А в чем тренд?
По данным отчета ОЭСР «Образование детей 21 века», возраст первого знакомства с технологиями постепенно снижается. Некоторые даже называют современных детей «цифровыми аборигенами», так как они знакомятся с гаджетами буквально с пеленок. 73% британских родителей, у которых есть дети в возрасте от 0 до 4 лет, заявили, что их дети уже выходят в интернет с помощью планшета. 41% респондентов ответили, что их дети пользовались смартфоном, а 24% — ноутбуком или настольным ПК. Подобный опрос проводили и в США, где более трети родителей рассказали, что их дети впервые воспользовались смартфоном до пяти лет.
Столь ранний возраст знакомства с технологиями вызывает у многих опасения, однако использование гаджетов несет для детей не только риски (просмотр неподходящего контента, зависимость от смартфона и т. п.), но и преимущества (помощь в социализации, развитии навыков, вопросах здоровья и т. д.) — главное осознанно знакомить ребенка с гаджетами.
Световой будильник
От количества солнечного света напрямую зависит наше самочувствие и настроение — не случайно наступление осени и зимы ассоциируется с сезонным аффективным расстройством. Просыпаться, когда за окном еще совсем темно, тоже непросто: ранний подъем отнимает много сил, а в темноте к тому же увеличивается выработка мелатонина, из-за которой клонит в сон. Кроме того, в первые 30–45 минут после пробуждения уровень кортизола в крови повышен.
Облегчить утреннюю рутину может световой будильник — он имитирует рассвет за счет постепенного увеличения яркости световой панели. Световой эффект будильника за определенный промежуток времени (от 15 до 60 минут) выводит организм из сна, что положительно влияет на самочувствие. Кроме того, налаженный режим способствует и правильной выработке мелатонина, а значит, крепкому сну.
Некоторые модели будильников сочетают функции имитации рассвета и заката, а также функцию расслабления путем дыхательной гимнастики перед сном. В остальное время такой гаджет служит обычным ночником, который не мешает сну.
«Умная» ручка
«Собака съела конспект» — эта устоявшаяся фраза хорошо иллюстрирует главный недостаток рукописных конспектов — их ненадежность. Тетрадь легко порвать, залить водой, потерять.
Современные школьники могут решить эту проблему при помощи «умной ручки». Принцип ее работы довольно прост — сканер, встроенный в корпус, оцифровывает записи и рисунки и сразу передает их в приложение на смартфоне или временно хранит во встроенной памяти, если телефон находится далеко. В итоге все записи хранятся в одном месте, ими можно делиться через приложение, а оцифровка конспектов не требует дополнительного времени.
Правда, в отличие от обычных ручек или планшетов, большинство их «умных» аналогов требуют и специального блокнота для записи, потому что ручка считывает записи только при наличии определенной разметки. Некоторые производители позволяют самостоятельно распечатать бумагу в нужном формате, но большинство предпочитает зарабатывать на фирменных расходных материалах. Кроме того, некоторым может быть непривычно писать этой ручкой из-за ее тяжести и непривычного размера.
Интерактивная бутылка
Соблюдать водный баланс очень важно: достаточное количество жидкости, поступающее в организм, обеспечивает нормальное пищеварение, правильную терморегуляцию, правильную работу суставов и даже защищает от инфекций. Однако вовремя пить воду подчас бывает сложно даже взрослым, а дети и вовсе могут забыть об этом в ходе дневных занятий и игр. Поэтому лучше снабжать ребенка собственной бутылкой с питьевой водой или термосом — во-первых, так питье всегда будет под рукой, а во-вторых, это намного экологичнее пластиковых бутылок или стаканчиков для кулера.
Можно найти и необычные бутылки — например, интерактивные, призванные сделать процесс увлекательным и приучить ребенка регулярно пить. Так, бутылка Gululu работает по принципу тамагочи: ребенок пьет воду (норма воды рассчитывается в приложении, исходя из веса и возраста) и питомец на встроенном экранчике растет и находит сокровища. А в специальном приложении родители могут отслеживать количество выпитой за день воды.
Смарт-часы
Начиная с 5 лет дети учатся следовать правилам — в это время они особенно часто играют в сюжетно-ролевые игры, тренируя этот навык. В это же время можно уделять особое внимание обучению этикету и правилам поведения, чтобы к школе ребенок подошел уже подготовленным к новому графику жизни.
Однако младшие школьники все еще нуждаются в подсказках о том, как себя вести в различных ситуациях, к тому же школа подразумевает новые правила. Самостоятельно учиться дисциплине ребенку помогут умные часы: например, Octopus Watch напомнит ребенку о том, что пора чистить зубы, садиться за уроки или помочь по дому. Так же, как и взрослые часы, они показывают иконку на дисплее часов и вибрируют, когда подошло время заниматься или готовиться ко сну. В приложении можно планировать задания на день, вписать данные на случай чрезвычайного происшествия — номера близких, группу крови и аллергические реакции. В таких часах нет никаких сторонних приложений, которые будут отвлекать от учебы.
Робот, которого можно самостоятельно программировать
Программирование сейчас — такой же важный навык, как и знание иностранного языка, это уже требование нового времени. Об этом говорит и рост популярности различных курсов и кружков робототехники для детей любых возрастов: по данным 2ГИС, в 2020 количество соответствующих запросов в России выросло на 68%.
Применять теоретические знания на практике можно дома при помощи различных программируемых игрушек — от специальной линейки конструкторов LEGO до настоящего домашнего робота.
Робот Vortex похож на крошечный робот-пылесос с глазами-диодами. За управление отвечает мобильное приложение, в которое встроено несколько игр. У робота есть сенсоры, определяющие его положение относительно других предметов, он может передвигаться и выполнять различные игровые команды — например, «играть» в футбол или ездить по гоночному треку — или даже становиться мячом для гольфа. Он оснащен инфракрасным «зрением» и динамиками для воспроизведения звука.
Программирование в приложении построено по принципу блочного конструктора — нужно выбрать необходимые функции и расположить их на рабочем пространстве. Таким образом ребенок может спроектировать игру с собственными условиями.