Летучки и концерты в киберпространстве: как бизнесу попасть в метамир

Фото: Freepik
Фото: Freepik
В последней версии цикла Gartner метавселенные находятся на этапе запуска технологии. Однако многие российские компании уже успешно осваивают этот инструмент и используют метаверс для развития своего бизнеса

Об эксперте: Ольга Харитонова, ведущий аккаунт-менеджер коммуникационного агентства 2L.

Метавселенные ближе, чем кажется

Метавселенные завоевывают все большую популярность в России, хотя при этом, по данным опроса ВЦИОМ, лишь каждый десятый россиянин знаком с понятием метавселенной. Передовые отечественные компании, следуя за мировыми трендами, уже создают свои миры в метаверсе или с интересом изучают, как можно использовать метавселенные в своем бизнесе.

Цикл технологий Gartner «Hype Cycle for Emerging Technologies» 2022 года. Согласно анализу экспертов компании, метавселенные раскроют свой потенциал примерно через 10 лет.
Цикл технологий Gartner «Hype Cycle for Emerging Technologies» 2022 года. Согласно анализу экспертов компании, метавселенные раскроют свой потенциал примерно через 10 лет. (Фото: Gartner)

Вот несколько свежих примеров, как компании используют метавселенные в своей работе. 3 сентября 2022 года в киберпространстве Tinkoff Pulse Park прошел концерт Михаила Шуфутинского. Само пространство было развернуто в метавселенной Decentraland. Зрители могли пройти активности, которые предложили им организаторы, и в качестве приза за это получить NFT-сувениры — аксессуары от популярного исполнителя.

Сеть «М.Видео» к началу учебного года запустила виртуальный шоурум цифровых новинок во метавселенной Roblox — «М.Гонки». Цифровые аватары пользователей могут гулять по метамагазину ретейлера и изучать его товарный ассортимент. Бренд интегрировал в проект механику геймификации: совершая определенные игровые действия, участники соревнования накапливают бонусные баллы, которые затем могут потратить в реальных онлайн- и офлайн-магазинах.

Метавселенные — уже не далекий фантастический мир, а реальный инструмент, которым пользуются компании для достижения своих бизнес-целей. С другой стороны, многие еще не совсем разобрались с этим термином. AR и VR — это метавселенные? Как можно попасть в метамиры? Какой толк от нарисованных аватаров, расхаживающих по цифровым пространствам? Давайте разбираться.

Фото:Freepik
Экономика образования 5 профессий, которые появятся в метавселенной в ближайшее время

Препарируем метамир: как все устроено

Самый частый вопрос, который неофиты задают про метаверс: «А чем это отличается от обычных компьютерных игр или других приложений?» Принципиальное отличие в том, что метавселенная — это единая оболочка для всех подобных составляющих. Метаверс — это действительно цифровой мир, в котором собраны и существуют по его правилам виртуальные сущности от игр и квестов до магазинов на диване и музеев. Это глобальная симуляция окружающей действительности.

Марк Цукерберг, создавая свой метамир, главной его целью видел объединение всех существующих интернет-платформ в одном месте. Очень масштабно, не правда ли — создать единую Вселенную, которая станет аналогом существующему офлайн-миру.

Сегодня существует не совсем правильное убеждение, которое многие разделяют, — для выхода в метаверс обязательно нужен VR-шлем. Это совсем не так. В метавселенную можно попасть с помощью обычного приложения на смартфоне, например Roblox или Altspace, или через его веб-версию. Метавселенные вполне могут быть двухмерными, использование VR — это всего лишь улучшенный пользовательский опыт, приближающий нас к нашим ощущениям в реальности.

Фото:Shutterstock
Футурология Метавселенные: как и почему они изменят интернет и жизнь

Какие технологии используются в метавселенных

Набор технологий, с помощью которых пользователь может пользоваться метаверсом и существовать в нем, весьма широк. Единого устоявшегося технологического концепта метавселенных сегодня не существует. Вот самые распространенные технологии, которые используют при создании метавселенных:

  • Блокчейн. Криптовалюта и NFT используются некоторыми метавселенными для торговли своими активами или закрепления прав собственности на уникальные арт-объекты.
  • Дополненная и виртуальная реальности (AR + VR) — с их помощью создается уникальный иммерсивный опыт пользователя метаверса.
  • 3D-моделинг позволяет разработать виртуальную среду, приближенную к реальности. Этим уже широко пользуются различные застройщики и девелоперы для моделирования своих объектов недвижимости, что позволяет проводить продажи полностью в онлайне без посещения клиентом приобретаемой квартиры или другого помещения.
  • Искусственный интеллект. Область его применения очень широка: от создания динамических виртуальных объектов до разработки автономных неигровых персонажей (NPC).
  • Интернет вещей используется чаще всего в виде сенсоров, которые могут собирать сигналы из внешнего мира и транслировать эти потоки данных в метаверс. Таким образом с помощью интернета вещей можно изменять объекты в метавселенной в зависимости от происходящих в реальном мире событий.

