стримов, но и в формате коротких видео (Shorts), заявил Сундар Пичаи в октябре на пресс-конференции, посвященной итогам работы корпорации за третий квартал.
Когда принадлежащий Google видеохостинг только ввел монетизацию в 2007 году, у YouTube был один формат — стандартное горизонтальное видео — и один основной источник дохода: реклама. Сейчас создатели контента могут размещать вертикальные короткие видео, длинные ролики и вести многочасовые прямые трансляций. У YouTube более 2 млн создателей контента, которым сервис предлагает десять способов монетизации, в том числе финансирование фанатами и спонсорство брендов. Компания YouTube заплатила создателям контента, артистам и медиа-компаниям более $50 млрд за последние три года (по состоянию на июнь 2022 года).
YouTube запустил платформу для коротких видео Shorts в конце 2020 года. Созданные пользователем вертикальные видеоролики продолжительностью до 1 минуты прокручиваются в отдельной бесконечной ленте. Такие ролики можно снимать прямо с телефона с помощью мобильного приложения YouTube. Сервис коротких видео стал очень популярным — в сентябре 2022 года ежемесячная аудитория YouTube Shorts достигала 1,5 млрд человек. Однако до сих пор короткие ролики не монетизировались, за исключением специального фонда вознаграждения для создателей лучших видео в формате Shorts, на который компания выделила $100 млн.
В начале 2023 года создатели коротких видеороликов на YouTube получат такую же возможность монетизации, как и другие участники партнерской программы платформы. Они смогут подавать заявку на монетизацию после достижения порога в 1 тыс. подписчиков и 10 млн просмотров роликов за 90 дней. Реклама будет показываться между роликами в ленте Shorts. Короткие видео продолжат пользоваться высоким интересом и компания будет инвестировать средства в разработку мобильных видеоинструментов для создателей контента, сообщил глава Google.