DesignOps: как IT-решения помогают управлять дизайн-командами

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Все больше компаний делают выбор в пользу формирования собственных дизайн-команд и отказываются от услуг внешних исполнителей. Как это повлияет на дизайн-индустрию — в материале РБК Трендов

Об эксперте:

Даниил Большов, дизайнер, совладелец группы агентств +GP Agency, «12 Космонавтов» и 1147 Productions, специалист в области Design Operations

Из IT в дизайн: что такое DesOps

Объем производства визуального контента ежегодно растет. По подсчетам Российской Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), сегмент маркетинга и рекламы с 2013 года вырос почти втрое и в пандемийном 2020 году составил ₽349,8 млрд. По тем же оценкам, рынок цифрового контента показал похожую динамику и составил ₽123,4 млрд. Это связано с тем, что число платформ и форматов взаимодействия с пользователем постоянно растет, развивается сегмент e-commerce, да и пандемия ознаменовала массовый переход пользователей в онлайн.

До становления эпохи digital дизайн-агентствам было достаточно разработать для клиента один мастер-макет и адаптировать его под несколько необходимых форматов. Штат таких агентств, работающих на несколько разных компаний, мог состоять всего из пяти человек.

С активным ростом цифровизации стало понятно, что у дизайнеров прибавилось работы. Теперь каждая социальная сеть, каждая платформа требовала все больше и больше визуального контента. Mobile first — тренд, который установил первичность мобильной версии перед десктопной — и вовсе ознаменовал создание цифровых витрин (того, что мы называем мобильным приложением). Такой бурный поток визуальной информации заставил крупные компании создавать внутри себя дизайн-команды: так бизнесу легче было ставить задачи и контролировать их выполнение. В России самый яркий пример — крупнейшие банки, работающие онлайн: Тинькофф Банк, Альфа-банк, Райффайзен Банк. Дизайн их приложений делается исключительно внутренними командами. Эту практику переняли и маркетплейсы Ozon, Lamoda, Wildberries.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Простота и уродство: что такое антидизайн

В результате этих изменений количество дизайнеров в командах стало резко увеличиваться, скорость возросла, но появилась проблема: как управлять такой «фабрикой дизайна»?

Тогда набор методов управления творческими коллективами был заимствован и адаптирован из IT-сферы, где уже более десяти лет используется Development Operations. Разработчикам методология позволила создавать программное обеспечение с использованием подходов Agile для заказчиков, которым требовался быстрый — «конвейерный» — выпуск новых версий.

Новая система для дизайн-команд получила название по аналогии — Design Operations. Это, в буквальном смысле, означает дизайн и операции. Специалисты Design Operations берут на себя функции управления, выстраивания коммуникаций между исполнителями и заказчиком, создания среды, методов и практик. Подобный принцип производства визуального контента систематизирует, оптимизирует и ускоряет процесс реализации задач дизайнеров.

Из чего состоит DesignOps
Из чего состоит DesignOps (Фото: +GP Agency)

Как устроен DesignOps в разных командах

В отличие от классической модели управления, в которой функции руководителя творческого коллектива выполняет арт-директор, в Design Operations координацией команды не обязательно занимается именно он. Как правило, это отдельный DesOps-специалист или даже целая DesOps-команда, которая выступает посредником между дизайнерами и заказчиками. Они отвечают за ведение процессов, подбор исполнителей и, наконец, создание экосистемы и среды разработки посредством различных IT-решений, превращая коллектив дизайнеров в «фабрику».

На первый взгляд, слова «конвейер» и «фабрика» исключают творчество, однако на самом деле использование DesignOps как раз позволяет сфокусироваться именно на нем, не отвлекаясь на поиск информации, шаблонов, длинные переписки с коллегами и заказчиками.

Экосистема DesignOps состоит из разнообразных цифровых сервисов: облачные хранилища, базы данных, таск-трекеры, сервисы совместной работы и брейншторминга.

В централизованной модели «фабрики дизайна» один специалист DesignOps занимается вопросами коммуникации между отделами (например, маркетинга, дизайна и продуктового отдела) — таким образом, решается вопрос разобщенности при работе над одним крупным проектом. Для кросс-функциональных команд, где в равной степени присутствуют маркетологи, дизайнеры и продакт-менеджеры, функцией DesignOps можно наделить одного из дизайнеров в каждой группе, чтобы синхронизировать их работу. Наконец, в гибких командах, которые набираются под конкретный продукт и могут состоять из штатных единиц и привлеченных исполнителей, DesignOps может стать точкой принятия решений.

