Людей с диагностированными ментальными проблемами становится все больше: у каждого восьмого человека в мире наблюдается психическое расстройство, а с началом пандемии COVID-19 число людей, живущих с тревожными и депрессивными расстройствами, выросло более чем на четверть.
Постоянный стресс, эмоциональное выгорание, проблемы со сном и неспособность выполнять даже элементарные задачи — психические расстройства напрямую влияют на продуктивность, что отражается на рабочих процессах. Только депрессия и тревога ежегодно обходятся мировой экономике в $1 трлн.
Однако люди не спешат обращаться к специалистам. Возможные причины — страх перед разговором с незнакомым человеком о личных проблемах, стигма и убежденность, что беседа с терапевтом вряд ли поможет. Еще одна — финансы: во многих странах с низким и средним уровнем дохода психологическая помощь все еще считается роскошью.
На что способны технологии в психотерапии
Цифровизация уже изменила транспорт, образование, бизнес. Не остается в стороне здравоохранение — и психотерапия, в частности. Использование технологий решает ряд проблем, с которыми ежедневно сталкиваются специалисты по психическому здоровью и пациенты.
- Доступность. Не все люди, нуждающиеся в психиатрическом лечении, могут им воспользоваться. Например, только треть людей с депрессией получают психиатрическую помощь. Цифровые технологии могут стать хорошим подспорьем в лечении аффективных и тревожных расстройств для людей из сел и отдаленных районов.
- Постановка диагноза. Объективные и непрерывные измерения эмоций и поведения недоступны ни для диагностики, ни для оценки результатов лечения. Но возможно для психотерапевтов появился нужный инструмент — цифровое фенотипирование. Он позволяет врачу ставить диагноз с помощью данных смартфона: о социальных взаимодействиях или физической активности.
- Лечение. Обычно в лечение пациента участвует не один врач. Совместная помощь специалистов более эффективная в лечении депрессии в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Совместную работу облегчает технологические платформы и электронные медицинские карты.
Важное место в этой области занимает искусственный интеллект — компьютерная система, способная справляться с простыми когнитивными задачами. В ее основе — машинное обучение и анализ данных. Использование искусственного интеллекта повышает скорость, масштаб и степень точности выполняемых задач, высвобождая время и ресурсы для решения проблем, с которыми машины справиться не могут.
В 1960-х годах один из отцов современного искусственного интеллекта Джозеф Вейценбаум разработал компьютерную программу ELIZA. Она создавалась для разговора с людьми, а для удобства ее сделали «психотерапевтом»: в нее загрузили набора правил, «… подобных тем, которые могут быть даны актеру… для импровизации на определенную тему».
Программа предназначалась только для исследовательских целей — экспериментов по обработке естественного языка. Однако в итоге привела к широкой дискуссии о возможностях искусственного интеллекта — в том числе и как потенциального психотерапевта.
Искусственный интеллект уже используется для того, чтобы поставить диагноз пациенту, отследить симптомы и спрогнозировать выздоровление. А еще он — основа для многих технологий.
Чат-боты
Проблема: Психотерапевты перегружены и записаться на прием не получается — ресурсов у системы здравоохранения просто не хватает. А человеку с депрессивным или тревожным эпизодом нужна поддержка.
Решение: Чат-бот, который будет помогать людям бороться с негативными мыслями, предлагать полезные инструменты и вовлекать в доказательные методы терапии. И все это — круглосуточно.
Пример: Приложение Woebot. В его основе — машинное обучение, которое на вопросы пользователей дает «предсказуемые ответы» с использованием методов когнитивно-поведенческой терапии. Особенно чат-боты полезны уязвимым группам — пенсионерам, подросткам и людям, которые по каким-то причинам не желают обращаться к специалистам
VR-технологии
Проблема: Переживших теракты, войны и сексуализированное насилие порой преследует воспоминания о травме, что мешает полноценной жизни.
Решение: Погрузить человека с помощью виртуальной реальности в симуляцию травмирующего события. Это помогает показать пациенту, что он уже не там и ему ничего не угрожает.
Пример: Доктора Джоан Дифеде и Хантер Хоффман использовали VR для лечения одной из выживших после теракта во Всемирном торговом центре. У пациентки наблюдалось уменьшение симптомов посттравматического стрессового расстройства на 90%.
Терапевтические роботы
Проблема: В стационаре у людей с деменцией встречаются поведенческие и психические симптомы — агрессия, апатия, бесцельная активность, расторможенность, апатия или бред. Поэтому помочь пациентам бывает трудно.
Решение: Уменьшить негативные эмоций, поведенческие симптомы и улучить настроение пациента. На это способны терапевтические роботы.
Пример: Робот PARO, который выглядит как детеныш белого тюленя, взаимодействуя с пациентами, снижает чувство депрессии и изолированности. Это своего рода анималотерапия, но вместо животного — механизм.
Paro — не единственный терапевтический робот. Kaspar и Nao могут помогать детям с расстройствами аутистического спектра: они обучают социальным навыкам — подражанию, умению поддерживать вовлеченность и эмпатии.
Обратная сторона технологий
У каждой инновации есть ограничения и неприятные последствия. Технологии в психотерапии — не исключение. Вопрос в том, как на них будут реагировать разработчики, медицинские специалисты и сами пациенты.
Значительная проблема — безопасность данных. Важно проверять условия обслуживания приложения перед использованием: какие данные собираются, кто имеет к ним доступ и как защищается конфиденциальность. Вряд ли кто-то желает, чтобы его медицинская информация использовались маркетинговыми ресурсами.
Не все хорошо справляются с цифровыми технологиями. Страх, неумение, чувство отчужденности мешают взаимодействию с техникой — даже со смартфоном. Что особенно важно для людей с когнитивными и поведенческими нарушениями.
Порой алгоритмы делают предвзятые прогнозы из-за ограничений в наборе данных для обучения. В 2019 году исследователи обнаружили, что у используемого UnitedHealth Group алгоритма есть предубеждения, из-за чего чернокожим пациентам отказывается в дополнительной помощи. Немаловажный вопрос — кто несет юридическую ответственность, если бот ошибся с постановкой диагноза.
Цифровые технологии только начинают использоваться в психотерапии, поэтому влияние изменений на терапевтическую практику оценить пока сложно. С одной стороны, они повышают комфорт пациента и делают заботу о психическом здоровье более доступной. С другой, они не обладают всеми навыками, которые есть у психиатров и терапевтов, и уступают им в понимании человеческой психики и эмоций. Однако одно можно сказать наверняка: новые технологии — не замена психиатрического лечения, а скорее полезное дополнение.