Фото:Василий Кузьмиченок / ТАСС
Индустрия 4.0 Что такое интернет вещей и как он устроен

Какими могут быть концепты метаверса

  • Виртуальные 3D-пространства для коммуникаций. Пример Microsoft Mesh — иммерсивные пространства, в которых пользователи могут совместно работать. Его создатели используют инновацию, получившую название голопортация — технология, создающая 3D-модель пользователя и передающая ее в метапространство в виде движущейся голограммы. К Mesh можно подключаться с помощью обычного смартфона или компьютера, а можно с помощью специализированных устройств: VR-очков или гарнитуры смешанной реальности HoloLens 2.
  • Игры с использованием смешанной реальности могут считаться прототипом метаверса. Это, например, хорошо всем известные Pokemon Go или Fortnite.
  • Вселенные типа Roblox или Altspace — по сути это тоже игровые метавселенные, где контент создается самим сообществом пользователей. Преимущества этих концептов — простота использования и низкий порог входа для разработчиков миров. Каждый пользователь с современным смартфоном может зайти в эти метавселенные, кастомизировать свой аватар и сразу же включиться в интересную игру или же создать свою.

Фото:Vittorio Zunino Celotto / Getty Images
Футурология От Gucci до Coca-Cola: почему бренды стремятся в метавселенные

Преимущества метавселенных для бизнеса

Две главные характеристики, которые обеспечивают пользователям метавселенных уникальный опыт — интерактивность и визуализация. Люди в метаверсе могут взаимодейстовать с объектами так же, как в реальности.

Визуализация (она же виртуализация) позволяет показать клиентам в метаверсе дорогие и немобильные продукты. Это находка, например, для производителей промышленного оборудования или застройщиков.

Чем же хороши и чем могут быть полезны нам метамиры, кроме возможности уйти от реальности в цифровые дебри? Вот несколько моментов, которые в метаверсе получают новое развитие по сравнению с обычным миром:

  • В метавселенных можно задавать собственные правила бытия — в них становится доступным все, что запрещено законами физики в нашем обычном мире. Например, дизайнеры могут создавать в метаверсе цифровую одежду, которую невозможно воспроизвести в обычных условиях из знакомых современным химикам материалов. Например, немецкий 3D-дизайнер Alejandro Delgado спроектировал «Платье бессмертия», чтобы люди, заплатив $120, могли носить его в метавселенной. Если бы такой наряд существовал в реальности, то он бы стоил в сотни раз дороже.

Фото: Dressx.com
Фото: Dressx.com

  • В метавселенных можно учить и обучаться с полным погружением в материал, которое, возможно, сможет превзойти по эффективности все ныне существующие методики. Метаверс позволяет обучаемым сразу использовать полученные знания на практике или увидеть процессы и объекты вживую буквально изнутри. Например, студенты медвузов в специальном приложении могут провести вскрытие виртуальной лягушки. Существуют исследования, утверждающие, что учащиеся, которые прошли обучение в метаверсе, на 40% лучше применяют на практике полученные теоретические знания.
  • Метаверс — это новые горизонты для цифровых профессий. Представьте себе разработчика, который превращает двумерный код в объемный и тут же эмулирует его в образ конечного продукта.
  • Метавселенные предоставляют новые возможности для маломобильных людей, которые смогут посещать музеи, выставки и концерты без каких-либо ограничений.

Фото:Midjourney
Индустрия 4.0 Любовь, секс и роботы: какими будут отношения в метавселенной

Метамиры не только для мегакорпораций

Существует ошибочное мнение, что пользоваться возможностями метавселенных очень дорого, и позволить себе это пока могут только крупные мировые корпорации и бренды. Свой мир легко развернуть или создать по шаблону в приложении любой подходящей метавселенной. Для работы с метаверсом не обязательно писать собственный код или создавать свой дизайн пространства. Выгоды от метавселенных может получить и средний, и малый бизнесы.