В крупных международных компаниях DesignOps — сложный, многоуровневый процесс. Например, в Airbnb DesignOps состоит из управления дизайн-процессами (Design Program Management), IT-технологий (Design Tools), адаптационных процессов (Localization), а также команды дизайн-специалистов (Production Designers) и координаторов (Team Coordinators).

Иными словами, команда DesignOps отвечает за операционную стратегию и поддержание надлежащего качества дизайна, построение необходимых инструментов разработки, локализацию всего сервиса (проще говоря, доступность сервиса для пользователей всех стран присутствия) и здоровую культуру работы в группах.

В Pinterest, напротив, используют модель при которой специалист DesignOps присутствует в каждой рабочей группе, занятой разработкой отдельного продукта.

Команда DesignOps
Команда DesignOps (Фото: +GP Agency)

В российских компаниях термин DesignOps встречается редко, хотя уже упомянутые Тинькофф Банк, Райффайзен Банк, Wildberries, а также бизнесы, требующие производства большого количества визуального контента (например, компании уровня «Эльдорадо» или ПИК), вероятнее всего, прибегают к этому методу или отдельным его элементам. О методологии в Рунете довольно мало информации и по сей день, а на крупнейшем событии — международном саммите по DesignOps — Россию вообще никто не представляет.

В «Додо Пицца» подход применяют с 2018 года. Тогда термин Design Operations вообще практически не встречался в русскоязычной среде.

«DesignOps у нас возник органически. Какое-то время мы даже не знали, что его применяем, — рассказывает Женя Опутин, операционный руководитель Dodo Brands Design Team. — Метод DesignOps в компании выстроен так, что каждая функция (например, функция дизайна коммуникации) решает свой спектр задач так, как считает эффективным. Мы гибкие и стараемся отталкиваться от потребностей и ограничений. Сейчас в нашей команде более 40 человек: от дизайнеров до креативщиков и ретушеров. Почти все наши подкоманды регулярно обращаются за помощью к парт-тайм специалистам. Это шрифтовые художники, иллюстраторы, фотографы, видеооператоры. Мы можем работать с фрилансерами или при необходимости нанять кого-то в штат».

Специалист DesOps может быть дизайнером, при этом он не обязательно должен участвовать в дизайн-процессах, делать макеты. Его задача — руководство. Несомненный плюс такого сотрудника — понимание внутренней кухни агентства или инхаус-команды. И гораздо ценнее для него обладание soft skills — коммуникативными навыками и организаторскими качествами, поскольку в его задачи входит координация работы групп дизайнеров, чтобы они могли сосредоточиться на своих прямых функциях и не отвлекались на административные задачи.

Кому подойдет методология

Методология DesOps может показаться излишне перегруженной и затратной бизнесам с минимальными потребностями в дизайне. Помимо очевидных затрат на увеличение штата и найм дополнительных специалистов, потребуются затраты на IT-решения и другие сервисы, без которых создать «фабрику дизайна» невозможно. Например, метод вряд ли подойдет B2B-компаниям, которым для коммуникации с конечным потребителем достаточно нескольких общих презентаций продукта. Если же говорить о недостатках для дизайнеров и других специалистов, которые работают в DesOps, то это быстрое выгорание: не каждый творческий специалист готов к столь высокому трафику и скорости работы.

DesignOps позволяет легко масштабировать производство контента, быстрее реагировать на внешние тенденции. С другой стороны, с «фабрикой дизайна» сложно реализовывать амбициозные креативные задачи, так как постоянная команда, как правило, сфокусирована на скорости и соблюдении гайдов. Это ставит перед специалистами DesignOps задачу по подбору творческой команды, способной работать в стабильном темпе, и поиску талантливых участников группы, которые не сойдут с дистанции.

Со временем классическим дизайн-агентствам придется столкнуться с выбором: развиваться как «бутиковое» бюро, которое работает над амбициозными проектами, выполняет сложные креативные и брендинговые заказы, либо создать «фабрику», ориентированную на выполнение сроков и следование гайдлайнам. В будущем методология Design Operations продолжит развиваться и трансформироваться в централизованные цифровые платформы для систематизации, ведения и хранения проектов, для улучшения качества и скорости разработки средствами искусственного интеллекта. Примеры таких платформ уже появились и год от года вызывают все больший интерес инвесторов. Наиболее заметные из них — Superside и Sketchdeck.

Онлайн-курс обучения профессии «Графический дизайнер»

Обновлено 29.12.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть