Об эксперте: Ольга Харитонова, ведущий аккаунт-менеджер коммуникационного агентства 2L.
Метавселенные ближе, чем кажется
Метавселенные завоевывают все большую популярность в России, хотя при этом, по данным опроса ВЦИОМ, лишь каждый десятый россиянин знаком с понятием метавселенной. Передовые отечественные компании, следуя за мировыми трендами, уже создают свои миры в метаверсе или с интересом изучают, как можно использовать метавселенные в своем бизнесе.
Вот несколько свежих примеров, как компании используют метавселенные в своей работе. 3 сентября 2022 года в киберпространстве Tinkoff Pulse Park прошел концерт Михаила Шуфутинского. Само пространство было развернуто в метавселенной Decentraland. Зрители могли пройти активности, которые предложили им организаторы, и в качестве приза за это получить NFT-сувениры — аксессуары от популярного исполнителя.
Сеть «М.Видео» к началу учебного года запустила виртуальный шоурум цифровых новинок во метавселенной Roblox — «М.Гонки». Цифровые аватары пользователей могут гулять по метамагазину ретейлера и изучать его товарный ассортимент. Бренд интегрировал в проект механику геймификации: совершая определенные игровые действия, участники соревнования накапливают бонусные баллы, которые затем могут потратить в реальных онлайн- и офлайн-магазинах.
Метавселенные — уже не далекий фантастический мир, а реальный инструмент, которым пользуются компании для достижения своих бизнес-целей. С другой стороны, многие еще не совсем разобрались с этим термином. AR и VR — это метавселенные? Как можно попасть в метамиры? Какой толк от нарисованных аватаров, расхаживающих по цифровым пространствам? Давайте разбираться.
Препарируем метамир: как все устроено
Самый частый вопрос, который неофиты задают про метаверс: «А чем это отличается от обычных компьютерных игр или других приложений?» Принципиальное отличие в том, что метавселенная — это единая оболочка для всех подобных составляющих. Метаверс — это действительно цифровой мир, в котором собраны и существуют по его правилам виртуальные сущности от игр и квестов до магазинов на диване и музеев. Это глобальная симуляция окружающей действительности.
Марк Цукерберг, создавая свой метамир, главной его целью видел объединение всех существующих интернет-платформ в одном месте. Очень масштабно, не правда ли — создать единую Вселенную, которая станет аналогом существующему офлайн-миру.
Сегодня существует не совсем правильное убеждение, которое многие разделяют, — для выхода в метаверс обязательно нужен VR-шлем. Это совсем не так. В метавселенную можно попасть с помощью обычного приложения на смартфоне, например Roblox или Altspace, или через его веб-версию. Метавселенные вполне могут быть двухмерными, использование VR — это всего лишь улучшенный пользовательский опыт, приближающий нас к нашим ощущениям в реальности.
Какие технологии используются в метавселенных
Набор технологий, с помощью которых пользователь может пользоваться метаверсом и существовать в нем, весьма широк. Единого устоявшегося технологического концепта метавселенных сегодня не существует. Вот самые распространенные технологии, которые используют при создании метавселенных:
- Блокчейн. Криптовалюта и NFT используются некоторыми метавселенными для торговли своими активами или закрепления прав собственности на уникальные арт-объекты.
- Дополненная и виртуальная реальности (AR + VR) — с их помощью создается уникальный иммерсивный опыт пользователя метаверса.
- 3D-моделинг позволяет разработать виртуальную среду, приближенную к реальности. Этим уже широко пользуются различные застройщики и девелоперы для моделирования своих объектов недвижимости, что позволяет проводить продажи полностью в онлайне без посещения клиентом приобретаемой квартиры или другого помещения.
- Искусственный интеллект. Область его применения очень широка: от создания динамических виртуальных объектов до разработки автономных неигровых персонажей (NPC).
- Интернет вещей используется чаще всего в виде сенсоров, которые могут собирать сигналы из внешнего мира и транслировать эти потоки данных в метаверс. Таким образом с помощью интернета вещей можно изменять объекты в метавселенной в зависимости от происходящих в реальном мире событий.
Какими могут быть концепты метаверса
- Виртуальные 3D-пространства для коммуникаций. Пример Microsoft Mesh — иммерсивные пространства, в которых пользователи могут совместно работать. Его создатели используют инновацию, получившую название голопортация — технология, создающая 3D-модель пользователя и передающая ее в метапространство в виде движущейся голограммы. К Mesh можно подключаться с помощью обычного смартфона или компьютера, а можно с помощью специализированных устройств: VR-очков или гарнитуры смешанной реальности HoloLens 2.
- Игры с использованием смешанной реальности могут считаться прототипом метаверса. Это, например, хорошо всем известные Pokemon Go или Fortnite.
- Вселенные типа Roblox или Altspace — по сути это тоже игровые метавселенные, где контент создается самим сообществом пользователей. Преимущества этих концептов — простота использования и низкий порог входа для разработчиков миров. Каждый пользователь с современным смартфоном может зайти в эти метавселенные, кастомизировать свой аватар и сразу же включиться в интересную игру или же создать свою.
Преимущества метавселенных для бизнеса
Две главные характеристики, которые обеспечивают пользователям метавселенных уникальный опыт — интерактивность и визуализация. Люди в метаверсе могут взаимодейстовать с объектами так же, как в реальности.
Визуализация (она же виртуализация) позволяет показать клиентам в метаверсе дорогие и немобильные продукты. Это находка, например, для производителей промышленного оборудования или застройщиков.