Вот лишь несколько пунктов, в которых бизнесу любого масштаба могут быть полезны метамиры:

  • экономия ресурсов с помощью ивентов любых форматов в метаверсе;
  • эффективный инструмент для командообразования и внутренних коммуникаций;
  • корпоративы распределенных команд;
  • развлекательный интерактивный контент. Даже встроенных возможностей шаблонных метамиров хватит, чтобы создать уникальный пользовательский опыт для целевой аудитории бизнеса;
  • новый пользовательский опыт делает из метаверса маркетинговый инструмент с высоким уровнем вовлечения.

Концерт певицы Камилы Кабельо в прямом эфире TikTok с использованием технологии XR.
Экономика инноваций Как технология расширенной реальности помогает делать зрелищные ивенты

В некоторых странах возможности метавселенных оценили уже на правительственном уровне. Например, власти Сеула создали альянс для развития метаверса и активно развивают виртуальный мир, в котором граждане могут пользоваться административными услугами в различных сферах. Получилось что-то вроде Госуслуг 3.0.

А в ОАЭ разработали стратегию развития метавселенных, реализация которой предполагает создание 40 тыс. цифровых рабочих мест. Метаверс становится таким же игроком экономического рынка, как и обычные компании.

Планерка в метаверсе: реальный опыт

В компании 2L есть выделенное направление по созданию и реализации проектов в метавселенных. Недавно мы решили провести традиционную командную встречу на 40 человек в Altspace.

Пошагово наш поход в метаверс выглядел так:

  1. СТО направления метавселенных в нашем агентстве подготовил инструкцию, как скачать и установить приложение. Как зарегистрироваться и настроить, чтобы все заработало. Для большинства коллег это был первый опыт.
  2. CTO выбрал пространство для встречи и помогал тем, кто не мог в чем-то разобраться. На этом этапе большая часть команды прониклась идеей встречи в метавселенной, потому что именно здесь мы все создавали свои аватары, наряжали их во все самое красивое, делали макияж и прическу.
  3. В назначенное время в Altspace началась командная встреча. Наши аватары ринулись исследовать пространство: минут десять ушло на эйфорию, эксперименты с разными игровыми фичами мира. Например, в нашем можно было запускать салюты и бросать баскетбольные мячи.
  4. Провели встречу, где по традиции поделились новостями за неделю. Сделали коллективное селфи.

Коллективное селфи в метавселенной Altspace
Коллективное селфи в метавселенной Altspace

Бюджет нашего мероприятия составил ноль рублей. Мы потратили только ресурсы CTO, который подготовил мир, создал инструкцию и сопроводил команду на пути в метаверс.

Какие выводы мы сделали после проведения ивента в метавселенной:

  • убедились, что для рядовых задач достаточно бесплатных функций метавселенной;
  • в атмосфере хаоса, неизвестности, новая активность встряхивает команды, придает сил. Эмоциональный подъем чувствовался еще неделю спустя метапланерки.

Для распределенных команд, где все работают удаленно и из разных стран и городов, такой формат повысить вовлеченность команды, момент новизны добавляет плюсов к эмоциональному фону банального корпоративного мероприятия.

Фото: Фотографии, сделанные во время летучки в Altspace
Фото: Фотографии, сделанные во время летучки в Altspace

Метавселенные — пространства для развития

Метавселенные охватывают очень широкий спектр человеческой деятельности: от бродилки в Roblox до больших государственных проектов и национальных программ. Для компании любого масштаба в метавселенных найдется что-то полезное именно ей, что позволит выделиться среди конкурентов и первыми занять какие-то новые бизнес-ниши.

Фото:Покрас Лампас
Индустрия 4.0 РБК Тренды продали гараж Покраса Лампаса в метавселенной дороже реального

Пока для кого-то метавселенные — это все еще ново и необычно, для других они уже стали привычным digital-инструментом. Да, технология находится только еще в начале формирования завышенных ожиданий, и по прогнозу Gartner метаверс достигнет стадии плато через 10 лет. Но, большое количество интересных и действительно успешных кейсов по использованию компаниями метавселенных говорит о том, что время экспериментов и поиска успешных решений в метамирах уже наступило. Прорывные проекты бизнеса запомнятся всем не тогда, когда технология метаверса будет уже на плато, а в момент ее становления — то есть сейчас.

Обновлено 13.10.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть