Кто и для чего использует «умные» колонки
По данным отчета «М.Видео — Эльдорадо», за девять месяцев 2022 года продажи «умных» колонок выросли на 80% — за этот период россияне приобрели рекордные 1,35 млн устройств.
По данным проведенного компанией Just AI в 2019 году исследования, больше всего пользователей устройств с голосовыми ассистентами в возрастной группе 25–34 — 35%. 24% — это пользователи 18–24 лет, а группа 35–44 составляет 18%. Это сходится с более поздним анализом компании Surf: в нем на пользователей в возрасте от 16 до 34 лет приходится более 90% запросов в голосовом поиске с долями в 35% и 31% у возрастных групп 16–24 и 25–34 соответственно.
В 2018 году Институт изучения журналистики Рейтер совместно с Оксфордским университетом провели большое исследование с выборкой из нескольких тысяч пользователей Google Assistant и Amazon Alexa, в котором в том числе рассмотрели, как они взаимодействуют со встроенными в «умные» колонки голосовыми помощниками.
Уже тогда функция чтения информационных сообщений оказалась востребована у 48% опрошенных. Это пятый по популярности результат после прослушивания музыки (84%), ответов на вопросы (66%), прогноза погоды (58%) и получения напоминаний и уведомлений (56%).
Опыт VK: откуда Маруся берет новости и как их читает
Общероссийской аналитики по использованию голосовых ассистентов пока нет, но представители VK, которая разрабатывает голосового помощника Маруся, говорят, что функцию чтения новостей регулярно активируют 13% его пользователей, и показатель постепенно растет. Точное количество пользователей в VK не раскрывают, но по оценке Just AI, по итогам 2021 года Маруся занимает 9% рынка «умных» колонок в России: это примерно 360 тыс. устройств от общего показателя в 4 млн единиц.
Слушать новости можно на всех устройствах, в которые интегрирована Маруся, кроме детских умных часов: это три «умные» колонки — «VK Капсула», «VK Капсула Мини» и «VK Капсула Нео», приложения для мобильных устройств, «ВКонтакте», приложение «Почта Mail.ru», а также Smart TV. Новости наиболее востребованы у владельцев колонок и пользователей смартфонов. В VK отмечают, что в первом случае самый частый сценарий — это так называемые «утренние и вечерние рутины». Человек собирается на работу или приходит с нее и переключается на домашние дела и что-то слушает в фоновом режиме. Включить новости обычно просят либо прямой командой, либо же они попадают в информационный блок, который запускается словами «Маруся, доброе утро».
Год назад для этого использовались всего три источника: в основном собственные медиа компании VK, которая тогда еще называлась Mail.ru Group. Сегодня это уже 20 ресурсов, включая три проекта РБК — «Новости», «Стиль», и «Тренды». Первый из них входит в тройку наиболее популярных у аудитории Маруси. На стартовом этапе формирования списка источников в VK ориентировались на то, чтобы в выдачу попадали наиболее популярные СМИ. Теперь разработчики Маруси хотят расширять тематику и включать больше специализированных площадок, таких, как недавно добавленный портал DTF об играх и кино. Условия партнерства в компании не раскрывают, но очевидно, что для медиа это возможность получить дополнительный источник трафика. Несмотря на экономическую нестабильность в 2022 году, продажи умных колонок в России увеличились на 70%, и этот рынок еще далек от насыщения.
Техническая интеграция новостного контента с голосовым помощником почти не требует ресурсов со стороны СМИ. В VK говорят, что для этого используется давно отработанный подход с RSS-лентами и отлично изученная технология синтеза речи (TTS — Text to Speech). Практически любой новый источник можно добавить за два дня, но для качественной реализации нужно 10–14 дней — тестирование никто не отменял. Ключевое требование VK к площадкам — высокая скорость передачи информации. Люди готовы ждать несколько секунд, пока загрузится веб-страница, но для голосового ассистента это неприемлемо. От него человек ждет практически мгновенного ответа, как и от реального собеседника, с которым общается вживую.
По умолчанию Маруся читает новости с проектов VK, но главный источник всегда можно выбрать в настройках голосового ассистента. Или же можно не делать этого и, например, прямо попросить: «Маруся, почитай мне новости РБК Трендов». С интонацией, ударениями и произношением обычных новостей проблем, как правило, не возникает. Но когда в каталог источников добавляется что-то специфическое, например, контент про игры или моду, то команда проводит дообучение голосовой модели. До попадания в выдачу новости целенаправленно слушает команда специалистов: они вручную отмечают и исправляют все ошибки. В VK говорят, что для этого достаточно нескольких часов работы, и это решает 80% потенциальных проблем. Оставшиеся неточности быстро исправляются уже после релиза.
Новости в «умных» колонках за границей: что делают Google и Amazon
Лидер в чтении новостей за пределами России — голосовой помощник Google Assistant. На разработке этой функции корпорация сфокусировалась еще несколько лет назад, и сейчас ее список англоязычных источников информации состоит из более чем 80 позиций. Среди них ведущие мировые СМИ: от постоянно возглавляющих рейтинги посещаемости BBC, CNN и The New York Times до крупных локальных, например, France24.
В исследовании NPR и Edison Research отмечается, что количество людей в США, которые хотя бы раз слушали новости с помощью этого гаджета, увеличилось с 55% в 2019 до 66% в 2022. Выросло и среднее время прослушивания новостного контента — 44% опрошенных тратят на это от 1 до 3 часов в неделю, а 34% — более 3 часов. Тем не менее, возрастной срез отличается от России. Ядро аудитории умных колонок в США — люди, которым от 45 до 54 лет (28%), а на группы 25–34 и 35–44 приходятся доли в 17% и 18%.
Впрочем, вопрос монетизации этого формата пока остается открытым. Если с ретрансляцией радио через «умные» колонки все понятно (это делает каждый второй пользователь) — реклама остается такой же, — то к TTS-контенту со страниц СМИ нужен особый подход. В Google думают об интерактивной рекламе, а Amazon добавляет к новостным блокам «спонсорские» сообщения. Нельзя забывать и о вопросах этики и безопасности: как именно алгоритмические принципы будут составлять подборку новостей и как избежать риска распространения ошибочной информации и «вбросов» фейков с помощью взлома? С этим разобраться пока только предстоит.