Чем же хороши и чем могут быть полезны нам метамиры, кроме возможности уйти от реальности в цифровые дебри? Вот несколько моментов, которые в метаверсе получают новое развитие по сравнению с обычным миром:
- В метавселенных можно задавать собственные правила бытия — в них становится доступным все, что запрещено законами физики в нашем обычном мире. Например, дизайнеры могут создавать в метаверсе цифровую одежду, которую невозможно воспроизвести в обычных условиях из знакомых современным химикам материалов. Например, немецкий 3D-дизайнер Alejandro Delgado спроектировал «Платье бессмертия», чтобы люди, заплатив $120, могли носить его в метавселенной. Если бы такой наряд существовал в реальности, то он бы стоил в сотни раз дороже.
- В метавселенных можно учить и обучаться с полным погружением в материал, которое, возможно, сможет превзойти по эффективности все ныне существующие методики. Метаверс позволяет обучаемым сразу использовать полученные знания на практике или увидеть процессы и объекты вживую буквально изнутри. Например, студенты медвузов в специальном приложении могут провести вскрытие виртуальной лягушки. Существуют исследования, утверждающие, что учащиеся, которые прошли обучение в метаверсе, на 40% лучше применяют на практике полученные теоретические знания.
- Метаверс — это новые горизонты для цифровых профессий. Представьте себе разработчика, который превращает двумерный код в объемный и тут же эмулирует его в образ конечного продукта.
- Метавселенные предоставляют новые возможности для маломобильных людей, которые смогут посещать музеи, выставки и концерты без каких-либо ограничений.
Метамиры не только для мегакорпораций
Существует ошибочное мнение, что пользоваться возможностями метавселенных очень дорого, и позволить себе это пока могут только крупные мировые корпорации и бренды. Свой мир легко развернуть или создать по шаблону в приложении любой подходящей метавселенной. Для работы с метаверсом не обязательно писать собственный код или создавать свой дизайн пространства. Выгоды от метавселенных может получить и средний, и малый бизнесы.
Вот лишь несколько пунктов, в которых бизнесу любого масштаба могут быть полезны метамиры:
- экономия ресурсов с помощью ивентов любых форматов в метаверсе;
- эффективный инструмент для командообразования и внутренних коммуникаций;
- корпоративы распределенных команд;
- развлекательный интерактивный контент. Даже встроенных возможностей шаблонных метамиров хватит, чтобы создать уникальный пользовательский опыт для целевой аудитории бизнеса;
- новый пользовательский опыт делает из метаверса маркетинговый инструмент с высоким уровнем вовлечения.
В некоторых странах возможности метавселенных оценили уже на правительственном уровне. Например, власти Сеула создали альянс для развития метаверса и активно развивают виртуальный мир, в котором граждане могут пользоваться административными услугами в различных сферах. Получилось что-то вроде Госуслуг 3.0.
А в ОАЭ разработали стратегию развития метавселенных, реализация которой предполагает создание 40 тыс. цифровых рабочих мест. Метаверс становится таким же игроком экономического рынка, как и обычные компании.
Планерка в метаверсе: реальный опыт
В компании 2L есть выделенное направление по созданию и реализации проектов в метавселенных. Недавно мы решили провести традиционную командную встречу на 40 человек в Altspace.
Пошагово наш поход в метаверс выглядел так:
- СТО направления метавселенных в нашем агентстве подготовил инструкцию, как скачать и установить приложение. Как зарегистрироваться и настроить, чтобы все заработало. Для большинства коллег это был первый опыт.
- CTO выбрал пространство для встречи и помогал тем, кто не мог в чем-то разобраться. На этом этапе большая часть команды прониклась идеей встречи в метавселенной, потому что именно здесь мы все создавали свои аватары, наряжали их во все самое красивое, делали макияж и прическу.
- В назначенное время в Altspace началась командная встреча. Наши аватары ринулись исследовать пространство: минут десять ушло на эйфорию, эксперименты с разными игровыми фичами мира. Например, в нашем можно было запускать салюты и бросать баскетбольные мячи.
- Провели встречу, где по традиции поделились новостями за неделю. Сделали коллективное селфи.
Бюджет нашего мероприятия составил ноль рублей. Мы потратили только ресурсы CTO, который подготовил мир, создал инструкцию и сопроводил команду на пути в метаверс.
Какие выводы мы сделали после проведения ивента в метавселенной:
- убедились, что для рядовых задач достаточно бесплатных функций метавселенной;
- в атмосфере хаоса, неизвестности, новая активность встряхивает команды, придает сил. Эмоциональный подъем чувствовался еще неделю спустя метапланерки.
Для распределенных команд, где все работают удаленно и из разных стран и городов, такой формат повысить вовлеченность команды, момент новизны добавляет плюсов к эмоциональному фону банального корпоративного мероприятия.
Метавселенные — пространства для развития
Метавселенные охватывают очень широкий спектр человеческой деятельности: от бродилки в Roblox до больших государственных проектов и национальных программ. Для компании любого масштаба в метавселенных найдется что-то полезное именно ей, что позволит выделиться среди конкурентов и первыми занять какие-то новые бизнес-ниши.
Пока для кого-то метавселенные — это все еще ново и необычно, для других они уже стали привычным digital-инструментом. Да, технология находится только еще в начале формирования завышенных ожиданий, и по прогнозу Gartner метаверс достигнет стадии плато через 10 лет. Но, большое количество интересных и действительно успешных кейсов по использованию компаниями метавселенных говорит о том, что время экспериментов и поиска успешных решений в метамирах уже наступило. Прорывные проекты бизнеса запомнятся всем не тогда, когда технология метаверса будет уже на плато, а в момент ее становления — то есть сейчас.